Дело № 2-5918/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 11 июля 2017 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Сивцевой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) к Линевич Я.Л, о возмещении суммы незаконно полученной пенсии
У С Т А Н О В И Л:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) обратилось в суд с иском о возмещении суммы незаконно полученной пенсии, указывая, что с ____ 1997 года Управлением пенсионного обслуживания г. Якутска Линевич Я.Л. была назначена пенсия по возрасту, а также УПФ РФ в Черепановском районе Новосибирской области с ____1997 г. назначена пенсия по возрасту, в результате предоставления ложной информации, ответчик получал пенсию в г. Якутске и в Новосибирской области, решением Управления Пенсионного Фонда в г. Якутске Линевич Я.Л. были выплачены компенсации расходов на оплату стоимости проезда, использованные в 2009 г. – 25 600 руб., 2011 г. – 18 292 руб., 2013 г. – 25 500 руб., в 2016 г. – 25 085 руб., всего на сумму 94 477 руб., образовалась переплата пенсии в период с ____.2016 г. и проезда в сумме 2 042 270,10 рублей. Истец просил взыскать с ответчика переплату в размере 2 042 270,10 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 18 867,46 руб.
В судебном заседании представитель истца Семенов Ю.И. исковые требования уточнил, просил взыскать с ответчика переплату в размере 1 972 393,32 руб.
В суде представитель ответчика Смольникова С.Е. с иском не согласилась, просила отказать, при этом пояснила, что наличие задолженности в виде переплаты пенсии и проезда не отрицает.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
В силу п. 2 ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета; осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;
В соответствии с п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 2122-1, Пенсионный фонд РФ обеспечивает организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств.
Исходя из абз. 8 ст. 1, ч. 1, 2, 6 ст. 6 указанного закона индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.
Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов). В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются: сведения об установлении страховой пенсии и сведения о фиксированной выплате к страховой пенсии (с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и индексации (дополнительного увеличения) ее размера); (пп. 16 п. 1 ст. 6).
Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения систематически уточняются и дополняются.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, Линевич Я.Л. в период с ____.2016 г. одновременно получал пенсию в г. Якутске и в Черепановском районе Новосибирской области, а также получил компенсации стоимости проезда в 2009, 2011, 2013, 2016 г.г., в связи с чем, образовалась переплата в общей сумме 2 042 270,10 руб.
С учетом произведенных удержаний из пенсии ответчика в сумме 69 876,78 руб., сумма переплаты по состоянию на ____2017 составляет 1 972 393,32 руб.
Факт двойного назначения и выплаты пенсии Линевич Я.Л. был установлен в результате проведения органами Пенсионного фонда определенной работы, проверки обоснованности выплаты назначенных Линевич Я.Л. пенсий, что подтверждается сообщением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Черепановском районе Новосибирской области № от ____ 2016 года, актом ГУ УПФ РФ в г. Якутске от ____2017 г., протоколом Заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ____2017 г.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие правовых оснований для получения ответчиком пенсии по возрасту в г. Якутске в указанный истцом период времени, полученная без законных оснований пенсия подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 18 061,97 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 972 393,32 ░░░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 18 061,97 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: