Решение по делу № 2-4391/2024 от 15.10.2024

УИД 74RS0017-01-2024-006634-78                  Дело № 2-4391/2024

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2024 года                                г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи     Максимова А.Е.,

при секретаре    Кураксиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальных отношений Челябинской области к Нехороших Дмитрию Владимировичу о взыскании денежных средств в связи с неисполнением обязательств по социальному контракту,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство социальных отношений Челябинской области обратилось в суд с иском к Нехороших Д.В. о взыскании денежных средств, выплаченных в рамках социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, использованных не по целевому назначению, в размере 350 000 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что между Управлением социальной защиты населения Златоустовского городского округа (далее – УСЗН ЗГО) и Нехороших Д.В. ДД.ММ.ГГГГ был заключен социальный контракт сроком на 1 год на оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам по мероприятию осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Согласно социальному контракту ответчику ДД.ММ.ГГГГ. было перечислено социальное пособие в размере 350 000 рублей. По условиям социального контракта получатель пособия обязан зарегистрироваться (встать на учет) в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления предпринимательской деятельности или зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; при необходимости приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и предоставить истцу документы, подтверждающие целевое использование социального пособия.

В период действия контракта ответчик предоставил в УСЗН ЗГО копию товарного чека о приобретении компрессора на сумму 59 000 руб., который не был принят УСЗН ЗГО в отсутствие оригинала финансового документа. 30.09.2024г. срок действия контракта истек, однако до настоящего времени ответчик не предоставил документы о целевом использовании пособия. 30.04.2024г. Нехороших Д.В. было направлено письменное требование о явке в УСЗН ЗГО и предоставлении подтверждающих документов. 02.08.2024г. направлена досудебная претензия. До настоящего времени документы не предоставлены (л.д. 4).

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и мете рассмотрения дела извещены надлежаще (л.д. 36-39).

Информация о месте и времени рассмотрения дела была размещена в свободном доступе на сайте Златоустовского городского суда Челябинской области в сети Интернет.

Принимая во внимание неявку в судебное заседание ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте его проведения и не сообщившего об уважительных причинах своей неявки, не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, суд в соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК), определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Министерства социальных отношений Челябинской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу преамбулы к Федеральному закону от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон «О государственной социальной помощи») данный федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным данным федеральным законом.

В соответствии со ст. 2 Закона «О государственной социальной помощи» законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 1 Закона «О государственной социальной помощи» содержит основные понятия, которые используются для целей настоящего Федерального закона, а именно:

социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;

программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

В соответствии с ч.2 ст.5 Закона «О государственной социальной помощи» оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Как следует из положений ст.7 Закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

В соответствии с ч.1 ст.8.1 Закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия (ч.3 ст.8.1 Закона «О государственной социальной помощи»). К таким мероприятиям, в частности, относятся:

1) поиск работы;

2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

4) ведение личного подсобного хозяйства;

5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (ч.5 ст.8.1 Закона «О государственной социальной помощи»).

Отношения, возникающие при предоставлении за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи проживающим в Челябинской области малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» регулируются Законом
Челябинской области от 02.07.2020г. № 187-ЗО «О государственной социальной помощи в Челябинской области» (далее – Закон Челябинской области «О государственной социальной помощи в Челябинской области»).

Из анализа положений ст. 2 Закона Челябинской области «О государственной социальной помощи в Челябинской области» оказание государственной социальной помощи осуществляется, в том числе в виде социального пособия на основании социального контракта в размере не более 380000 рублей в год.

Государственная социальная помощь в виде социального пособия на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен на период до 12 месяцев по основаниям, установленным нормативным правовым актом уполномоченного исполнительного органа Челябинской области в сфере социальных отношений (ст. 3 Закона Челябинской области «О государственной социальной помощи в Челябинской области»).

Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта, перечень предусмотренных программой социальной адаптации мероприятий, на реализацию которых может быть использована государственная социальная помощь в виде социального пособия на основании социального контракта, порядок проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта устанавливаются нормативным правовым актом уполномоченного исполнительного органа Челябинской области в сфере социальных отношений (ч. 2 ст. 4 Закона Челябинской области «О государственной социальной помощи в Челябинской области»).

Такой Порядок был утвержден Приказом Министерства социальных отношений Челябинской области от 16.11.2023 N 653, действовавшим с 17.11.2023г. по 31.12.2023г., впоследствии Приказом Министерства социальных отношений Челябинской области от 14.12.2023 N 717 утвержден Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта, действующий на момент рассмотрения настоящего дела.

По состоянию на дату заключения с Нехороших Д.В. социального контракта 31.08.2023г. действовал Порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в Челябинской области, утвержденный Постановлением Правительства Челябинской области от 16.07.2014 № 332-П (ред. от 14.07.2023), период действия редакции - с 17.07.2023г. по 13.11.2023г. (далее по тексту – Порядок № 332-П).

Для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта заявитель представляет в форме электронного документа либо письменной форме в орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг документы, предусмотренные пунктом 6 Порядка № 332-П.

Органом социальной защиты населения совместно с получателем указанной государственной социальной помощи разрабатывается Программа социальной адаптации получателей государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта на срок действия социального контракта (п. 8 Порядка № 332-П)

Созданная органом местного самоуправления городского округа межведомственная комиссия рассматривает вопросы оказания государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта (п. 9 Порядка № 332-П).

Орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя с учетом рекомендаций Комиссии в течение пяти календарных дней со дня принятия Комиссией рекомендаций принимает решение о назначении и размере государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта в пределах, установленных Законом Челябинской области «О государственной социальной помощи в Челябинской области», либо об отказе в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта (п. 10 Порядка № 332-П).

Основанием для выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта являются решение органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя о назначении и размере государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта и подписанный сторонами социальный контракт (п. 11 Порядка № 332-П).

В силу п. 12 Порядка № 332-П выплата государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта осуществляется ежемесячно и (или) единовременно в зависимости от мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации: по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" - в размере не более 350 000 рублей в год.

Согласно п. 13 Порядка № 332-П государственная социальная помощь в виде социального пособия на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации.

По решению органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя срок оказания государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта продлевается на период до 12 месяцев в случае наступления у заявителя не зависящих от него событий, влияющих на выполнение социального контракта (состояние здоровья (болезнь заявителя и (или) члена семьи, подтвержденная документом, выданным медицинской организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации; смерть родителей, супруги (супруга), детей; необходимость ухода за родителями, супругой (супругом), детьми; пожар, наводнение, ураган, землетрясение, авария систем водоснабжения, отопления, электроснабжения).

Осуществление выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта производится не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем назначения государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта (п. 15 Порядка № 332-П).

Гражданин обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе, а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта (п. 21 Порядка № 332-П).

Пунктом 11 Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта, утвержденного Приказом Министерства социальных отношений Челябинской области от 14.12.2023 N 717, в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела (далее по тексту - Порядок № 717), предусмотрено, что органом социальной защиты населения могут быть внесены изменения в социальный контракт и (или) программу социальной адаптации по согласованию с получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта. В случае внесения изменений в социальный контракт и (или) программу социальной адаптации органом социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений в программу социальной адаптации направляется соответствующее уведомление получателю государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

По мероприятию осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности органом социальной защиты населения в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта получателю такой помощи осуществляются следующие денежные выплаты: в размере не более 350 000 рублей единовременно или по частям в зависимости от этапа исполнения мероприятий программы социальной адаптации и бизнес-плана, одобренных межведомственной комиссией. До 10 процентов денежной выплаты, указанной в абзаце первом настоящего подпункта, может быть направлено на компенсацию расходов, связанных с подготовкой и оформлением разрешительной документации, необходимой для осуществления предпринимательской деятельности, на приобретение программного обеспечения и (или) неисключительных прав на программное обеспечение, а также на приобретение носителей электронной подписи, до 15 процентов - на принятие имущественных обязательств, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, до 5 процентов - на размещение и (или) продвижение продукции (товаров, работ, услуг) на торговых площадках (сайтах), функционирующих в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в сервисах размещения объявлений и социальных сетях. Оставшаяся часть денежной выплаты (или вся ее сумма в случае отсутствия указанных расходов) может быть направлена на приобретение основных средств и материально-производственных запасов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности (п.п. «б» п. 14 Порядка № 717).

По решению органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя срок оказания государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта продлевается не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта в случае наступления у заявителя независящих от него событий, влияющих на выполнение социального контракта (причины, являющиеся уважительными в случае неисполнения получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий программы социальной адаптации):

состояние здоровья (болезнь получателя и (или) члена семьи, подтвержденная листком нетрудоспособности или медицинской справкой (заключением));

смерть родителей, супруги (супруга), детей;

необходимость ухода за родителями, супругой (супругом), детьми;

непреодолимая сила и (или) чрезвычайное, непредотвратимое обстоятельство (подтвержденные документально пожар, наводнение, ураган, землетрясение, авария систем водоснабжения, отопления, электроснабжения), введение ограничительных мероприятий в рамках режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (п. 27 Порядка № 717).

В силу п. 28 Порядка № 717 органу социальной защиты населения рекомендуется досрочно прекратить социальный контракт, в том числе, в случае: неисполнения (несвоевременного исполнения) гражданином мероприятий программы социальной адаптации; установления факта нецелевого расходования гражданином выплаченных денежных средств, если соответствующее направление расходования было закреплено программой социальной адаптации.

Согласно пункту 29 Порядка № 717 орган социальной защиты населения вправе осуществлять проверку наступления обстоятельств, указанных в пункте 28 настоящего Порядка. При наступлении у получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта указанных обстоятельств органом социальной защиты населения оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором органу социальной защиты населения стало известно о возникновении соответствующих обстоятельств. В таком случае органом социальной защиты населения не позднее 3-го рабочего дня со дня прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта направляется соответствующее уведомление получателю государственной социальной помощи на основании социального контракта способом, предусмотренным настоящим Порядком, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Органом социальной защиты населения осуществляется ежемесячный контроль за выполнением получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта обязательств, предусмотренных социальным контрактом, и мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации (п. 34 Порядка № 717).

Гражданин обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта (п. 39 Порядка № 717).

Судом на основании материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Нехороших Д.В. обратился в УЗН ЗГО с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (л.д. 7-8).

Как следует из протокола заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании гражданам государственной помощи на основании социального контракта от 31.08.2023г., комиссия установила, что ожидаемые результаты рассмотренных программ адаптации, в том числе и программы Нехороших Д.В. (утепление пенополиуретаном для теплоизоляции на условиях самозанятости), соответствуют требованиям Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, и рекомендовала УСЗН ЗГО заключить с Нехороших Д.В. социальный контракт для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта (л.д. 16).

В тот же день 31.08.2023г. между Нехороших Д.В. и УСЗН ЗГО заключен социальный контракт на оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам по мероприятию осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (л.д.9-10), по условиям которого УСЗН ЗГО обязалось в соответствии с программой социальной адаптации и бизнес-планом выплатить Нехороших Д.В. единовременное социальное пособие 350000 рублей в срок с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (п. 1.3 контракта), а Нехороших Д.В. обязался встать на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; при необходимости приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, а также принять имущественные обязательства (не более 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и предоставить в орган социальной защиты подтверждающие документы; осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в период срока действия социального контракта и не менее чем 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действий социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления органами социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта (п.3.2. контракта).

ДД.ММ.ГГГГ. УСЗН ЗГО принято решение о назначении Нехороших Д.В. единовременного социального пособия (соц. контракт) в размере 350 000 руб. (л.д. 15).

В соответствии с пунктом 4.1 социального контракта срок его действия - один год с момента его подписания, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 10).

Сторонами при заключении социального контракта согласована программа социальной адаптации, являющаяся приложением № 1 к контракту (л.д.11-12), которой предусмотрен следующий план мероприятий по социальной адаптации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.:

- в течение первого месяца срока действия социального контракта – регистрация (постановка на учет) в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя налогоплательщика налога на профессиональный доход;

- ежемесячное предоставление сведений об осуществлении предпринимательской деятельности либо деятельности в условиях самозанятости - в течение срока действия социального контракта;

- предоставление документов, подтверждающих приобретение основных средств и материально-производственных запасов, необходимых для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности либо деятельности в условиях самозанятости (оборудование должно ранее не эксплуатироваться, иметь документ о гарантийном сервисном обслуживании) - в течение срока действия социального контракта;

– контроль за целевым расходованием выделенных средств с предоставлением в адрес УСЗН ЗГО подтверждающих документов (кассовый, товарный чек) и фотофиксации приобретенного оборудования на рабочем месте - в течение срока действия социального контракта;

- ежемесячное предоставление в адрес УСЗН ЗГО сведений об осуществлении деятельности в течение срока действия социального контракта, а также в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта;

- предоставление через 5 месяцев после окончания срока действия социального контракта сведений о доходах семьи за 5 месяцев, следующих за месяцем окончания срока действия социального контракта;

- предоставление по запросу УСЗН ЗГО информации об условиях жизни семьи заявителя - в течение срока действия социального контракта.

Ожидаемым результатом проводимых мероприятий являлось осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в течение срока действия социального контракта и повышение денежных доходов гражданина (семьи) по истечении сроков действия социального контракта (п.5 программы социальной адаптации - л.д. 12 оборот).

С условиями социального контракта и программой социальной адаптации Нехороших Д.В. ознакомлен лично, о чем свидетельствуют его подписи (л.д.10 оборот, 12оборот).

Сведений о последующем внесении изменения в социальный контракт и (или) программу социальной адаптации в материалах дела нет.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, обязательства по социальному контракту истцом исполнены в полном объеме, денежные средства были перечислены на счет ответчика (л.д. 17) по реестру от ДД.ММ.ГГГГ. в размере 350 000 рублей (л.д.18). Факт получения Нехороших Д.В. социального пособия в сумме 350 000 руб. в ходе рассмотрения дела не оспорен.

Как следует из искового заявления и подтверждается материалами дела, в период действия контракта ответчик по электронным каналам связи ДД.ММ.ГГГГ. предоставил в УСЗН ЗГО незаверенную копию товарного чека от ДД.ММ.ГГГГ. о приобретении материально-производственных запасов (компрессора – 1 шт.) для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности на сумму 59 000 руб. (л.д. 20). Поскольку оригинал или надлежащим образом заверенная копия указанного чека в УСЗН ЗГО не представлены, данный финансовый документ истцом не принят во внимание.

Суд соглашается с доводами истца в этой части на основании следующего.

По смыслу ст. 55 и 57 ГПК на лицах, участвующих в деле, лежит обязанность представить доказательства, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Частью 1 статьи 55 ГПК установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда (часть 2 статьи 55 ГПК). Под нарушением закона понимается получение сведений о фактах из не предусмотренных законом средств доказывания, несоблюдение процессуального порядка получения сведений о фактах в судебном заседании или привлечение в процесс доказательств, добытых незаконным путем.

Оценка доказательств производится судом по правилам ст. 67 ГПК. Согласно ст. 60 ГПК обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно ч. 7 ст. 67 ГПК суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

В соответствии с ч.1 ст. 71 ГПК письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо выполненные иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам совершения процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи).

Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию. Если копии документов представлены в суд в электронном виде, суд может потребовать представления подлинников этих документов (ч. 2 ст. 71 ГПК).

Руководствуясь перечисленными нормами права, суд не может принять копию товарного чека на сумму 59 000 руб. в качестве отвечающего требованиям ст. 67 ГПК доказательства частичного исполнения ответчиком условий социального контракта.

ДД.ММ.ГГГГ. истек срок действия социального контракта. Обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для продления срока социального контракта, судом не установлено.

Таким образом, согласно материалам дела за период действия социального контракта и до настоящего времени ответчиком не исполнены обязательства, предусмотренные пунктом 3.2. социального контракта, а именно: не предоставлены документы о расходовании средств социального контракта на сумму 350 000 рублей, что отражено в контрольном заключении специалиста УСЗН ЗГО, осуществляющего сопровождение социального контракта, по проведенным мероприятиям (л.д. 11оборот).

На момент рассмотрения дела Нехороших Д.В. ни в УСЗН ЗГО, ни в суд не представлено документов, подтверждающих расходование социального пособия на реализацию мероприятий, предусмотренных в программе социальной адаптации, несмотря на то, что УСЗН ЗГО направлялись ответчику соответствующие уведомления (л.д. 19, 21-22) и досудебная претензия (л.д. 23).

Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены, документы, подтверждающие расходование им социального пособия на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, в материалы дела не предоставлены.

В связи с реализацией фискальных задач государства, при рассмотрении настоящего спора суд полагает необходимым применить нормы гражданского законодательства, касающиеся неосновательного обогащения, так как получение ответчиком имущественных благ из бюджета при отсутствии для этого законных оснований означало бы, по существу, неосновательное обогащение за счет бюджетных средств, приводило бы к нарушению публичных интересов в сфере социального обеспечения.

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит правовые нормы, образующие институт неосновательного обогащения, который призван предотвратить необоснованное приобретение участниками правоотношений каких-либо имущественных благ за счет других лиц (глава 60).

Содержащееся в главе 60 ГК правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения, предусматривающее в рамках его статьи 1102 возложение на лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретателя) за счет другого лица (потерпевшего), обязанности возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса (пункт 1), а также применение соответствующих правил независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2), по существу, представляет собой конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 марта 2017 года N 9-П, содержащееся в главе 60 ГК Российской Федерации правовое регулирование отношений по обязательствам, возникающим вследствие неосновательного обогащения, не исключает возможность использования института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечения с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

В Постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П Конституционный Суд Российской Федерации еще раз обратил внимание на то, что содержащееся в главе 60 ГК Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Предоставление ответчику социального пособия по социальному контракту, право на которое предполагает безусловное соблюдение оснований, порядка и условий его получения, в нарушение предусмотренных законом требований, в частности вследствие несоблюдения ответчиком обязательств по контракту, приводит к образованию имущественных потерь бюджета, что ставит вопрос о необходимости изъятия в бюджет соответствующих сумм, причитающихся государству.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О государственной социальной помощи».

Как следует из п. 3 ст. 307 ГК при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм, то есть на истце. Бремя доказывания юридически значимых по делу обстоятельств, касающихся целевого использования социального пособия, в свою очередь, должно быть возложено на приобретателя имущества, то есть ответчика по делу.

Поскольку при заключении социального контракта Нехороших Д.В. был осведомлен о необходимости предоставления документов, подтверждающих целевое использование пособия, суд исключает возможность добросовестно заблуждения с его стороны относительно имеющейся у него обязанности их предоставления. При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для освобождения ответчика от обязанности возврата задолженности перед бюджетом. В свою очередь, государство в лице уполномоченных органов должно эффективно и своевременно решать вопросы контроля за использованием средств бюджетной системы, а граждане, действующие добросовестно, не могут быть поставлены в ситуацию недопустимой неопределенности возможностью получения социальных пособий с нарушением закона.

Министерство социальных отношений Челябинской области в соответствии с Положением о нём, утвержденным Постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 406, является исполнительным органом Челябинской области, осуществляющим в пределах установленной компетенции функции по выработке и реализации государственной социальной политики в сфере социальной защиты населения на территории Челябинской области. Министерство среди прочего организует работу по предоставлению отдельных видов государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, государственных внебюджетных фондов, выделяемых на финансирование мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и социального обслуживания населения; осуществляет финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности областными государственными учреждениями, в отношении которых Министерство социальных отношений осуществляет функции и полномочия учредителя; осуществляет внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в порядке, установленном Правительством Челябинской области.

Следовательно, Министерство социальных отношений Челябинской области имеет право обратиться в суд с настоящим иском.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что Нехороших Д.В. не исполнены обязательства по социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ. (не предоставлены документы, подтверждающие расходование социального пособия на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации), что свидетельствует о нецелевом использовании социального пособия, полученного ответчиком по условиям социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности. В добровольном порядке денежные средства в бюджет Челябинской области ответчиком не возращены.

Ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК не представлены доказательства о целевом расходовании части социального пособия в сумме 59 000 руб. в опровержение доводов истца, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

При таких обстоятельствах с Нехороших Д.В. в пользу Министерства социальных отношений Челябинской области подлежит взысканию социальное пособие, выплаченного по социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ., в сумме 350 000 руб.

В соответствии со статьей 103 ГПК, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в бюджет Златоустовского городского округа государственная пошлина в размере 11250 руб., от уплаты которой истец освобожден при подаче иска.

Руководствуясь ст.ст. 12, 198, 235-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Министерства социальных отношений Челябинской области удовлетворить.

Взыскать с Нехороших Дмитрия Владимировича (паспорт гражданина Российской Федерации ) в пользу Министерства социальных отношений Челябинской области (ИНН ) социальное пособие, выплаченное по социальному контракту на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 350000 рублей.

Взыскать с Нехороших Дмитрия Владимировича государственную пошлину в бюджет Златоустовского городского округа Челябинской области в размере 11 250 рублей.

Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в Златоустовский городской суд Челябинской области заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, истцом - в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий             А.Е. Максимов

Мотивированное решение изготовлено 05.12.2024г.

2-4391/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство социальных отношений Челябинской области
Ответчики
Нехороших Дмитрий Владимирович
Другие
Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа в лице руководителя Брейкиной И.Б.
Суд
Златоустовский городской суд Челябинской области
Дело на странице суда
zlatoust.chel.sudrf.ru
15.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2024Передача материалов судье
22.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2024Судебное заседание
21.11.2024Судебное заседание
05.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
10.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее