I инстанция – Ефремов С.А. (2-1206/2022)
II инстанция – Анашкин А.А., Каткова Г.В. (докладчик), Максимовских Н.Ю.
№ 88-20127/2023
УИД 77RS0020-02-2021-020551-93
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 сентября 2023 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Климовой О.С.,
судей Чиндяскина С.В., Шатохина М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ГБУ г. Москвы «МФЦ района Косино-Ухтомский»
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 апреля 2023 года по исковому заявлению Козлова Вячеслава Геннадьевича, Петрашко Снежаны Алексеевны, Козловой Дарьи Вячеславовны к ответчику ГБУ Жилищник Косино-Ухтомский, ГБУ г. Москвы «МФЦ района Косино-Ухтомский» о защите прав потребителей,
заслушав доклад судьи Чиндяскина С.В., объяснения представителя ГБУ г. Москвы «МФЦ района Косино-Ухтомский» - Карпушовой И.В., судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
У С Т А Н О В И Л А:
Козлов В.Г., Петрашко С.А., Козлова Д.В. обратились в суд с иском к ответчику ГБУ Жилищник Косино-Ухтомский о защите прав потребителей.
В обоснование своих требований указано, что истцы являются нанимателями жилого помещения по адресу: <адрес>
Истцы вносили плату за коммунальные платежи вместе по коду плательщика Козловой Т.В., то есть фактически им была начислена оплата за коммунальные платежи в двойном размере в период с 01.10.2019 по 01.09.2020 на основании решения Перовского районного суда г. Москвы.
В настоящее время за истцами числиться задолженность в размере 58 412 руб. 59 коп., в том числе пени.
С учетом изложенного, истцы просили обязать ГБУ «Жилищник района Косино-Ухтомский» произвести перерасчет за пользование коммунальными услугами в квартире по адресу: <адрес> по коду плательщика №№ за период с 01.10.2019 по 01.09 2020, исключив незаконно начисленную сумму оплаты за коммунальные платежи; взыскать с ГБУ «Жилищник района Косино-Ухтомский» незаконно начисленные и уплаченные пени за период с февраля 2021 года по июль 2021, исключив незаконно начисленные суммы оплаты, а именно 3 331,05 руб., которые согласно квитанциям и чекам были оплачены ими в полном объеме.
Взыскать с ГБУ «Жилищник района Косино-Ухтомский» компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб. в пользу каждого из истцов, а всего взыскать 45 000 руб..
Взыскать с ГБУ «Жилищник района Косино-Ухтомский» штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных исковых требований в соответствии с законом «О защите прав потребителей».
Обязать ответчика произвести перерасчет единого платежного документа за август 2021 г., исключив из него сумму пеней в размере 1 164,34 руб.; за сентябрь 2021 г., исключив из него сумму пеней в размере 1 830,66 руб.; за октябрь, исключив из него сумму пеней в размере 2 677,35 рублей; а также за последующие месяцы.
Решением Перовского районного суда г. Москвы от 11 мая 2022 года с ГБУ «Жилищник Косино-Ухтомский» взыскана пользу Козлова В.Г., Петрашко С.А., Козловой Д.В. в качестве морального вреда в пользу каждого по 3 000 рублей, в счет штрафа в пользу каждого по 1 500 рублей.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04 апреля 2023 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства суда первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ГБУ г. Москвы «МФЦ района Косино-Ухтомский» привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 апреля 2023 года решение Перовского районного суда г. Москвы от 11 мая 2022 года отменено.
Принято по делу новое решение, которым с ГБУ г. Москвы «МФЦ района Косино-Ухтомский» в пользу Козлова В.Г., Петрашко С.А., Козловой Д.В. взысканы в качестве компенсации морального вреда по 1 000 рублей, штраф в размере 500 руб. в пользу каждого.
В удовлетворении остальных исковых требований, в том числе, к ГБУ «Жилищник Косино-Ухтомский» отказано.
ГБУ г. Москвы «МФЦ района Косино-Ухтомский» подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного и необоснованного, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований к ГБУ г. Москвы «МФЦ района Косино-Ухтомский» в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права (ч. 2 ст. 379.7 ГПК РФ) или норм процессуального права (ч. 3 ст. 379.7 ГПК РФ).
Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела, Козлов В.Г., Петрашко С.А., Козлова Д.В. являются нанимателями жилого помещения и зарегистрированы в нем по адресу: <адрес> Кроме истцов, в указанной квартире зарегистрирована Козлова Т.В.
Решением Перовского районного суда г. Москвы от 12.09.2019 определен порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг, согласно которого Козлова Т.В. оплачивает услуги в размере ? доли, истцы в размере ? доли.
До вынесения указанного решения суда и выделения в отношении них отдельного кода плательщика истцы вносили плату за коммунальные платежи по коду плательщика Козловой Т.В..
В октябре 2020 года ими была получена квитанция, из которой следует, что у них имеется задолженность в размере 58 412 руб. 59 коп.
Судом установлено, что все уплаченные по общему коду плательщика денежные средства при разделении счетов были зачтены Козловой Т.В., а на лицевой счет истцов повторно начислена задолженность за период с октября 2019 года по сентябрь 2020 года.
Истцы обратились к ответчику ГБУ «Жилищник района Косино-Ухтомский» с претензией о перерасчете коммунальных платежей, которая последним оставлена без удовлетворения.
Отменяя решение суда и разрешая спор по существу по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, исходил из того, что в функции ГБУ “Жилищник района Косино-Ухтомский” не входит расчет оплаты за потребленные нанимателями и собственниками жилых помещений услуги, поскольку не имеет возможности самостоятельно производить корректировки и не имеет доступа к базе АСУ ЕИРЦ.
Данные функции возложены на ГБУ МФЦ города Москвы, ввиду чего суд апелляционной инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований к указанному ответчику.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемый судебный акт принят с существенными нарушениями норм права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентировано внесение платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида оплаты.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу абзаца седьмого пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация (пункт 8 Правил N).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 31 Правил N 354 исполнитель по обращению потребителя обязан проводить проверку правильности исчисления, предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
Абзацем вторым пункта 63 Правил N 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Исходя из положений п. 155 (1) Правил N 354, именно управляющая компания несет ответственность за качество оказания услуг, а также достоверное начисление жителям платы.
Таким образом, в соответствии с нормами жилищного законодательства обязанности по организации и осуществлению расчета размера оплаты за предоставленные коммунальные услуги, формированию платежного документа и предъявлению его потребителю возложены на управляющую организацию.
Функция по начислению платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги путем формирования единого платежного документа государственной услугой не является и в указанных перечнях федерального и регионального уровня отсутствует.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" многофункциональные центры имеют право осуществлять иные функции, установленные нормативными правовыми актами и соглашениями о взаимодействии.
Возможность заключения с управляющими организациями поставщиками услуг договоров и соглашений на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги путем формирования единого платежного документа предусмотрена постановлением Правительства РФ от 24.04.2007. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в адрес в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3.2.1 постановления Правительства Москвы N 299-ПП многофункциональные центры предоставления государственных услуг адрес выполняют функции начисления платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги с использованием Автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" при наличии действующих договоров и соглашений на выполнение функций начисления платы за жилые помещения, коммунальные и иные услуги.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 11.05.2017 № 267-ПП "Об утверждении Регламента взаимодействия Государственного бюджетного учреждения адрес центры предоставления государственных услуг города Москвы" с лицами, осуществляющими деятельность по управлению Многоквартирными домами, ресурсоснабжающими организациями, поставщиками иных услуг и кредитной организации" между ГБУ МФЦ адрес и управляющими организациями заключаются договоры на выполнение функций по начислению платы за жилые помещения, коммунальные услуги, обслуживание запирающих устройств и иные услуги.
ГБУ г. Москвы «МФЦ района Косино-Ухтомский» участвует в формировании Единого платежного документа на основании трехсторонних договоров, заключенного между исполнителем услуг, ГБУ г. Москвы «МФЦ района Косино-Ухтомский» и банком. В соответствии с условиями которых ГБУ г. Москвы «МФЦ района Косино-Ухтомский» осуществляет ежемесячное начисление платежей, подлежащих оплате Плательщиками за жилое помещение и коммунальные услуги, а также осуществляет соответствующую корректировку начислений в соответствии с письменными поручениями поставщика (управляющей организации).
Таким образом, ГБУ г. Москвы «МФЦ района Косино-Ухтомский» выполняет функции жилищных организаций в сфере расчета (перерасчета) платы за жилищно-коммунальные услуги и самостоятельно объем сведений в части расчетов (перерасчетов) по оплате за жилищно-коммунальные услуги не определяет - расчет (перерасчет) платы за жилищно-коммунальные услуги осуществляется на основании письменных поручений от управляющий компании с учетом занимаемой площади, вида собственности жилого помещения, количества проживающих.
В соответствии с условиями указанных договоров изменения в финансово-лицевом счете в программном обеспечении делаются на основании поручений управляющей организации и поставщиков услуг с указанием документа, дающего право на их внесение по каждой услуги и по каждому поставщику в отдельности. В случае отсутствия оснований и документов, подтверждающих необходимость внесения изменений сведений, специалисты адрес не вправе вносить в базу данных такие изменения по собственной инициативе на основании заявлений жителей.
При этом ГБУ г. Москвы «МФЦ района Косино-Ухтомский» не является распорядителем финансовых средств.
Принятие решения в части расчетов (перерасчетов) по оплате за ЖКУ находится в исключительной компетенции управляющей организации.
ГБУ МФЦ не является ни стороной по договору управления МКД, ни получателем, ни держателем денежных средств граждан, поступающих в счет оплаты коммунальных услуг. Все денежные средства по оплате ЕПД поступают с транзитных счетов банка на счета управляющей организации и ресурсоснабжающих компаний.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положении Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", по общему правилу, предусмотренному п. 3 ст. 308 ГК РФ, обязательство не создает прав и обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Соответственно, стороны обязательства не могут выдвигать в отношении третьих лиц возражения, основанные на обязательстве между собой, равно как и третьи лица не могут выдвигать возражения, вытекающие из обязательства, в котором они не участвуют.
Возражая против удовлетворения заявленных истцом требований представитель ГБУ г. Москвы «МФЦ района Косино-Ухтомский», ссылался на то, что не является лицом, ответственным перед собственниками жилых помещений по обязательствам управляющей компании по обоснованности начисления коммунальных платежей.
Между тем, указанным доводам ответчика, применительно к вышеприведенным нормам и разъяснениям судом апелляционой инстанции не дано.
Таким образом, требования статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств судом не выполнены, в нарушение положений статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не создал условий для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении настоящего дела.
При таких обстоятельствах апелляционное определение подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст. ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 апреля 2023 года отменить, направить гражданское дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи