Дело № 2-429/2015
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации22 мая 2015 года г. Кострома
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Березиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района к Лебедевой Н.А. о признании права муниципальной собственности на земельную долю,
УСТАНОВИЛ:
Глава Самсоновского сельского поселения обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области о признании права муниципальной собственности на земельную долю сельскохозяйственного назначения в праве общей долевой собственности, ранее принадлежащей М., общей площадью 5,3 га, расположенную на земельном участке ЗАО «Заволжское» на территории Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района. Требования мотивированы тем, что на основании и во исполнение требований Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлений Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» администрацией Костромского района были приняты постановления от 14.12.1992 года № 264-в «О реорганизации совхоза «Заволжский», от 31.05.1993 года № 112-6 «О дополнительной передаче земель в собственность по хозяйствам района и об организации фермерских хозяйств». К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений (статья 11 Земельного кодекса РФ) относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям поселений отнесено, в том числе: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения. Одними из основных принципов земельного законодательства являются: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; а также, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (статья 1 Земельного кодекса РФ). В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по: сохранению почв и их плодородия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель (статья 13 Земельного кодекса РФ). Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, устанавливаются и определяются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Невостребованными земельными долями согласно ст. 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. Кроме того, невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущества умершего считается выморочным. Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел, по которым затрагиваются вопросы наследования, от имени российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов. В ходе проверки установлено, что земли ЗАО «Заволжское» были предоставлены в общую долевую собственность физическим лицам. Однако, до настоящего времени некоторые доли являются невостребованными - собственники долей не передали земельные участки в аренду или не распорядились ими иным образом в течение трех лет. М. ДДММГГГГр., являлась одним из собственников земельной доли ЗАО «Заволжское». Согласно сведениям отдела записи актов гражданского состояния по Костромскому муниципальному району М. скончалась ДДММГГГГ. До настоящего времени никто на земельную долю, принадлежащую М. (свидетельство серия № свои права не заявил. Соблюдая порядок, предусмотренный Федеральным законом № 101-ФЗ администрацией Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Указанный список был опубликован в средствах массовой информации - газете «Волжская новь» № 17 от 02.05.2012 г., кроме того список был размещен на официальном сайте администрации Костромского муниципального района в сети "Интернет", а также размещался на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности, проведение которого было осуществлено 30.11.2012 г. При этом о дате проведении данного собрания была размещена информация в СМИ - газете «Северная правда» № 79 от 10.10.2012 г. и «Волжская новь» № 40 от 10.10.2012 г. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей. Однако, в отношении земельной доли М. таких заявлений ни от кого не поступило. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно. Постановлением администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района от 29.04.2013 г. № 36 список невостребованных земельных долей был утвержден.
Определением Костромского районного суда от 07 мая 2015 года по ходатайству представителя истца администрации Самсоновского сельского поселения Лебедевой М.А. произведена замена ненадлежащего ответчика Территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области на надлежащего Лебедеву Н.А., Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
В судебном заседании представитель истца администрации Самсоновского сельского поселения Лебедева М. А., действующая на основании доверенностей, заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Ответчик Лебедева Н.А. в судебном заседании исковые требования администрации Самсоновского сельского поселения о признании права муниципальной собственности на земельную долю М. признала в полном объеме, о чем написала заявление. Последствия признания иска, предусмотренные ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны. Данное заявление приобщено к материалам дела.
Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица представитель ЗАО «Заволжское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Указу Президента Российской Федерации № 1767 от 27 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные земли, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан - работников предприятий, в соответствии с которым постановлением Главы администрации Костромского района от 22 марта 1994 года № 96 земельные паи, в том числе ТОО «Заволжское», закреплены в собственность за членам ТОО.
На основании указанного постановления гражданам, в том числе М. ДДММГГГГ выдано свидетельство о праве собственности на земельную долю (долю в праве собственности на земельный участок), общей площадью 5,3 га, земли сельскохозяйственного назначение для сельскохозяйственного производства, пашня- 4,7 га, сенокосы- 0,3 га., пастбища- 0,3 га по адресу: Костромской район, Самсоновская сельская администрация, ТОО «Заволжское», серии №.
М. умерла ДДММГГГГ, что подтверждается справкой, выданной ОЗАГС по Костромскому муниципальному району № от 26 марта 2014 года.
Согласно наследственному делу, представленному нотариусом Румянцевой С.В., с заявлением о принятии наследства по завещанию после смерти М. обратилась Лебедева Н.А., наследственное имущество состоит из 2/3 доли квартиры, расположенной по адресу: (адрес), денежных вкладов и пенсии.
14 февраля 2006 года Лебедевой Н.А. выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на вышеуказанное имущество и денежные вклады.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд считает возможным принять признание иска ответчиком, так как признание заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно с ч. 2 ст. 173 ГПК РФ, судом разъяснены ответчику последствия признания иска и принятия его судом, а именно то, что судом будет принято решение об удовлетворении заявленных истцом требований, разъяснено положение ч. 4. ст. 198 ГПК РФ.
Заявление ответчика Лебедевой Н.А. от 22 мая 2015 года о признании иска и о разъяснении ей последствий признания иска и принятия его судом приобщено к материалам дела.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 26 марта 2015 года сведения о регистрации долей указанного земельного участка за М. отсутствуют.
В материалах дела имеется заявление М., датированное ДДММГГГГ, на вступление в сельскохозяйственное товарищество с ограниченной ответственностью «Заволжское, согласно которому М. просит ввести её в члены товарищества и принять причитающийся ей имущественный и земельный пай в качестве учредительного взноса. В указанном заявлении отсутствуют сведения о принятии заявления.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ третьим лицом ЗАО «Заволжское» не представлено доказательств принятия спорной земельной доли в уставной капитал предприятия.
Более того, ЗАО «Заволжское» в орган местного самоуправления с письменными возражениями относительно земельной доли, принадлежащей М., не обращалось.
Таким образом, судом установлено, что при жизни собственник земельной доли М. не распорядилась указанной земельной долей и не принимала никаких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения.
Это обстоятельство негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий, что приводит к их порче и невозможности впоследствии пользоваться ими по целевому назначению.
При отсутствие в течение трех лет распорядительных действий со стороны собственника земельной доли или наследников, суд приходит к выводу о том, что администрацией сельского поселения в соответствии с требованиями закона было опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей со списком граждан, которым было предложено реализовать это право, и со дня опубликования сообщения истекли установленные законом для обращения за оформлением права на земельную долю 90 дней, однако, до настоящего времени наследники умерших, не вступившие в наследство и не оформившие своих прав собственности на земельные участки в установленном законом порядке, а также иные лица, считающие себя собственниками спорной земельной доли, не обратились с заявлением и необходимыми документами.
Учитывая изложенное, признание иска ответчиком, отсутствие возражений третьих лиц, суд находит требования Самсоновского сельского обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194, ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 5,3 ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░: ░░░░░- 4,7 ░░, ░░░░░░░░ - 0,3 ░░, ░░░░░░░ - 0,3 ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ № ░░ 25 ░░░░ 1994 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░