Решение по делу № 2а-4673/2019 от 12.07.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

г.Махачкала 24 июля 2019 года

Советский районный суд г.Махачкалы РД в составе:

председательствующего судьи Шуаева Д.А.,

при секретаре судебного заседания Метревели Ц.,

с участием представителя административного истца Юсупова И.Г. по доверенности Юсупова А., представителя административного ответчика Минюст РД по доверенности Магомедэминова Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Магомедова Арсена Абдуллаевича и Юсупова Идриса Гусейновича к министерству юстиции РД о признании незаконным отказ министерства юстиции РД (письмо от 01.07.2019 г. за №19-19/03-3433/19) в согласовании Магомедову Арсену Абдуллаевичу, Камалову Магди – Магомеду Магомедовичу и Юсупову Идрису Гасан-Гусейновичу публичного мероприятия в форме митинга 14.07.2019 г. с 18 часов 40 минут до 20 часов 30 минут в г.Махачкала на пл.Ленина с заявленной целью «Выступление с требованиями прекратить необоснованное уголовное преследование журналиста еженедельника «Черновик» Гаджиева Абдулмумина, обеспечить освобождение его из заключения, а также пресечь практику фабрикации уголовных дел в отношении граждан» и обязании министерство юстиции РД предложить Магомедову Арсену Абдуллаевичу и Юсупову Идрису Гасан-Гусейновичу конкретное место для проведения в г.Махачкала митинга,

руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Магомедова Арсена Абдуллаевича и Юсупова Идриса Гусейновича к министерству юстиции РД о признании незаконным отказ министерства юстиции РД (письмо от 01.07.2019 г. за №19-19/03-3433/19) в согласовании Магомедову Арсену Абдуллаевичу, Камалову Магди – Магомеду Магомедовичу и Юсупову Идрису Гасан-Гусейновичу публичного мероприятия в форме митинга 14.07.2019 г. с 18 часов 40 минут до 20 часов 30 минут в г.Махачкала на пл.Ленина с заявленной целью «Выступление с требованиями прекратить необоснованное уголовное преследование журналиста еженедельника «Черновик» Гаджиева Абдулмумина, обеспечить освобождение его из заключения, а также пресечь практику фабрикации уголовных дел в отношении граждан» и обязании министерство юстиции РД предложить Магомедову Арсену Абдуллаевичу и Юсупову Идрису Гасан-Гусейновичу конкретное место для проведения в г.Махачкала митинга - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Составление мотивированного решения отложить на 25 июля 2019 года.

Судья Шуаев Д.А.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Махачкала 24 июля 2019 года

Советский районный суд г.Махачкалы РД в составе:

председательствующего судьи Шуаева Д.А.,

при секретаре судебного заседания Метревели Ц.,

с участием представителя административного истца Юсупова И.Г. по доверенности Юсупова А.Р., представителя административного ответчика Минюст РД по доверенности Магомедэминова Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Магомедова Арсена Абдуллаевича и Юсупова Идриса Гусейновича к министерству юстиции РД о признании незаконным отказ министерства юстиции РД (письмо от 01.07.2019 г. за №19-19/03-3433/19) в согласовании Магомедову Арсену Абдуллаевичу, Камалову Магди – Магомеду Магомедовичу и Юсупову Идрису Гасан-Гусейновичу публичного мероприятия в форме митинга 14.07.2019 г. с 18 часов 40 минут до 20 часов 30 минут в г.Махачкала на пл.Ленина с заявленной целью «Выступление с требованиями прекратить необоснованное уголовное преследование журналиста еженедельника «Черновик» Гаджиева Абдулмумина, обеспечить освобождение его из заключения, а также пресечь практику фабрикации уголовных дел в отношении граждан» и обязании министерство юстиции РД предложить Магомедову Арсену Абдуллаевичу и Юсупову Идрису Гасан-Гусейновичу конкретное место для проведения в г.Махачкала митинга,

УСТАНОВИЛ:

Магомедов А.А. и Юсупов И.Г. обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Минюст РД необоснованно отказал им в проведении заявленного митинга.

В судебном заседании представитель административного истца Юсупова И.Г. по доверенности Юсупов А.Р., административный иск поддержал, по изложенным в нем основаниям.

Извещённые о месте и времени рассмотрения дела Магомедов А.А., Юсупов И.Г. и Камалов М.М. в судебное заседание не явились и о причинах своей не явки не сообщили.

Представитель административного ответчика – Министерства юстиции Республики Дагестан по доверенности Магомедэминов Р.Х., административный иск не признал, представил возражения, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд исходит из следующего.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Права и свободы человека и гражданина в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко", право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированное Конституцией Российской Федерации, не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности с тем, чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.

Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность полноценной реализации права на свободу мирных собраний и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости государственной защиты прав и свобод всех лиц (как участвующих, так и не участвующих в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления эффективной публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.

Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (часть 1.1 статьи 8), указанные места должны обеспечивать возможность достижения целей публичных мероприятий, в данных местах должны обеспечиваться их транспортная доступность, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц (часть 1.2 статьи 8), а после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации таких мест публичные мероприятия должны проводиться, как правило, в этих местах (часть 2.1 статьи 8).

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 июля 2013 года №372 определены единые специально отведенные места для проведения публичных мероприятий на территории Республики Дагестан. Так для города Махачкалы определены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места, а именно территория Родопского бульвара перед Аварским театром, парк им. Ленинского комсомола, за зданием банкетного зала "Кегельбан", парк им. 50-летия Октября

Данное постановление принято высшим постоянно действующим исполнительным органом власти Республики Дагестан, в компетенцию которого входит решение вопросов, отнесенных к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Определенные Правительством Республики Дагестан специально отведенные места для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем не ограничивают права организатора на использование любого места в городе Махачкале для данных целей, поскольку проведение массовых мероприятий в любом месте, удобном для заявителя, может нарушать права и свободы иных лиц.

Все указанные в постановлении места для проведения публичных мероприятий находятся в черте города Махачкалы, в районах, имеющих развитую инфраструктуру. Эти места являются традиционными местами в городе Махачкале, которые уже используются для публичных мероприятий.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся, в частности, территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым судами.

Наряду с этим в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности данный Федеральный закон предусматривает возможность определения законом субъекта Российской Федерации дополнительно мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (ч. 2.2 ст. 8).

В развитие указанных положений Народным Собранием РД принят Закон Республики Дагестан от 27.12.2012 N 98 "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Дагестан", в статье 1 которого определены места, в которых согласно Федеральному закону от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон) проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается, дополнительно относятся: вокзалы, аэропорт, торгово-развлекательные комплексы (центры), рынки; детские, образовательные, медицинские, физкультурно-оздоровительные, спортивные и религиозные организации (учреждения) во время проведения в них учебных, культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий; здания (помещения), в которых размещены органы государственной власти и органы местного самоуправления; здания (сооружения), которые находятся в аварийном состоянии и (или) в которых проводятся реконструкция, капитальный ремонт; объекты капитального строительства; мосты, тоннели, эстакады; тротуары, остановки транспорта общего пользования, детские и спортивные площадки, а также территории, непосредственно прилегающие к указанным в настоящей статье объектам и автомобильным дорогам.

При этом в качестве достаточного основания для отказа в согласования проведения публичного мероприятия Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ предусматривает указание в уведомлении о его проведении в качестве места проведения публичного мероприятия место, в котором в соответствии с данным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (ч. 3 ст. 12).

Судом из уведомления на имя Министерства юстиции РД от организаторов публичного мероприятия Магомедова А.А., Камалова М.М., Юсупова И.Г. установлено, что заявители в целях реализации конституционного права на проведение митинга подано уведомление о проведении митинга в г.Махачкала на территории центральной площади г.Махачкалы (г.Махачкала, пл.Ленина). Целью данного публичного мероприятия указано: «Выступление с требованиями прекратить необоснованное уголовное преследование журналиста еженедельника «Черновик» Гаджиева Абдулмумина, обеспечить освобождение его из заключения, а также пресечь практику фабрикации уголовных дел в отношении граждан».

Согласно оспариваемому ответу за №19-19/03-3433/19 от 01 июля 2019 г. на указанное уведомление организаторам публичного мероприятия, разъяснено, что на пл.Ленина г.Махачкалы (центральная площадь г.Махачкалы), расположены Конституционный Суд РД, Правительство РД, Администрация Главы и Правительства РД, Администрация ГОсВД «город Махачкала».

В связи с тем, что предполагаемое место проведения митинга не входит в Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов, решением Минюста РД, изложенном в письме министра за №19-19/03-3433/19 от 01 июля 2019 г., организаторам публичного мероприятия отказано в согласовании данного уведомления о проведении публичного мероприятия на площади им.Ленина г.Махачкалы.

Таким образом, испрашиваемое место для проведения митинга не отнесено законодательством, в том числе Законом Республики Дагестан, к специально отведенным местам, в связи с чем, довод Минюста РД о невозможности проведения публичного мероприятия в заявленном месте, является правильным, а оспариваемое решение в указанной части, изложенное в письме за №19-19/03-3433/19 от 01 июля 2019 г., которое мотивировано тем, что на площади им.Ленина г.Махачкала размещены такие объекты как Конституционный Суд РД, Правительство РД, Администрация Главы и Правительства РД, Администрация ГОсВД «город Махачкала» - законным и обоснованным.

Такой ответ не может быть признан незаконным, поскольку не ограничивает права организаторов публичного мероприятия на его проведение в другом специально отведенном для них месте.

При установленных обстоятельствах, суд находит доводы административного иска необоснованными, в связи с чем, приходит к выводу об отказе в удовлетворении Магомедову А.А. и Юсупову И.Г. заявленного им административного иска.

На основании выше изложенного, ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Магомедова Арсена Абдуллаевича и Юсупова Идриса Гусейновича к министерству юстиции РД о признании незаконным отказ министерства юстиции РД (письмо от 01.07.2019 г. за №19-19/03-3433/19) в согласовании Магомедову Арсену Абдуллаевичу, Камалову Магди – Магомеду Магомедовичу и Юсупову Идрису Гасан-Гусейновичу публичного мероприятия в форме митинга 14.07.2019 г. с 18 часов 40 минут до 20 часов 30 минут в г.Махачкала на пл.Ленина с заявленной целью «Выступление с требованиями прекратить необоснованное уголовное преследование журналиста еженедельника «Черновик» Гаджиева Абдулмумина, обеспечить освобождение его из заключения, а также пресечь практику фабрикации уголовных дел в отношении граждан» и обязании министерство юстиции РД предложить Магомедову Арсену Абдуллаевичу и Юсупову Идрису Гасан-Гусейновичу конкретное место для проведения в г.Махачкала митинга - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 25 июля 2019 года.

Судья Шуаев Д.А.

2а-4673/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Юсупов И.Г.
Магомедов А.А.
Ответчики
Министерство юстиции РД
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация административного искового заявления
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020Дело оформлено
24.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее