Решение по делу № 33а-4079/2019 от 28.10.2019

    Дело № 33а-4079/2019    Председательствующий в первой

    Категория 020а    инстанции Калганова С.В.

        дело № 2а-2271/2019

        докладчик в апелляционной

        инстанции Дудкина Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 декабря 2019 года                                                                   г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего:                  Бабича В.В.,

судей:                              Дудкиной Т.Н., Кондрак Н.И.

секретаре:                                     Михайловой В.Г.

    при участии:

    представителя административного истца       ФИО1

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаражного кооператива «Вымпел-1» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя о признании действий незаконным, обязании совершить определённые действия, по апелляционной жалобе Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 04 сентября 2019 года.

    Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

     УСТАНОВИЛА:

Гаражный кооператив «Вымпел-1» обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, просил признать незаконным и отменить Акт проверки от 31.05.2019 г. Инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, признать незаконным и отменить Требование (Претензию) от 05 июня 2019 года Инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 04 сентября 2019 года административное исковое заявление Гаражного кооператива «Вымпел-1» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г.Севстополя о признании действий незаконным, обязании совершить определённые действия, - удовлетворено частично.

    Признано незаконным и отменено требование (претензию) от 5 июня 2019 года инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

На данное решение административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения в части удовлетворенных требований, принятие нового об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Лицо, подавшее апелляционную жалобу, указывает на несоответствие обжалуемого решения требованиям пп. 2 и 3 Постановления № 23 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» относительно его законности и обоснованности.

Обращает внимание на то, что требование (претензия) учинено в целях досудебного урегулирования, содержит указание на положения законодательных актов, регламентирующих порядок осуществления гражданского и арбитражного судопроизводства, выражает мнение Инспекции об использовании земельного участка не в соответствии с его видом разрешенного использования и предлагает в досудебном порядке устранить нарушение.

Требование (претензия) не является обязательным к исполнению, не обеспечивается силой государственного принуждения, его исполнение не влечет нарушений прав истца и не создает препятствий к их осуществлению.

Документ не является требованием в том смысле, что его неисполнение может иметь последствия в виде применения мер властного воздействия, мер ограничения, умаления прав, принуждения. Единственное возможное последствие – обращение Департамента в суд за судебной защитой.

Направление такой претензии в адрес истца является предложением урегулировать спор об использовании земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования во внесудебном порядке, и не может ставиться под сомнение судебными решениями под видом оценки подобных претензий.

Допустив ошибку в квалификации оспариваемого требования (претензии) как решения (действия), выражающего властное волеизъявление, суд предопределил разрешение спора, вытекающего из вида разрешенного использования земельного участка, лишив Департамент гарантированного права на судебную защиту в будущем, установив преюдициальные факты.

В судебном заседании представитель административного истца в удовлетворении апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Заслушав судью-докладчика, выслушав представителя административного истца, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 06 апреля 2010 года

между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и ОК «Вымпел - 1» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка (далее - Договор аренды), по условиям которого арендодатель в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 15.12.2009 г. предоставил, а арендатор принял в срочное платное пользование земельный участок площадью 0,0152 га, земельный участок площадью 1,9848 га, общей площадью 2,0000 га, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и эксплуатации гаражей.

Согласно п. 2.2 Договора аренды, на земельном участке площадью 0,0152 га, расположены временные строения на площади 0,0050 га, под проездами, проходами и площадками площадь 0,0102 га; на земельном участке площадью 1,9848 га, расположены капитальные – одно и двух – этажные строения на площади 0,3478 га, временные строения на площади 0,3009 га, под проездами, проходами и площадками площадь 1,3349 га, под зелеными насаждениями 0,0012 га.

Договор аренды от 06 апреля 2010 года зарегистрирован 26 апреля 2010 года Севастопольским городским управлением земельных ресурсов, в установленном законодательством Украины порядке.

Пунктом 3.1. Договора заключён сроком на 25 (двадцать пять) лет, т.е. определен срок его действия до 05.04.2035 г.

ГК «Вымпел - 1» обратился 06.02.2018 г. в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя (далее - Департамент) с заявлением о переоформлении договора.

Согласно ответу от 26.02.2018 г. , Департамент отказал в переоформлении договора аренды от 06 апреля 2010 года, мотивировав отказ отсутствием сведений о координатах характерных точек границ испрашиваемых земельных участков, указал, так же, что заключения договора возможно после постановки на кадастровый учёт земельных участков.

Административный истец осуществил кадастровые работы по установлению границ на местности в отношении земельного участка площадью 1,9848 га, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства и эксплуатации гаражей, номер кадастрового квартала: , кадастровый номер: , согласовав межевой план с Ответчиком, а также осуществил кадастровый учёт, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.12.2018 г.

В дальнейшем административный истец через МФЦ обратился в Департамент с заявлением от 24 декабря 2018 года о предоставлении государственной услуги: о заключении договора аренды земельного участка площадью 1,9958 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства и эксплуатации гаражей, номер кадастрового квартала: , кадастровый номер: .

17.05.2019 г. ГК «Вымпел -1» получено уведомление от 05.04.2019 г. и распоряжение -РДЗ от 03.04.2019 г. о проведении плановой проверки использования земельного участка, находящегося в собственности г. Севастополя.

28 мая 2019 года Департаментом осуществлена плановая проверка, по результатам которой составлен Акт проверки от 31.05.2019 г. .

Согласно Акту проверки от 31.05.2019 г. , обстоятельств выявленных в ходе проведения плановой проверки использования земельного участка, находящегося в собственности г. Севастополя, установленных в ходе проверки, в виде наличия на земельном участке самовольных строений (ч. 1 ст. 222 ГК РФ), вследствие чего, ГК «Вымпел-1», допущено нарушение «Использование земельного участка вопреки установленного вида разрешённого использования земельного участка».

05 июня 2019 года Департаментом, предъявлено ГК «Вымпел-1», Требование (Претензия) об устранении выявленных нарушений в ходе проведённой проверки, а именно использование земельного участка строго в соответствии с видом разрешённого использования.

Удовлетворяя административное исковое заявление в части, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик при вынесении оспариваемого требования (претензии) вышел за пределы своих полномочий, нарушив тем самым права и законные интересы административного истца.

Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.

Частью 1 статьи 2 Закона Севастополя от 25.07.2014 г. №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон №46-ЗС) права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности, право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города Севастополя признаются правом государственной собственности города Севастополя (п. 2).

Согласно положениям пункта 8 статьи 3 Закона №46-ЗС право аренды земельного участка, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 12 статьи 3 Закона №46-ЗС установлено общее правило, в соответствии с которым, стороны по договору аренды земельного участка, заключившие его до вступления в силу Закона №6-ФКЗ, обязаны до 1 января 2017 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Законом города Севастополя от 07.08.2014 г. № 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" (далее - Закон №56-ЗС) определены основные принципы и правила управления государственным имуществом города Севастополя и регулирование отношений, возникающих в процессе управления и распоряжения таким имуществом, которые не урегулированы соответствующими законами города Севастополя и не относятся к средствам бюджета города Севастополя.

Согласно части 2 статьи 1 Закона №56-ЗС управление государственным имуществом города Севастополя - организованный процесс принятия и исполнения решений по учету, содержанию собственности города Севастополя, владению, пользованию и распоряжению таким государственным имуществом, а также по контролю за использованием по назначению собственности города Севастополя и ее сохранностью.

От имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя (ст.3).

          Контроль за использованием и сохранностью объектов собственности города Севастополя осуществляется, помимо прочих, в форме проверки наличия и целевого использования объектов собственности города Севастополя (п.1 ч.1 ст.9).

В соответствии с Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 г. № 883-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя (п.1.1).

Согласно пункту 2.10. Положения к основным задачам Департамента относится осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя.

Во исполнение данной задачи департамент осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством необходимые меры для их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.

Посещает, обследует (осматривает) объекты недвижимости, находящиеся в пользовании граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проверяет соблюдение правообладателями объектов недвижимости установленного порядка использования в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием, предписаний по вопросам земельного законодательства, иных требований, установленных действующим законодательством в области использования земель, за нарушение которых федеральным законодательством, законодательством города Севастополя предусмотрена административная и иная ответственность.

Проводит плановые и неплановые обследования использования объектов недвижимости, в том числе без взаимодействия с их пользователем, составляет по результатам обследования акты обследования земельных участков на предмет соблюдения условий предоставления в пользование (пункты 4.45, 4.74.1, 4.74.2., 4.74.4., 4.74.5).

Как следует из распоряжения о проведении плановой проверки использования земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя -РДЗ от 03.04.2019 г., распоряжение издано на основании (помимо законодательных актов) Порядка по проведению Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя контрольных мероприятий по использованию имущества, находящегося в собственности города Севастополя, утвержденного приказом директора Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 20.12.2018 г. (далее - Порядок).

Согласно пунктам 3.4.2, 3.4.4, 3.5.14 Порядка уполномоченные лица по результатам проведенных контрольных мероприятий имеют право составлять акты проверок; выдавать требования (претензии) об устранении выявленных нарушений и приведении земельных участков в состояние, соответствующее условиям предоставления, указанным в договоре; осуществлять контроль за исполнением выданных требований (претензий) об устранении выявленных нарушений.

При этом, согласно пунктам 3.7, 3.8 Порядка, лицо, в отношении которого проводится контрольное мероприятие, обязано исполнить в установленный срок требования (претензии) об устранении выявленных нарушений, а при неисполнении в установленный срок требования (претензии) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством города Севастополя.

Анализ указанных положений Порядка позволяет прийти к выводу, что требование (претензия) по своей сути является решением контролирующего органа, поскольку принимается по результатам проверки, отраженным в акте проверки, является обязательным к исполнению, и за его неисполнение предусмотрена ответственность.

Таким образом, довод лица, подавшего апелляционную жалобу, о том, что требование (претензия) не является решением в понимании статьи 218 КАС РФ так как не содержит властного волеизъявления, несостоятелен.

Суд первой инстанции в полной мере проанализировал положения земельного и градостроительного законодательства, применил нормы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений земельного законодательства, вмененного административному истцу административным ответчиком, отраженному в оспариваемом требовании (претензии).

Судебная коллегия также считает необходимым обратить внимание, что по условиям договора аренды земельного участка, административному истцу передавался земельный участок с уже расположенными на нем объектами капитального строительства, при этом условиями договора судьба данных объектов не разрешалась. Доказательств тому, что эти объекты не используются как гаражи, контролирующим органом не установлено. Более того, помимо 5-ти капитальных – одно и двух – этажные строений на земельном участке расположены иные гаражи, что также указывает на использование участка в соответствии с видом разрешенного использования.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, были предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании закона и не влекут отмену решения, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 04 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-4079/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Гаражный кооператив Вымпел-1
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношения города Севастополя
Другие
Сухойван Дмитрий Михайлович
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Дудкина Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
28.10.2019Передача дела судье
17.12.2019Судебное заседание
23.08.2020Передача дела судье
23.08.2020Судебное заседание
25.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2020Передано в экспедицию
17.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее