В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-5830/2019 Строка №021а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«20» августа 2019 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего-судьи Ясинской И.И.,
судей Дёминой О.В., Кобзевой И.В.,
при секретаре Журавлеве Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кобзевой И.В.
административное дело по административному исковому заявлению Анохиной Анны Александровны к администрации городского округа город Воронеж о признании решения о демонтаже нестационарного торгового сооружения незаконным,
по апелляционной жалобе Анохиной Анны Александровны на решение Советского районного суда г. Воронежа от 10 июня 2019 года.
(судья районного суда Сушкова С.С.)
У С Т А Н О В И Л А :
Анохина А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным решения о демонтаже нестационарного торгового сооружения (киоска), расположенного по адресу: г. Воронеж, <адрес>.
В обоснование требований истец указывал, что он является собственником нестационарного торгового сооружения (киоска), расположенного по адресу: г. Воронеж, <адрес>, который эксплуатировался до утверждения схемы и был приобретен истцом 21 марта 2019 года. До принятия оспариваемого решения в соответствии с решением Воронежской городской Думы от 25 апреля 2012 года № 790-III не был рассмотрен вопрос о заключении договора на право установки нестационарного торгового объекта и включении его в схему размещения нестационарных торговых объектов. Административный ответчик в адрес Анохиной А.А. направил уведомление, как владельцу НТО, о демонтаже 14 мая 2019 года ее торгового объекта, не рассмотрев заявление о заключении договора на право установки нестационарного торгового объекта и включения его в схему размещения нестационарных торговых объектов.
В этой связи Анохина А.А. просила признать незаконным решение администрации городского округа город Воронеж о демонтаже 14 мая 2019 года нестационарного торгового сооружения (киоска), расположенного по адресу: г. Воронеж <адрес>.
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 10 июня 2019 года в удовлетворении заявленных Анохиной А.А. требований отказано (л.д. 31,32-34).
В апелляционной жалобе Анохина А.А. просит отменить решение районного суда от 10 июня 2019 года, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение (л.д.37-38).
Лица, участвующие в деле, извещенные о слушании дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и это установлено судом первой инстанции, на основании договора купли-продажи от 21 марта 2019 года Анохина А.А. приобрела у Чаплыгиной В.А. нестационарное торговое сооружение (киоск), площадью 10,8 кв.м., расположенное по адресу: г.Воронеж <адрес> (л.д.7).
Указанный торговый объект входит в перечень нестационарных торговых объектов, размещенных на территории городского округа город Воронеж без разрешительной документации и подлежащих демонтажу (л.д.24-25).
В этой связи Управление административно-технического контроля администрации городского округа город Воронеж уведомило владельца указанного нестационарного торгового объекта путем размещения на нем уведомления о демонтаже 14 мая 2019 года в принудительном порядке, в связи с отсутствием разрешительной документации на размещение данного объекта (л.д.26). Также информация о демонтаже была опубликована в газете «Берег» и размещена на сайте администрации городского округа город Воронеж в сети Интернет.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что Чаплыгина В.А. (предыдущий собственник торгового объекта) не обращалась к руководителю управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики г. Воронежа с заявлением о включении мест размещения принадлежащего ей нестационарного торгового объекта в Схему размещения таких объектов на территории г. Воронежа.
Кроме того, не нашли своего подтверждения доводы административного истца о том, что она обращалась с заявлением о включении мест размещения принадлежащего ей нестационарного торгового объекта в Схему размещения таких объектов на территории г.Воронежа.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона №381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским Кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона №381 -ФЗ).
В силу ч.1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
На основании ч.3 названной статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ и статье 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений.
В силу пункта 28.1 статьи 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 №150-1, исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления по созданию условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, в том числе утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с установленным порядком, решение в соответствии с действующим законодательством вопросов об установке и демонтаже незаконно установленных нестационарных торговых объектов, гаражей, других малых архитектурных форм реализует Администрация городского округа в лице ее структурных подразделений.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 10 Закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Порядок установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории муниципального образования - городского округа город Воронеж до 12.05.2012 г. был установлен решением Воронежской областной Думы от 26.12.2006г. №271-II «Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж (документ утратил силу в связи с изданием Решения Воронежской городской Думы от 25.04.2012 №790-III «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж»).
Пунктом 2.7 указанного Положения был установлен запрет на установку и эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования без разрешительных документов.
Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа города Воронежа утверждено вступившим в законную силу 12 мая 2012 года решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012г. №790-III.
В силу данного Положения павильоны, киоски относятся к нестационарным торговым объектам.
Согласно разделу 4 данного решения, размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж (п.4.1.).
Размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж осуществляется путем проведения торгов в форме открытого аукциона на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов (п.4.2).
Основанием для установки (монтажа) субъектом торговли нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Воронеж является заключенный с уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Воронеж (п.4.3).
Основанием для эксплуатации субъектом торговли нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Воронеж является акт приемочной комиссии о соответствии размещенного нестационарного торгового объекта требованиям, указанным в договоре, на размещение нестационарного торгового объекта и архитектурному решению (п.4.4).
В соответствии с п.7.1 указанного положения после окончания срока эксплуатации нестационарного торгового объекта, установленного Договором, владелец такого объекта имеет право на продление Договора с учетом требований настоящего Положения. Волеизъявление субъекта торговли должно быть выражено в письменной форме и предоставлено уполномоченному органу не позднее 30 дней до истечения срока действия Договора, ордера. В случае отсутствия указанного заявления нестационарный торговый объект вместе с размещенным выносным холодильным оборудованием подлежит демонтажу в течение 30 дней со дня окончания срока эксплуатации торгового объекта, установленного договором на размещение нестационарного торгового объекта, а территория, занимаемая ранее объектом, приведению в первоначальный вид субъектом торговли.
В силу п.7.2 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа города Воронежа, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012г. №790-III в случае неисполнения в добровольном порядке субъектом торговли сроков демонтажа нестационарного торгового объекта по истечении срока действия договора на его размещение, а также в случае самовольного размещения нестационарных торговых объектов и выносного холодильного оборудования без разрешительной документации организация принудительного демонтажа осуществляется уполномоченным органом по организации демонтажа путем привлечения муниципальных предприятий в порядке, определенном приложением N 5 к настоящему решению. Информацию о неисполнении субъектом торговли сроков демонтажа нестационарного торгового объекта по истечении срока действия договора или досрочном прекращении договора в уполномоченный орган по организации демонтажа направляет уполномоченный орган администрации городского округа город Воронеж в течение 10 дней со дня окончания срока, указанного в п. 7.1, либо в течение 10 дней со дня досрочного прекращения Договора.
Пунктом 7.3 указанного Положения установлено, что нестационарные торговые объекты, размещенные без правоустанавливающих документов, а также выносное холодильное оборудование, установленное в местах, не предусмотренных схемой размещения нестационарных торговых объектов, подлежат обязательному демонтажу в порядке, определенном приложением N 5 к настоящему решению.
Таким образом, временное сооружение может быть включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж только в том случае, если на момент утверждения данной схемы на временное сооружение имелась действующая разрешительная документация. Таких обстоятельств по делу не установлено, Анохиной А.А. разрешительной документации суду не представлено.
Кроме того, Постановлением администрации городского округа город Воронеж №394 от 06 мая 2016 года была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, согласно которой торговый объект (киоск), расположенный по адресу: г. Воронеж <адрес>, принадлежащий истцу, в данную схему не включен.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции установил, что Анохина А.А. приобрела нестационарный торговый киоск без разрешительной документации на его установку. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что документы, свидетельствующие о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Воронеж спорного киоска, в материалах дела отсутствуют, суду не представлены иные доказательства, подтверждающие законность размещения и эксплуатации временного сооружения - киоска, расположенного по адресу: г. Воронеж <адрес>, администрация городского округа город Воронеж действовала в пределах своих полномочий.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласна, так как он сделан на основании исследованных доказательств и установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку.
Всем доводам сторон судом дана правовая оценка применительно к требованиям действующего законодательства и в соответствии с правилами, установленными ст. 84 КАС РФ. Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Действия администрации городского округа город Воронеж соответствуют требованиям указанных выше нормативных правовых актов и не могут нарушать законных прав заявителя, которых он в установленном порядке не приобрел.
Доводы административного истца о том, что предыдущий собственник обращался в управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики г. Воронежа с заявлением о включении места размещения принадлежащего ему нестационарного торгового объекта в Схему размещения таких объектов на территории г. Воронежа, т.е. ссылка истца на обращение с заявлением от 22 декабря 2015 года не нашла подтверждения при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
По существу доводы апелляционной жалобы Анохиной А.А. являются аналогичными тем, которые были предметом судебного разбирательства и судом оценены. Оснований для переоценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает. Иных правовых доводов, свидетельствующих о незаконности либо необоснованности принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьями 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. В связи с этим, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308,309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия –
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Советского районного суда г. Воронежа от 10 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Анохиной Анны Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи коллегии: