Судья Вершинин М.Б.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
от 24 октября 2022 г. по делу № 7.1-82/2022
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Бажанов Александр Олегович при секретаре судебного заседания Щетининой Оксане Раисовне, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске Республики Мордовия жалобу лесничего Кочкуровского участкового лесничества ГКУ РМ «Березниковское территориальное лесничество» Русяйкина Василия Алексеевича на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 сентября 2022 г.,
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 сентября 2022 г. Русяйкин В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Русяйкин В.А. подал жалобу на указанное постановление судьи, считая его незаконным, просил его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Указал, что судьей нарушены нормы материального и процессуального права; судьей неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; им не проводились контрольно-надзорные мероприятия, предусматривающие взаимодействие с ООО «<данные изъяты>», так как осуществлялись мероприятия лесной охраны, которые согласно действующему законодательству не относятся к контрольно-надзорным мероприятиям, лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов; положения подпункта 18 пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» не применяются к ООО «<данные изъяты>» и осуществлению лесной охраны.
В судебном заседании прокурор Умнова Е.В. просила оставить постановление судьи без изменения.
В судебном заседании Русяйкин В.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить постановление судьи, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Проверив на основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объёме, судья верховного суда республики приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Из материалов дела, что в период с 14 час. 00 мин. по 16 час. 00 мин 16 июня 2022 г. прокуратурой Кочкуровского района проведена проверка соблюдения ГКУ РМ «Березниковское территориальное лесничество» законодательства о государственном контроле (надзоре).
В акте проверки указано о выявлении факта несоблюдения должностным лицом - лесничим Кочкуровского участкового лесничества ГКУ РМ «Березниковское территориальное лесничество» Русяйкиным В.А. положений части 1 статьи 64 и части 2 статьи 87 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 248-ФЗ) при проведении 25 февраля 2022 г. проверки в отношении ООО «<данные изъяты>». По результатам проведенной проверки в отношении помощника генерального директора ООО «<данные изъяты>» Б.В.В. составлен протокол по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В нарушение требований Федерального закона № 248-ФЗ решение о проведении проверки в отношении ООО «<данные изъяты>» не вынесено, акт проверки не составлен и не представлен проверяемому лицу. Проверка проведена под видом патрулирования леса, признаки состава административного правонарушения и юридическое лицо, допустившее бездействие, были извещены до начала проверки.
Постановлением заместителя прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия от 16 июня 2022 г. в отношении Русяйкина В.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Русяйкину В.А. вменено грубое нарушение требований законодательства о муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения руководителя либо заместителя руководителя государственного учреждения, осуществляющего контрольные функции и непредставлении акта о проведенной проверке.
Разрешая при данных обстоятельствах дело на основании оценки представленных доказательств в их совокупности, судья пришел к выводу о виновности Русяйкина В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положениям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Предметом рассмотрения по каждому делу об административного правонарушения является, в том числе, проверка соблюдения установленных законом порядка и процедуры привлечения лица к административной ответственности.
В судебном заседании Русяйкин В.А. пояснил, что в лесничество поступило письмо из Минлесхоза Республики Мордовия, в котором перечислены организации, использующие леса, не представившие проекты освоения лесов, лесные декларации на 2022 год и отчёты об использовании лесов за 2021 год, среди которых значилось ООО «<данные изъяты>». Так как данное нарушение образует административное правонарушение, он оформил уведомление о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, выехал на место деятельности общества и работнику общества Б.В.В. вручил вышеназванное уведомление. Впоследствии последний прибыл в лесничество, представил документы, подтверждающие полномочия на участие в составлении протокола об административном правонарушении, который и был составлен по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Никаких иных действий он не предпринимал, осмотров не производил, документов не истребовал, т.к. договоры аренды имеются у лесничества как у стороны обязательства.
В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что лесничий Русяйкин В.А. провёл проверку ООО «<данные изъяты>», по результатам которой в отношении помощника генерального директора ООО «<данные изъяты>» Б.В.В. составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Русяйкин В.А. обжалуемым постановлением судьи районного суда признан виновным в том, что он совершил грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Ни в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, ни в постановлении судьи районного суда не указано, какие конкретно действия Русяйкин В.А. совершил при проведении проверки. Доказательством проведения проверки указано упоминание в протоколе об административном правонарушении и предписании об устранении нарушений законодательства о том, что в отношении ООО «<данные изъяты>» проведена проверка.
Вместе с тем в обжалуемом постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении констатируется тот факт, что признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и лицо, совершившее административное правонарушение, были известны.
Следовательно, проведение проверки, в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 248-ФЗ, не требовалось, что подтверждает пояснения Русяйкина В.А. о непроведении проверки в соответствии с законодательством о государственном контроле (надзоре), а лишь о вручении сотруднику общества уведомления о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 28 марта 2022 г. помощник генерального директора по договорным отношениям ООО «<данные изъяты>» Б.В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанный судебный акт принят по делу об административном правонарушении, возбужденному лесничим Русяйкиным В.А.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Б.В.В. мировым судьей установлен факт законности действий лесничего Русяйкина В.А., составившего протокол № <№> об административном правонарушении от 25 февраля 2022 г., то есть факт соблюдения установленных законом порядка и процедуры привлечения Б.В.В. к административной ответственности.
Следовательно, факт законности действий лесничего Русяйкина В.А. установлен вступившим в законную силу 19 апреля 2022 г. постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 28 марта 2022 г.
Как было отмечено выше, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что лесничий Русяйкин В.А. провёл проверку ООО «<данные изъяты>», допустив грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), по результатам которой в отношении помощника генерального директора ООО «<данные изъяты>» Б.В.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, протокол об административном правонарушении по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также подлежал признанию недопустимым доказательством.
Однако, имеется вступивший в законную силу судебный акт, из содержания которого следует, что лесничий Русяйкин В.А. законно и обоснованно составил протокол об административном правонарушении в отношении помощника генерального директора ООО «<данные изъяты>» Б.В.В. по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в данном судебном акте не указано обстоятельств, свидетельствующих о том, что в отношении ООО «<данные изъяты>» Русяйкин В.А. проводил проверку в соответствии с законодательством о государственном контроле (надзоре).
Таким образом, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и принятое по итогам его рассмотрения постановление судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия прямо противоречат ранее принятому и вступившему в законную силу постановлению мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 28 марта 2022 г.
С учётом изложенного, постановление о возбуждении заместителем прокурора в отношении Русяйкина В.А. дела об административном правонарушении по части 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отвечает требованиям законности и обоснованности, т.к. не содержит описания деяния административного правонарушения, а именно: в чём выразилось проведение проверки, а также противоречит обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу судебным актом по тому же предмету.
Следовательно, в действиях лесничего Кочкуровского участкового лесничества ГКУ РМ «Березниковское территориальное лесничество» Русяйкина В.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное свидетельствует о нарушении судьей районного суда в ходе производства по настоящему делу положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом, обеспечении исполнения вынесенного постановления, а также выявлении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, что является существенным нарушением процессуальных требований.
С учётом изложенного доводы жалобы заслуживают внимания.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, постановление судьи подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 сентября 2022 г. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лесничего Кочкуровского участкового лесничества ГКУ РМ «Березниковское территориальное лесничество» Русяйкина Василия Алексеевича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов