Решение по делу № 2-368/2018 от 20.11.2018

Дело № 2-368/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

18 декабря 2018 года с. Хандагайты                        

Овюрский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего судьи Банзай Ю.З.,

при секретаре судебного заседания Кан-оол Ш.А.,

с участием истца – помощника прокурора Овюрского района РТ ГГГ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Солчурская средняя общеобразовательная школа» Овюрского кожууна о возложении обязанности разработать проекты предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

установлено:

Исполняющий обязанности прокурора Овюрского района РТ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Солчурская средняя общеобразовательная школа» Овюрского кожууна (далее по тексту – МБОУ «Солчурская СОШ») о возложении обязанности разработать проекты предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления в МБОУ «Солчурская СОШ», по результатам которой установлены нарушения. Проверкой установлено, что МБОУ «Солчурская СОШ» эксплуатирует источники выбросов - две котельные, находящиеся по адресам: <адрес>, и <адрес>. Однако проекты предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ не разработаны, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено, что следует из ответа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва на требование первого заместителя прокурора республики, а также из ответа МБОУ «Солчурская СОШ» на требование прокурора района. Указанное свидетельствует о нарушении МБОУ «Солчурская СОШ» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Отсутствие разработанного проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не позволяет получить МБОУ «Солчурская СОШ» разрешение на предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ, что в свою очередь нарушает право лиц, проживающих и пребывающих на территории Овюрского района на благоприятную окружающую среду.

Просит суд обязать МБОУ «Солчурская СОШ» Овюрского кожууна разработать проекты предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по адресам <адрес> и <адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу; получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по адресам <адрес> и <адрес> в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании истец – помощник прокурора района поддержала исковые требования в полном объеме по указанным основаниям в иске.

Надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания представитель ответчика в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела не направил, в связи с чем в силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается, в том числе на принципах обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него

Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ под предельно допустимым выбросом понимается норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха. Под источником выброса понимается сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. Под стационарным источником понимается источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (далее - постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183) утверждено положение, определяющее порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, а также выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (п. 6 постановления Правительства РФ от 02.03.2000 № 183).

Согласно п. 8 постановления Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183 разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

В соответствии с п. 9(1) постановления Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183 для установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов предельно допустимых выбросов, содержащее сведения, указанные в п. 9(1) названного постановления.

Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования рассматривают представленные юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заявление, материалы и проект плана для установления нормативов предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов и принимают решение об установлении нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов либо решение об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием) (п. 9(2) постановления Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183).

Согласно абз. 4, 5 п. 9(10) постановления Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183 разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, выдается одновременно с установлением нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов. Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух выдается на срок, соответствующий сроку, на который установлены нормативы предельно допустимых выбросов.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ МБОУ «Солчурская СОШ» Овюрского кожууна оно является юридическим лицом, может выступать гражданским истцом и ответчиком.

Из представленных суду доказательств, а именно из ответа МБОУ «Солчурская СОШ» на требование прокурора Овюрского района следует, что МБОУ «Солчурская СОШ» эксплуатирует 2 стационарных источника выбросов - две котельные, находящиеся по адресам: <адрес>, и <адрес>, проекты предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ не разработаны.

Из ответа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва на требование первого заместителя прокурора республики следует, что МБОУ «Солчурская СОШ» разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено.

Указанные в исковом заявлении нарушения требований Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» при эксплуатации 2 стационарных источников выбросов - двух котельных МБОУ «Солчурская СОШ» в суде нашли свое подтверждение, стороной ответчика не оспаривались.

Таким образом, судом установлено, что в нарушение федерального законодательства МБОУ «Солчурская СОШ» не разработало проекты предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по 2 эксплуатируемым источникам выбросов и не обеспечило получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что может повлечь угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц, и что нарушает гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск исполняющего обязанности прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Солчурская средняя общеобразовательная школа» Овюрского кожууна о возложении обязанности разработать проекты предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Солчурская средняя общеобразовательная школа» Овюрского кожууна обязанность разработать проекты предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по адресам: <адрес>, и <адрес>, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Солчурская средняя общеобразовательная школа» Овюрского кожууна обязанность получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по адресам: <адрес>, и <адрес>, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Овюрский районный суд Республики Тыва.

Председательствующий              Ю.З. Банзай

2-368/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
П.А. Монгуш
Ответчики
МБОУ "Солчурская СОШ"
Суд
Овюрский районный суд Республики Тыва
Дело на странице суда
ovjurskiy.tva.sudrf.ru
20.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2018Передача материалов судье
22.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2018Судебное заседание
18.12.2018Судебное заседание
18.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее