Решение по делу № 33-3702/2024 от 27.03.2024

УИД 22RS0057-01-2023-000366-04

Судья Кизима И.С.                     Дело № 33-3702/2024

(№2-10/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 мая 2024 года                                  г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего     Цибиной Т.О.,

судей Косиловой Д.В., Шмидт Ю.С.,

при помощнике судьи Морковиной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Угловского районного суда Алтайского края от 18 января 2024 года по делу

по иску прокурора Угловского района Алтайского края в интересах Винтерколлер Э. Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Косиловой Д.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Угловского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Винтерколлер Э.Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка, в результате которой установлено, что Винтерколлер Э.Л. является инвалидом I группы. Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида *** Винтерколлер Э.Л. рекомендованы технические средства реабилитации (далее – ТСР) – кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей - инвалидов) (7-02-01); ортопедические брюки (12-01-02), захват активный (11-01-05), опора в кровать веревочная (6-05-01).

28.02.2023 Винтерколлер Э.Л. подана заявка в Алтайское Региональное отделение Фонда социального страхования РФ с целью обеспечения ТСР. Вместе с тем, согласно информации Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю от 08.12.2023, Винтерколлер Э.Л. не была обеспечена необходимыми ТСР. Бездействие должностных лиц Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю существенно нарушило законные права и интересы Винтерколлер Э.Л.. Факт нравственных страданий истца в результате противоправного бездействия должностных лиц Отделения Фонда подтверждается характером его заболевания, наличием ограничений вести привычный образ жизни, наличием дискомфорта, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством ТСР, а также причиненным физическим дискомфортом.

Истец просит признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по не обеспечению Винтерколлер Э.Л. техническими средствами реабилитации, возложить на ответчика обязанность предоставить Винтерколлер Э.Л. - кресло-коляску с ручным приводом прогулочную (для инвалидов и детей - инвалидов) (7-02-01); ортопедические брюки (12-01-02), захват активный (11-01-05), опора в кровать веревочная (6-05-01), взыскать с ответчика в пользу Винтерколлер Э.Л. компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

Решением Угловского районного суда Алтайского края от 18 января 2024 года исковые требования прокурора Угловского района Алтайского края в интересах Винтерколлер Э.Л. удовлетворены частично.

Признано незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по не обеспечению Винтерколлер Э.Л. техническими средствами реабилитации.

На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность предоставить Винтерколлер Э.Л. технические средства реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей - инвалидов) (7-02-01); ортопедические брюки (12-01-02), захват активный (11-01-05), опора в кровать веревочная (6-05-01), в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Винтерколлер Э.Л. взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю просит отменить решение суда, в удовлетворении иска отказать.

В обоснование жалобы указано, что ответчик не был извещен надлежащим образом о дне и времени слушания дела, назначенного на 18.01.2024 года. Действительно определение суда о подготовке дела к судебному разбирательству и извещение доставлены в адрес Фонда 15.01.2024, однако отсутствует заблаговременность получения, учитывая необходимость регистрации входящей корреспонденции в государственном органе и передаче для исполнения должностному лицу.

Судом оставлены без внимания доводы фонда о предусмотренном законодательством механизме обеспечения граждан техническими средствами реабилитации. Выдача направлений на получение средств реабилитации осуществляется с учетом очередности, т.е. с учетом граждан которые обратились с заявлениями о предоставлении технических средств реабилитации ранее истца. Вывод суда о бездействии ответчика является необоснованным, поскольку законодательством не предусмотрен какой-либо срок для завершения процедуры отбора поставщика, как и не предусмотрено понятия своевременности обеспечения, в случае если по объективным причинам (отсутствие потенциальных поставщиков, ценовых предложений, финансирования) не завершен какой-либо этап отбора. Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации неоднократно размещались запросы о предоставлении ценовой информации на выполнение работ по обеспечению инвалидов средствами реабилитации, однако ценовых предложений потенциальных поставщиков не поступало. Судом не учтено, что Фондом истцу выданы направления на получение ортопедических брюк, захвата активного, опоры в кровать веревочной. Истец обеспечена креслом-коляской 26.01.2024 года. Вина Отделения в необеспечении истца техническими средствами реабилитации отсутствует, поскольку принятые им меры свидетельствуют о соблюдении всех предписаний, предусмотренных законом, в связи с чем судом необоснованно взыскана компенсация морального вреда. Кроме того, апеллянт выражает несогласие с установленным судом срока исполнениям решения суда, полагая его крайне недостаточным.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Угловского района Алтайского края просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Артеменко Т.А. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Винтерколлер Э.Л. является инвалидом I группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно.

Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида *** Винтерколлер Э.Л. рекомендованы технические средства реабилитации (далее – ТСР) – кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей - инвалидов) (7-02-01); ортопедические брюки (12-01-02), захват активный (11-01-05), опора в кровать веревочная (6-05-01).

28.02.2023 Винтерколлер Э.Л. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, 01.03.2023 она уведомлена о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора о признании незаконным бездействие ОСФР по Алтайскому краю по необеспечению Винтерколлер Э.Л. техническими средствами реабилитации, возлагая на ответчика обязанность обеспечить материального истца техническими средствами реабилитации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в результате действий Фонда истец была лишена мер социальной защиты в виде обеспечения необходимыми техническими средствами реабилитации, которыми она должна пользоваться на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в указанной части, поскольку они вопреки доводам апелляционной жалобы основаны на установленных по делу обстоятельствах, представленных суду доказательствах, которым в совокупности дана оценка в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и правильном применении норм материального права.

В силу ст.10 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила № 240).

Согласно п.2 Правила № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

Подпунктами «а» и «д» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путём предоставления соответствующего технического средства (изделия); выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счёт средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подаётся инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с п.5 Правил № 240 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (абзац 6 пункта 5 Правил).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрёл соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счёт, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретённого технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.

24.11.2023, 01.01.2024, 29.01.2024 года Винтерколлер Э.Л. выданы направления ***, ***, ***, *** на получение ТСР в виде: ортопедические брюки, кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, опора в кровать веревочная, захват активный.

Представленный в суд апелляционной инстанции акт приема-передачи товара *** подтверждает факт получения материальным истцом Винтерколлер Э.Л. кресло-коляски с ручным приводом прогулочной 26.01.2024 года.

Таким образом, с 28.02.2023 (дата подачи заявления) период ожидания инвалида на обеспечение техническим средством реабилитации кресло-коляской с ручным приводом прогулочной составил около одного года, иных ТСР – более года с даты обращения с заявлением.

При таких обстоятельствах, суд правомерно руководствовался указанными выше нормами материального права и исходил из того, что ответчик не исполняет надлежащим образом, возложенные на него законом обязанности по обеспечению инвалида необходимыми средствами реабилитации в установленный срок.

Доводы жалобы о наличии большого числа нуждающихся в обеспечении техническими средствами реабилитации и обеспечении инвалидов в порядке очередности, судебная коллегия отклоняет в связи с тем, что действующее законодательство не предусматривает ограничение прав инвалидов исходя из объемов финансирования и количества нуждающихся в средствах реабилитации.

Тот факт, что истец имела возможность приобрести необходимое ей техническое средство реабилитации самостоятельно и обратиться за компенсацией понесенных расходов, не освобождает государственный орган от установленной обязанности, поскольку по смыслу вышеприведенных норм инвалид вправе самостоятельно выбирать способ обеспечения его техническими средствами реабилитации.

Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении ответчика судебная коллегия признает несостоятельными.

Ответчик был извещен о судебном заседании, назначенном на 18.01.2024 в порядке ст. 165.1 ГК РФ по месту регистрации, судебная повестка получена юридическим лицом заблаговременно 15.01.2024.

Внутренняя организация работы учреждения по своевременной регистрации входящей судебной корреспонденции, передаче конкретному исполнителю правового значения не имеет, поскольку судом первой инстанции обязанность по надлежащему и заблаговременному извещению стороны ответчик исполнена надлежащим образом.

Вместе с тем, доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции находит заслуживающими внимания.

Удовлетворяя частично требования прокурора о взыскании с ОСФР по Алтайскому краю компенсации морального вреда, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что в результате бездействия ответчика были нарушены нематериальные права истца, не созданы необходимые для инвалида и гарантированные законом комфортные условия существования, чем причинены нравственные и физические страдания.

Судебная коллегия считает, что указанные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права в силу следующих обстоятельств.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений следует, что моральный вред представляет собой нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага.

В данном случае ни судом первой инстанции, ни судебной коллегией не установлено действий (бездействия) ответчика, направленных на нарушение личных неимущественных прав истца либо посягающих на принадлежащие ему именно нематериальные блага, обеспечение средствами реабилитации как обязанность, носящая имущественный характер, не может быть к ним отнесена, вопреки выводам суда.

Доказательств того, что заключение государственных контрактов по мере поступления бюджетного финансирования в 2023 году находилось бы в прямой причинно-следственной связи с ухудшением здоровья истца в материалы дела не представлено.

Положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 10.07.2023), а также иными нормативными актами в данной области правового регулирования, не предусмотрена возможность взыскания с фонда пенсионного и социального страхования компенсации морального вреда за нарушение порядка действий в области обеспечения инвалидов средствами реабилитации.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу материального истца компенсации морального вреда, в силу чего решение суда в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционную жалобу ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю удовлетворить частично.

Решение Угловского районного суда Алтайского края от 18 января 2024 года отменить в части взыскания компенсации морального вреда, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Угловского района Алтайского края в интересах Винтерколлер Э. Л. отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 13.05.2024

33-3702/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Винтерколлер Э.Л.
Прокурор Угловского района
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
02.04.2024Передача дела судье
23.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
14.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2024Передано в экспедицию
07.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее