Дело №2-1754/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2018 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего федерального судьи Матушевской Е.П.,
с участием истца Самойловой А.А.,
представителя ответчика КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» Ярлыковой О.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2018 г., сроком на один год (л.д. 122),
при секретаре Усковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самойловой А. А. к КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности установить размер заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда,
УСТАНОВИЛ:
Самойлова А.А. обратилась с исковыми требованиями к КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платыза период с 01.01.2018 г. по 31.03.2018 г. в размере 12 498 руб., возложении обязанности установить с 01.04.2018 г. размер заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда.Требования мотивированы тем, что она состоит в трудовых отношениях с ответчиком, <данные изъяты> <данные изъяты>. За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, ей начисляется и выплачивается заработная плата, которая включает в себя: оклад в размере 2 552 руб., доплаты за работу в интернате в размере 382, 80 руб., за опыт работы в размере 382, 80 руб., за интенсивность труда в размере 551, 85 руб., что в сумме составляет 3 869, 45 рублей. Также на фактический месячный заработок ей начисляются и выплачиваются: районный коэффициент к заработной плате в размере 30 %; процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и(или) приравненных к ним местностях в размере 30 %. С 01 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», устанавливающий минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года в сумме 9 489 рублей в месяц.Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года N 38-П при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При таких обстоятельствах, с 01.01.2018 года размер зарплаты должен был составлять: 9489 + 30% + 30% = 15182,40 рублей (с учетом НДФЛ), но заработная плата истца составляет 11 016 рублей ( с учетом НДФЛ). Таким образом, за период с января 2018 г. по 31.03.2018 г. сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы составила 12 498 руб. В связи с чем, истец обратилась в суд с настоящим иском (л.д. 2, 3).
В судебном заседании истец Самойлова А.А. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» Ярлыкова О.В. в ходе судебного разбирательства по заявленным исковым требованиям в полном объеме возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, расчет недоплаченной суммы заработной платы, приведенный истцом, не оспаривала. В письменном отзыве на исковое указала, что начисление и выплата заработной платы работникам КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» производится согласно Закона Красноярского края от 29.10.2009 г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», который устанавливает системы оплаты труда работников учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета. В соответствии с п. 2, п. 2.1. ст. 4 указанного Закона, уровень размера минимальной заработной платы работника устанавливается региональной выплатой, размер которой с 01.01.2018 года составляет 11 016,00 руб. за месяц. Региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Объем средств субвенций, субсидий, предоставляемых из краевого бюджета на финансирование расходов на региональные выплаты и выплаты, обеспечивающие уровень заработной платы работников бюджетной сферы не ниже размера минимальной заработной платы установлен Законом Красноярского края от 30.11.2017 № 4-1 155 «О краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» (л.д. 20, 21).
Представитель третьего лица Министерства образования Красноярского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 126), в суд не явился.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Ч. 3 ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст.37, ч.3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" от 28.12.2017 N 421-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01.01.2018 г. составляет 9 489 рублей в месяц.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с ДД.ММ.ГГГГ размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере -1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории Ачинского района, относящегося к западной группе районов Красноярского края.
Как следует из материалов дела, 01.09.2016 г. между КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» и Самойловой А.А. заключен трудовой договор, согласно которого последняя со 02.09.2016 г. принята на работу в КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» на должность <данные изъяты> должностным окладом в размере 2 231 руб. в месяц. Работнику установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов в неделю, с выходными днями суббота и воскресенье(л.д. 25-28).
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.03.2018 г., заключенным между сторонами, работнику установлена заработная плата в размере 2 552 руб. в месяц. Данное соглашение распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 г. (л.д. 30).
Согласно сведениям о произведенных КГБОУ «Ачинский кадетский корпус»Самойловой А.А. начислениях, а также расчетных листков, за январь 2018 г. истцу начислено 11 016 руб., за февраль 2018 г. - 11 016 руб., за март 2018 г. - 11 016 руб. (л.д. 22-24, 41).
Согласно производственному календарю на 2018 год, норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе составила в январе 2018 года – 136,0 часов, в феврале 2018 года – 151,0 час, в марте 2018 года – 159,0 часов.Из представленных ответчиком табелей учета рабочего времени за спорный период следует, что в январе 2018 г. Самойловой А.А. отработано 136, 0 часов, в феврале 2018 года – 151,0 час, в марте 2018 года – 159,0 часов (л.д. 32-40).
Следовательно, исходя из вышеуказанных норм закона, с учетом выполнения истцом нормы рабочего времени,за спорный период размер месячной заработной платы Самойловой А.А. должен был составлять не менее 15 182, 40 руб. исходя из следующего расчета –9 489 + 30 % + 30 %.
При таких обстоятельствах, размер недоначисленной Самойловой А.А. КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» за спорный период заработной платы составил 12 499, 20 руб. исходя из следующего расчета – 45 547, 20 (размер подлежащей начислению заработной платы за три месяца) – 33 048, 00 (размер начисленной истцу заработной платы за три месяца).
Требования о возложении на ответчика обязанности установить с 01.04.2018 г. размер заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда суд находит не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу требований статьи 11 ГК РФ, суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Данным исковым требованием Самойлова А.А. просит защитить свои трудовые права на будущее время, что действующее законодательство не предусматривает. Также, в настоящее время не представляется возможным установить фактическое количество рабочих дней, которые будут отработаны истцом, и за которые истец просит работодателя начислить заработную плату в названном им порядке, в течение какого времени будет действовать трудовой договор, заключенный между истцом и ответчиком.
Таким образом, требование истца о возложении на ответчика обязанности совершить конкретные действия с целью восстановления нарушенных прав истца противоречит общеправовому принципу определенности урегулирования правового конфликта.
Кроме того, истец не лишен возможности, в случае фактического нарушения его прав в части определения размера оплаты труда, после вынесения данного решения, обратиться за их защитой.
Кроме того, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 499,96 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст.ст.198, 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Самойловой А. А. к КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности установить размер заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, удовлетворить частично.
Взыскать с КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» в пользу Самойловой А. А. и невыплаченную заработную плату за период с 01 января 2018 года по 31 марта 2018 года в сумме 12 499 (двенадцать тысяч четыреста девяносто девять) рублей 20 копеек. В остальной части иска отказать.
Взыскать с КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» в доход местного бюджета муниципального образования г. Ачинск государственную пошлину в размере 499 рублей 96 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачиапелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья подпись Е.П.Матушевская