Дело № 2а-1689/2021
УИД: 76RS0015-01-2021-002253-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2021 года |
г. Ярославль |
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Соколовой Н.А.,
при секретаре Смирновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ярославля к Васильеву Вадиму Вячеславовичу о взыскании обязательных платежей,
установил:
ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля обратилась в суд с иском к Васильеву В.В. о взыскании задолженности, с учетом уточнения требований, по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: налог за 2 квартал 2017 года в размере 4 082 рублей, пени за период с 02 февраля 2017 года по 01 февраля 2018 года в размере 403 рублей 60 копеек, штраф - 1 816 рублей 40 копеек;
по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 201 рубля: налог за 2015 год в размере 2 рублей, за 2016 год - 43 рублей, за 2017 год - 47 рублей, за 2018 год - 52 рублей, за 2019 год - 57 рублей, пени за период с 04 декабря 2018 года по 21 декабря 2020 года в размере 05 рублей 34 копеек;
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года): налог за 2017 год в размере 23 400 рублей, за 2018 год - 26 545 рублей, за 2019 год - 29 354 рублей, за 2020 год - 27 851 рубля, пени за период с 02 декабря 2018 года по 14 декабря 2020 года в размере 2 184 рублей 79 копеек;
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года: налог за 4 квартал 2016 года в размере 887 рублей 97 копеек, пени за период с 20 июля 2017 года по 20 декабря 2018 года в размере 173 рублей 64 копеек;
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: налог за 2017 год - 4 590 рублей, за 2018 год - 5 840 рублей, за 2019 года - 6 884 рублей, за 2020 год - 7 232 рублей 32 копеек, пени за период с 02 декабря 2018 года по 14 декабря 2020 года в размере 437 рублей 37 копеек;
по доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до 01 января 2020 года, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году: штраф в размере 25 000 рублей. Всего на общую сумму 166 888 рублей 63 копейки.
В обоснование исковых требований указано, что Васильев В.В. состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Ярославля, 09 ноября 2020 года налогоплательщиком прекращена предпринимательская деятельность. Налогоплательщику были направлены требования об уплате налогов и страховых взносов, но в установленный срок требования исполнены не были. В отношении ИП инспекцией в установленные законом сроки были приняты меры принудительного взыскания, предусмотренные ст. 46 и ст. 47 НК РФ. Прекращение действия государственной регистрации и снятие с учета гражданина в качестве индивидуального предпринимателя является изменением налогового статуса гражданина. С момента утраты налогоплательщиком статуса ИП изменилась подсудность данного спора. Налоговый орган ходатайствовал о восстановлении срока на подачу заявления, так как до 09 ноября 2020 года административный ответчик осуществлял деятельность в качестве ИП.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Васильев В.В. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что административный иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее- НК РФ) обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
По ч. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с п.п. 1,2,5 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке и сроки, установленные статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, в силу положений абз. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В силу со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
По делу установлено, что административный ответчик Васильев В.В., ИНН №, состоит на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля, до 09 ноября 2020 года осуществлял предпринимательскую деятельность, был зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в статусе индивидуального предпринимателя, его статус как ИП прекращен по решению регистрирующего органа.
За административным ответчиком числится задолженность:
- по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: налог за 2 квартал 2017 года в размере 4 082 рублей, пени за период с 02 февраля 2017 года по 01 февраля 2018 года в размере 403 рублей 60 копеек, штраф в размере 1 816 рублей 40 копеек;
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за 2015 год в размере 2 рублей, за 2016 год в размере 43 рублей, за 2017 год в размере 47 рублей, за 2018 год в размере 52 рублей, за 2019 год в размере 57 рублей, пени за период с 04 декабря 2018 года по 21 декабря 2020 года в размере 5 рублей 34 копеек;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года): налог за 2017 год в размере 23 400 рублей, за 2018 год в размере 26 545 рублей, за 2019 год в размере 29 354 рублей, за 2020 год в размере 27 851 рубля, пени за период с 02 декабря 2018 года по 14 декабря 2020 года в размере 2 184 рублей 79 копеек;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года: налог за 4 квартал 2016 года в размере 887 рублей 97 копеек, пени за период с 20 июля 2017 года по 20 декабря 2018 года в размере 173 рублей 64 копеек;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: налог за 2017 год в размере 4 590 рублей, за 2018 год в размере 5 840 рублей, за 2019 года в размере 6 884 рублей, за 2020 год в размере 7 232 рублей 32 копеек, пени за период с 02 декабря 2018 года по 14 декабря 2020 года в размере 437 рублей 37 копеек;
- по доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до 01 января 2020 года, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году: штраф в размере 25 000 рублей.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
По п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В исковом заявлении указано, что налогоплательщику были направлены требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов № от 13 июля 2017 года, № от 24 июля 2017 года, № от 24 августа 2017 года, № от 01 сентября 2017 года, № от 15 сентября 2017 года, № от 13 октября 2017 года, № от 16 ноября 2017 года, № от 19 декабря 2017 года, № от 19 января 2018 года, № от 26 января 2018 года, № от 15 февраля 2018 года, № от 12 апреля 2018 года, № от 22 мая 2018 года, № от 25 мая 2018 года, № от 14 июня 2018 года, № от 25 июля 2018 года, № от 13 августа 2018 года, № от 19 сентября 2018 года, № от 16 октября 2018 года, № от 12 ноября 2018 года, № от 11 декабря 2018 года, № от 16 января 2019 года, № от 05 июля 2019 года, № от 13 января 2020 года, № от 15 декабря 2020 года, № от 22 декабря 2020 года, по последнему требованию установлен срок исполнения до 25 января 2021 года, по иным требованиям срок исполнения истек ранее 25 января 2021 года.
В мае 2021 года инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности, 27 мая 2021 года мировым судьей <данные изъяты> отказано в принятии указанного заявления, разъяснено право на обращение в районный суд в порядке искового производства, 30 июля 2021 года административное исковое заявление поступило в районный суд.
В силу ст. 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
По разъяснениям, изложенным в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
В данном случае вышеуказанное определение мировым судьей не выносилось, соответственно положения абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ к спорным правоотношениям не применимы, подлежат регулированию общей нормой права, закрепленной в ч. 2 ст. 48 НК РФ.
При этом, обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от истца, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
Как следует из материалов дела, административное исковое заявление к административному ответчику поступило в районный суд только 30 июля 2021 года (срок обращения в суд до 26 июля 2021 года), то есть за пределами установленного п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячного срока на обращение в суд (в том числе по последнему требованию от 22 декабря 2020 года срок истек 26 января 2021 года).
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, указано, что административный ответчик прекратил свою деятельность в качестве ИП 09 ноября 2020 года, с момента утраты налогоплательщиком статуса индивидуального предпринимателя к нему не могут быть применены мероприятия по взысканию задолженности в бесспорном порядке, предусмотренные ст.ст. 46 и 47 НК РФ. Подпунктом 3 п. 2 ст. 45 НК РФ установлен судебный порядок взыскания задолженности с налогоплательщика - физического лица, прекратившего свою деятельность в качестве ИП, при этом специальный срок давности взыскания таких недоимок и пени законодательством не предусмотрен.
Абзацем 4 п. 2 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 8 февраля 2007 года №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, установленный факт несоблюдения налоговым органом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням со дня истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога и пеней, является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 года N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия; вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока. Признание причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
В данном случае, суд не находит оснований для восстановления налоговому органу срока для обращения в суд, так как статус индивидуального предпринимателя прекращен был по инициативе административного истца, при этом 23 сентября 2020 года налоговым органом было принято решение о предстоящем исключении недействующего ИП, затем 09 ноября 2020 года налогоплательщик был исключен из соответствующего реестра, доказательств тому, что в указанный срок административным истцом предпринимались какие-либо попытки взыскания задолженности, не представлено.
Более того, предусмотренная нормами 46, 47 НК РФ процедура судебного взыскания, в том числе двухлетний срок для обращения в суд за взысканием недоимки, не могут быть применены к административному ответчику при рассмотрении настоящего административного дела, так как статус индивидуального предпринимателя был прекращен 09 ноября 2020 года.
Уважительных причин пропуска срока для обращения в суд не представлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ярославля отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г. Ярославля путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Соколова