Решение по делу № 2-2518/2016 от 12.02.2016

Дело №2-2518/2016

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

12 апреля 2016 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Хертек С.Б., при секретаре Шыырап А.В., с участием старшего помощника прокурора г.Кызыла Ажи С.А., истца Тугжу А.А., представителя ответчика Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Андросовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г.Кызыла в интересах Тугжу А.А. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о возложении обязанности предоставить на условиях договора найма специализированного жилого помещения – благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленной законом нормы на территории города Кызыла,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г.Кызыла обратился в суд в интересах Тугжу А.А. с иском к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о возложении обязанности предоставить на условиях договора найма специализированного жилого помещения – благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленной законом нормы на территории города Кызыла. В обоснование иска указано на то, что в прокуратуру г. Кызыла поступило обращение Тугжу А.А. о нарушении его жилищных прав на получение жилого помещения. Проверкой установлено, что Тугжу А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сиротой. Согласно справке от 01.12.2015 года с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла», по социальному статусу являлся сиротой, находился на полном государственном обеспечении. Согласно ответу Агентства по делам семьи и детей РТ от 28.12.2015 года Тугжу А.А. состоит в очереди со 02.02.2006 года, номер очереди . Ответчиком не предоставлено жилье Тугжу А.А., несмотря на то, что он с 2006 года состоит на льготной очереди по получению жилья в Мэрии г.Кызыла. В результате бездействия ответчика по предоставлению жилья заявителю нарушено его право на жилье, гарантированное федеральным законодательством. В связи с не предоставлением жилья, Тугжу А.А. в настоящее время не имеет постоянного места жительства.

Просит обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить Тугжу А.А. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение на территории г.Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью 12,5 кв.м.

Истец Тугжу А.А. в судебном заседании иск поддержал, просил удовлетворить его по основаниям указанным в нем.

Представитель истца –старший помощник прокурора г.Кызыла Ажи С.А., действующая на основании доверенности, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Андросова Н.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, пояснила, что внеочередное предоставление жилья нарушит права других лиц, также имеющих право на получение жилья.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.

Законом Республики Тыва от 26.11.2004 N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва N 918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 15-ФЗ) с 01 января 2013 года предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

С 01 января 2013 года такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Каждый из перечисленных в этой норме юридических фактов имеет самостоятельное значение.

Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва N 918 ВХ-1. Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список исходя из даты постановки их на учет в органах местного самоуправления. Сведения о лицах, указанных в абзаце первом настоящей части, предоставляются органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва (часть 2.1 введена Законом Республики Тыва от 24.12.2013 N 2268 ВХ-1).

Из свидетельства о рождении серии 1-ЛЖ следует, что Тугжу А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РСФСР, матерью указана Тугжу А.А., отцом Тугжу А.А., о чем составлена актовая запись от 10 октября 1989 года в <адрес>

Согласно свидетельству о смерти серии 1-ЛЖ , Тугжу А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ году, о чем составлена актовая запись о смерти от 19 июня 2009 года в Органе Управления ЗАГС РТ (Агентства) в г. Кызыле Россия.

Решением Кызылского городского суда от 26 марта 2004 года Т. и Т.В.А. лишены родительских прав в отношении сына Тугжу А.А. и дочери Т.А..

Согласно выписке из приказа /д от 26.08.1997 года «О переводе детей из Кызылского дошкольного детского дома в Кызылскую школу-интернат» следует, что в связи с достижением 7-летнего возраста Тугжу А.А. переведен из Кызылского детского дома в школу-интернат г. Кызыла.

Из постановления председателя администрации Пий-Хемского кожууна от 04 июля 1996 года следует, что по заявлению Т.В.А. ее дети Тугжу А.А. и Т.А. устроены в детский дом.

Согласно справке ГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 13 мая 2011 года следует, что Тугжу А.А., года рождения, окончил ДД.ММ.ГГГГ года школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Кызыла, по социальному статусу является оставшимся без попечения родителей.

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 18 марта 2016 года следует, что отсутствуют сведения о зарегистрированных объектах недвижимого имущества на территории Республики Тыва у Тугжу А.А.

Из регистрационной - контрольной карточки Тугжу А.А., видно, что он являющийся сиротой, проживающий в <адрес>, поставлен на учет на получение жилой площади 02 февраля 2006 года. Номер очереди при регистрации в 2015 году составляет .

Согласно заявлению Тугжу А.А. от 09 сентября 2015 года, Тугжу А.А. обратился на имя директора Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва с заявлением о предоставлении жилья.

Согласно ответу Агентства по делам семьи и детей РТ от 28.12.2015 года Тугжу А.А. состоит в очереди со 02.02.2006 года, номер очереди

Согласно справке ФКУ ИК-1 УФСИН России по РТ от 28 августа 2015 года следует, что Тугжу А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, осужден ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> по <данные изъяты> УК РФ к лишению свободы на срок лет с ограничением свободы сроком на 1 год. Отбывал наказание с ДД.ММ.ГГГГ.

Объективная нуждаемость Тугжу А.А. в жилье подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, не имеется.

Таким образом, судом установлено, что Тугжу А.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на дополнительные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ для детей.

Определяя надлежащего ответчика по требованию об обязании предоставления жилого помещения, суд считает, что обязанность по предоставлению Тугжу А.А. жилого помещения подлежит возложению на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва.

Следует учесть, что в настоящее время Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс (статья 109.1), ни законодательство Республики Тыва, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.

Целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам, действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных в ответе Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не реализовавшим свое право на получение жилого помещения в соответствии с изменениями, внесенными Законом Республики Тыва от 29.06.2015 года №93-ЗРТ «О внесении изменений в ст.8.3 Закона Республики Тыва «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложена на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей, предусматривающей порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма.

Согласно данной статье, с учетом внесенных изменений, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в течение 10 дней со дня принятия решения уведомляет заявителя о принятом решении.

На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти Республики Тыва, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения.

Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Постановлением Мэрии г. Кызыла от 21.09.2010 N 2375 утверждена норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда городского округа города Кызыла по договору социального найма (норма предоставления) в размере 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Поскольку Тугжу А.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоял в очереди на получение жилого помещения со 02 февраля 2006 года, суд полагает необходимым возложить на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, на территории г. Кызыла Республики Тыва, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.

При определении срока исполнения суд полагает, считать разумным сроком, шестимесячный срок со дня вступления решения в силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск заместителя прокурора г.Кызыла в интересах Тугжу А.А. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о возложении обязанности предоставить на условиях договора найма специализированного жилого помещения – благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленной законом нормы на территории города Кызыла удовлетворить частично.

Обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить Тугжу А.А. на условиях договора специализированного найма жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории г.Кызыла Республики Тыва, общей площадью не менее квадратных метров, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2016 года.

Председательствующий С.Б. Хертек

Копия верна: судья С.Б. Хертек

2-2518/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Тугжу А.А.
Зам.прокурора г.Кызыла Ямбиль С.Э.
Ответчики
Агентство по делам семьи и детей по РТ
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
12.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2016Передача материалов судье
16.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2016Судебное заседание
11.04.2016Судебное заседание
12.04.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее