УИД: 68RS0003-01-2023-000176-88
№ 2-197/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«18» июля 2023 года р.п. Умет
Уметский районный суд Тамбовской области
в составе судьи Худошина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.И.,
с участием представителя истца по доверенности Г.Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.М.П. к С.М.В. и К.Т.В. о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Ш.М.П. обратился в суд с иском к С.М.В. и К.Т.В. о признании за ним права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 45,9 м2, а также земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу, с кадастровым номером 68:23:0602006:29, общей площадью 3500 м2.
В обоснование поданного иска истец указал, что 02.08.2003 года между ним и П.Н.Т., состоялась сделка купли-продажи жилого дома с надворными постройками, расположенного на земельном участке (обозначен в расписке, как огород), по адресу: <адрес>. Сделка оформлена в виде расписки в получении денег за проданную недвижимость, принадлежащую Р.В.Н., с указанием всех необходимых условий договора. Стоимость дома и земельного участка на момент заключения договора купли-продажи составляла 10 000 рублей. Сделка осуществлена в присутствии двух свидетелей и удостоверена специалистом Паникского сельсовета <адрес> С.Е.О.. Поскольку расписка содержит ряд недостатков, а именно отсутствие точного адреса объекта, общей площади, земельный участок указан, как огород, неточности в его площади, то государственная регистрация права собственности на объекты недвижимости невозможна. Кроме того, Р.В.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ. Из наследников остались дочери Р(С).М.В. и Р(С).Т.В.. На жилой дом и земельный участок они не претендуют. В связи с изложенным, он не может считать себя собственником дома и земельного участка по вышеуказанным причинам. Хотя основные условия сделки сторонами были исполнены: П.Н.Т. передал ему имущество, а он уплатил за него деньги, условия договора выполнены в полном объёме, претензий стороны друг к другу не имели. В данном жилом доме он проживает постоянно с 2003 года, место жительства не менял, добросовестно, открыто и непрерывно владеет им, как своим собственным имуществом более пятнадцати лет. Также в указанном доме проживает его жена – Ш.Н.П., на дом она не претендует.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Г.Е.М. заявленные исковые требования Ш.М.П. поддерживала в полном объеме, по основаниям указанным в иске, просила суд удовлетворить их.
Истец Ш.М.П. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Ответчицы по делу С.М.В. и К.Т.В. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в суд представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, при этом указали, что исковые требования Ш.М.П. признают, на спорный жилой дом и земельный участок не претендуют, последствия признания иска им известны и понятны.
При указанных обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 ГК РФ, в соответствии с которой одним из способов защиты гражданских прав является признание права судом.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Право собственности у приобретателя вещи по договору согласно ст. 223 ГК РФ возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В материалах дела имеется договор купли – продажи жилого дома и земельного участка (огорода) от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного в виде расписки, согласно которого П.Н.Т. продал <адрес> с надворными постройками и огоро<адрес> соток в с. Н. Пески Ш.М.П. Данная расписка заверена специалистом Паникского сельсовета <адрес>. /л.д. 9/.
Справкой администрации Оржевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Ш.М.П., зарегистрированный по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ фактически постоянно проживает по адресу: <адрес>, Уметский р-он, <адрес>. Данным домом добросовестно и непрерывно владеет, ухаживает за земельным участком с 2003 года. /л.д.19/.
Согласно выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 68:23:0602006:29, расположенный по адресу: <адрес>, Уметский р-он, <адрес>, не имеет сведений о зарегистрированных правах. /л.д. 21/.
Как установлено в ходе судебного заседания, спорный жилой дом был приобретен истцом на основании расписки (договора купли-продажи) недвижимого имущества заключенного между ним и П.Н.Т., который являлся доверенным лицом Р.В.Н. – собственника дома.
В соответствии со справками, представленными администрацией Оржевского сельсовета <адрес> П.Н.Т. умер ДД.ММ.ГГГГ, Р.А.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, Р.В.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ.
<адрес> представлены сведения, согласно которым после смерти умершего Р.В.Н. в наследство вступила его дочь – С.М.В. /л.д.28/.
Договор купли - продажи недвижимого имущества, а также право истца на спорный жилой дом никем не оспаривается, стороны фактически исполнили условия договора купли-продажи в полном объеме, сделка не противоречит основам правопорядка и нравственности, заключена в письменной форме, в связи с чем, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования истца, признав за ним право собственности на жилой дом и земельный участок.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, исследованными в судебном заседании и ставить их под сомнение у суда нет никаких оснований.
Доказательств обратному стороной ответчика суду не представлено, тогда как в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Кроме того, заслуживают внимание доводы истца о давности владения спорным жилым домом, приведенные в качестве дополнительного основания для признания за истцом права собственности на жилой дом.
Судом также установлено и подтверждено исследованными доказательствами, в том числе показаниями допрошенных в качестве свидетелей Р.Г.В. и П.Л.В., проживающих в <адрес>, что спорным жилым домом с 2003 года по настоящее время, то есть более 15 лет Ш.М.П. добросовестно, открыто и непрерывно владеет, как своим собственным имуществом, что в силу ст. 234 ГК РФ является самостоятельным основанием для удовлетворения требования истца.
В соответствии со ст. 234 ГК РФ лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Кроме того, основным принципом земельного законодательства РФ является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которого, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев установленных федеральными законами (п.5 ст.1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Одним из оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в силу ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» являются вступившие в законную силу судебные акты.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ш.М.П. к С.М.В. и К.Т.В. о признании права собственности на жилой дом и земельный участок – удовлетворить.
Признать за Ш.М.П., право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, инвентарный №, год постройки 1962, число этажей 1, общая площадь жилого <адрес>,50 кв.м., жилая площадь жилого <адрес>,00 кв.м., назначение жилое, Согласно приказа Минэкономразвития № от ДД.ММ.ГГГГ площадь жилого дома составила 45,9 м2.
Признать за Ш.М.П., право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, р-н Уметский, <адрес>, кадастровый №, общей площадью 3500 м2, категория земель: Земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: Для ведения личного подсобного хозяйства.
Настоящее решение является юридическим основанием для внесения изменений в записи о государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Умётский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья Д.В. Худошин