Решение по делу № 2а-80/2022 (2а-939/2021;) от 03.12.2021

Дело №2а-80/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Увельский Челябинской области                 27 января 2022 года

Увельский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи: Симоновой М.В.,

при секретаре Смирновой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Увельского муниципального района к МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области, судебному приставу – исполнителю МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области Урсаевой В.А., УФССП России по Челябинской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Увельского муниципального района Челябинской области обратилась в суд с административным иском к МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области, судебному приставу – исполнителю МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области Урсаевой В.А., УФССП России по Челябинской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что 01 сентября 2021 года на основании исполнительного листа №ФС036215391 от 17 августа 2021 года возбуждено исполнительное производство об обязании администрации Увельского муниципального района предоставить Ахтямову Р.Р. по договору специализированного найма жилое помещение. 16 ноября 2021 года судебным приставом – исполнителем Урсаевой В.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному листу неимущественного характера и установлении нового срока исполнения в размере 50000 рублей. С указанным постановлением административный истец не согласен, просит его признать незаконным и отменить.

При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчиков привлечены УФССП России по Челябинской области, судебный пристав – исполнитель МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области Урсаева В.А., заинтересованного лица Ахтямов Р.Р.

Представитель административного истца администрации Увельского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика УФССП России по Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области Урсаева В.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв в котором, с исковыми требованиями не согласилась, поскольку на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, сведения об исполнении требований исполнительного документа в материалах исполнительного производства отсутствовали.

Заинтересованное лицо Ахтямов Р.Р. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

На основании ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).

В силу частей 1 и 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Решением Увельского районного суда от 15 июля 2021 года на администрацию Увельского муниципального района Челябинской области возложена обязанность предоставить Ахтямову Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ, по договору найма специализированное жилое помещение отдельное, благоустроенное, применительно к условиям Увельского района, общей площадью не менее 18 кв.м., находящееся в границах Увельского района, за счет средств бюджета Челябинской области.

Решение вступило в законную силу 17 августа 2021 года (л.д.66-67).

01 сентября 2021 года МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области возбуждено исполнительное производство, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований (л.д.31,41,54-55).

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена в адрес администрации Увельского муниципального района Челябинской области 07 сентября 2021 года (л.д.36 оборот-37,52-53).

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок, 16 ноября 2021 года судебным приставом –исполнителем Урсаевой В.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50000 рублей и установлении нового срока исполнения (л.д.5,6, 39 оборот, 40, 48-49,50-51).

Дважды в отношении административного истца судебным приставом – исполнителем МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Урсаевой В.А. были вынесены предупреждения по ст.315 Уголовного кодекса Российской Федерации (л.д.7-8). Затем направлено требование о предоставлении подписанного лично Главой администрации Увельского муниципального района Челябинской области предупреждения в МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области (л.д.9).

Из представленных суду материалов следует, что 24 декабря 2021 года между администрацией Увельского муниципального района, в лице начальника отдела жилищной политики администрации Увельского муниципального района Молчановой О.В., действующей от имени собственника жилого помещения Муниципального образования – Увельский муниципальный район Челябинской области и Ахтямовым Р.Р., 19 мая 2001 года рождения, на основании Постановления администрации Увельского муниципального района Челябинской области «О предоставлении жилого помещения на условиях договора специализированного найма» от 24 декабря 2021 года №1463 заключен договор найма жилого помещения для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с правом оформления регистрации по месту жительства № 98 (л.д.33-34).

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанности, возложенные на административного истца решением Увельского районного суда Челябинской области от 15 июля 2021 года по гражданскому делу № 2-590/2021, на момент рассмотрения административного искового заявления выполнены.

Поскольку исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения - 5 дней со дня вручения постановления о возбуждении исполнительного производства не исполнен, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено, а также должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, в рамках вышеуказанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Урсаевой В.А. вынесено постановление о взыскании с администрации Увельского сельского поселения исполнительского сбора в размере 50000 рублей и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что у судебного пристава-исполнителя имелись предусмотренные ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, взыскание исполнительского сбора является законным и обоснованным, так как должником требования исполнительного документа не выполнены в установленный срок, исполнительский сбор установлен судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в требовании.

В силу разъяснений п.75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч. 6, 7, 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, ч.3 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч.4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Согласно п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с ч.5 ст.19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно ч.2 ст.63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

В соответствии со ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

В силу п. «ж» ст.3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части заключения договора найма специализированного жилого помещения;

Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, указанных в статье 3 настоящего Закона, обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, размер которых определяется на основании методик расчета размера субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распределение субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета, утверждается законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному району, городскому округу (ч. 1, 2, 3 ст. 6 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года №442-ЗО).

Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа утвержден Постановлением Правительства Челябинской области от 15 апреля 2013 года №136-П «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа».

Таким образом, финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) граждан осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

Кроме того, приобретение жилых помещений осуществляется администрацией Увельского муниципального района в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что предполагает следование муниципального заказчика процедурам, установленным ч. 2 ст. 63, ст. 70 данного федерального закона, в соответствии с которыми в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; при этом контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.

Из материалов дела усматривается, что администрацией Увельского муниципального района Челябинской области в настоящее время решение суда исполнено.

Суд приходит к выводу о наличии объективных причин и отсутствии виновного противоправного бездействия должника – администрации Увельского муниципального района Челябинской области в неисполнении вышеуказанного решения суда в установленный срок.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами права, считает, что неисполнение должником обязанности по исполнению решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок нельзя признать уклонением от исполнения решения суда.

Признаков необоснованного затягивания исполнения решения суда в данном случае судом не установлено, необходимые для исполнения решения суда действия были произведены должником в разумные сроки.

При таких обстоятельствах суд считает возможным принять решение об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации Увельского муниципального района к МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области, судебному приставу – исполнителю МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области Урсаевой В.А., УФССП России по Челябинской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора удовлетворить частично.

Освободить администрацию Увельского муниципального района от уплаты исполнительного сбора по исполнительному производству №24367/21/74022-ИП, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Урсаевой В.А. от 16 ноября 2021 года.

В удовлетворении административных исковых требований администрации Увельского муниципального района к МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области, судебному приставу – исполнителю МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области Урсаевой В.А., УФССП России по Челябинской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области от 16 ноября 2021 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №24367/21/74022-ИП – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Увельский районный суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий    п/п          М.В. Симонова

Копия вена. Судья: М.В. Симонова

Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2022 года.

2а-80/2022 (2а-939/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Увельского муниципального района Челябинской области
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Погорелова Софья Владимировна
МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области
УФССП России по Челябинской области
Другие
Ахтямов Ринат Русланович
Суд
Увельский районный суд Челябинской области
Судья
Симонова М.В.
Дело на сайте суда
uvel.chel.sudrf.ru
03.12.2021Регистрация административного искового заявления
03.12.2021Передача материалов судье
03.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.01.2022Судебное заседание
03.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2022Дело оформлено
04.03.2022Дело передано в архив
27.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее