Судья: Плеханов В.А. Дело №33а-11659/2020
(дело №2а-844/2020)
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 02 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.,
судей: Есыревой Е.В., Сильновой Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Мословой В.А.,
с участием представителя административного истца Острениной Т.А. – Шлыкова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Есыревой Е.В., административное дело по апелляционной жалобе Острениной Татьяны Анатольевны на решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 04 сентября 2020 года по административному делу по административному иску Острениной Татьяны Анатольевны к администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области, главе местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным решения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установила:
административный истец Остренина Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области, в котором просила признать незаконным решение данной администрации, выраженное в уведомлении №ru52-503103-66-2020 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: Российская Федерация, Нижегородская область, Балахнинский район и возложении на административного ответчика обязанности выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении №16-181/01-10 от 14.05.2020 о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером [номер]
В обосновании требований административный истец Остренина Т.А. указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером [номер], место расположение: Российская Федерация, ФИО2 [адрес], площадью 1000 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства. 14.05.2020 в адрес администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области направлено уведомление о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства №16-181/01-10 на указанном земельном участке. 18.05.2020 администрацией Балахнинского муниципального района выдано уведомление № ru52-503103-66-2020 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на указанном выше земельном участке по следующим основаниям: согласно градостроительному регламенту, установленному Правилами землепользования и застройки муниципального образования «рабочий поселок «Малое Козино» Балахнинского муниципального района, утвержденными решением поселкового Совета МО «рабочий поселок «Малое Козино» от 23.12.2009 №60, в территориальной зоне СХ (пашня, луг), на которой расположен земельный участок, не предусмотрено размещение объектов индивидуального жилищного строительства. Полагает, что данное уведомление является незаконным и нарушает ее права по использованию земельного участка в соответствии его разрешенным видом использования. Согласно выписке из ЕГРН в отношении спорного земельного участка установлен вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. В силу ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п.1) Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (п.2). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. (п.3) Как следует из генерального плана МО «рабочий поселок «Малое Козино» Балахнинского муниципального района, утвержденного решением поселкового совета МО «рабочий поселок «Малое Козино» от 23.12.2009 №59, спорный земельный участок находится в границах указанного населенного пункта.
Решением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 04 сентября 2020 года Острениной Т.А. отказано в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В апелляционной жалобе Остренина Т.А. ставит вопрос об отмене решения Балахнинского городского суда Нижегородской области от 04 сентября 2020 года, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Шлыков В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся доказательства, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Выдача разрешения на строительство регламентирована ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой:
1. Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
4. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
9. В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.
11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Положения ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ обязывают застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (ч.7 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ).
Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в ч.10 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ. Уведомление о несоответствии направляется застройщику, в частности, в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (п.2 ч.10 ст.51.1. Градостроительного кодекса РФ).
Из материалов дела следует и судом установлено, что 20.11.2017 зарегистрировано в установленном законном порядке право собственности Острениной Т.А. на земельный участок с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: Российская Федерация, ФИО2 [адрес], площадью 1000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
14.05.2020 Остренина Т.А. обратилась в администрацию Балахнинского муниципального района с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства (Вход №16-181/01-10).
В ответ Острениной Т.А. администрацией Балахнинского муниципального района было направлено уведомление № ru 52-503103-66-2020 от 18.05.2020 о несоответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Администрация Балахнинского муниципального района в оспариваемом уведомлении в соответствии с п.2 ч.10 ст.51.1. Градостроительного кодекса РФ указала о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером [номер] по следующим основаниям: согласно градостроительному регламенту, установленному Правилами землепользования и застройки муниципального образования «рабочий поселок Малое Козино», утвержденным решением поселкового Совета МО «рабочий поселок Малое Козино» Нижегородской области от 23.12.2009 №60, в территориальной зоне СХ (пашня, луг), на которой расположен земельный участок, не предусмотрено размещение объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с указанными выше Правилами землепользования и застройки муниципального образования «рабочий поселок Малое Козино» градостроительные регламенты для указанной территориальной зоны –Зоны сельскохозяйственного назначения СХ – пашня, луг не установлены (пункты2.5.8., 2.7.8градостроительных регламентов территориальных зон)
На основании ст.77, ч.1 ст.79 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу п.6 ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
В соответствии с п.1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (п. 2 ст. 260).
На основании п.2 ч.1 ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов и иных правил, нормативов.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.9 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в п.7 ст.1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу п.2 ч.1 ст.40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
На основании ст.42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с ч.2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной (в том числе жилой зоне) устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования на основании абз.2 п.3 ст.85 Земельного кодекса РФ определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абз.2 п.2 ст.85 Земельного кодекса РФ).
Согласно п.3 ст.85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Собственники могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В п.4 ст.85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Таким образом, в силу ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ и п.4 ст.85 Земельного кодекса РФ земельные участки, несоответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, когда ранее возникшее использование объектов недвижимости сохраняется в неизменном виде. В случае же необходимости изменения параметров объектов капитального строительства (реконструкция) либо строительства новых объектов соблюдение требований градостроительных регламентов обязательно, строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
С учетом приведенных норм права использование земельного участка его правообладателем предопределяется не только категорией и видом разрешенного использования земельного участка, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, но и теми требованиями, которые предъявляются градостроительными регламентами к территориальным зонам, в пределах которой находится земельный участок, а также строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными правилами, нормативами.
Факт планируемого расположения жилого объекта на земельном участке с кадастровым номером 52:17:0060307:566, находящемся в территориальной зоне СХ (пашня, луг), следует из материалов дела и не оспаривалось самой ФИО8
Согласно градостроительному регламенту, являющемуся составной частью Правил землепользования и застройки, основное разрешенное использование территориальной зоны СХ относится к сельскохозяйственному использованию (пашня, луг).
Вспомогательными видами разрешенного использования, требующие специального согласования: личное подсобное хозяйство, дачные хозяйства (л.д.83об.).
Исходя из представленных в дело документов (заявление, схема планировочной организации), предполагаемое использование спорного земельного участка связано со строительством индивидуального жилого дома высотой в два этажа.
Заявляя свою позицию об обоснованности выдачи разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства на землях зоны сельскохозяйственного назначения СХ – пашня, луг, ФИО8 ссылается на возможность использования участка под личное подсобное хозяйство, на котором возможно возведение жилых домов.
В суде апелляционной инстанции, представитель административного истца пояснил, что спорный земельный участок действительно находится на землях зоны сельскохозяйственного назначения СХ – пашня, луг, фактически расположен на просторе, в поле, и не используется.
Судами первой и второй инстанций не установлено использование истицей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил, из того, что нормы материального права, подлежащие применению при регулировании спорных правоотношений, прямо связывают возможность возведения объекта индивидуального жилищного строительства с соблюдением градостроительного регламента, а градостроительный план спорного земельного участка не предусматривает такой вид разрешенного использования как индивидуальное жилищное строительство. Объект индивидуального жилищного строительства должен быть размещен по адресу: Российская Федерация, Нижегородская область, Балахнинский район, что соответствует территориальной зоне СХ (пашня, луг). Согласно градостроительному регламенту, установленному Правилами землепользования и застройки МО «рабочий поселок Малое Козино», утвержденными решением поселкового Совета МО «рабочий поселок Малое Козино» от 23.12.2009 №60, в территориальной зоне СХ (пашня, луг) не предусмотрено размещение объектов индивидуального жилищного строительства.
Оспариваемое уведомление администрации об отказе в выдаче разрешения на строительство является законным и обоснованным, принято в пределах полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Судебная коллегия считает, что суд правильно определил характер рассматриваемых правоотношений и, исходя из этого, верно установил юридически значимые обстоятельства, закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, по результатам которой правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований; решение суда является законным и обоснованным; выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными не имеется.
По мнению судебной коллегии, у суда первой инстанции, оснований для удовлетворения иска не имелось, поскольку отсутствовала совокупность условий для удовлетворения иска предусмотренная пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Права административного истца не нарушены. Нарушений требований закона судебной коллегией также не установлено.
При таких обстоятельствах, правильное по существу решение суда первой инстанции отмене не подлежит, поскольку не имелось оснований для выдачи разрешения на строительство.
Доводы апелляционной жалобы, содержащие указание о несогласии с решением суда, как нарушающего права административного истца, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании действующего законодательства Российской Федерации.
Доводы жалобы аналогичны доводам, указанным в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований судебная коллегия не усматривает.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенных в решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Иная оценка доказательств и иное толкованием норм права автором апелляционной жалобы, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,
определила:
решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 04 сентября 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Острениной ФИО11, без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе обжаловать судебные акты по настоящему делу в течение шести месяцев начиная со дня принятия апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Балахнинский городской суд Нижегородской области.
Председательствующий:
Судьи: