2-519/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2016 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Дашидондуковой Э.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации МО ГП «<адрес>» к Трифоновой А. П., Т., А. о признании не приобретшими право пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО ГП «<адрес>» в лице главы Администрации Голиковой Н.Д.
обратилась в суд с иском к Трифоновой А.П., Т. о признании утратившими право пользования жилым помещением по адресу <адрес>, указывая в обоснование заявленных требований, что данное жилое помещение является муниципальной собственностью МО ГП «<адрес>» на основании решения совета депутатов от <дата> №. Ответчица проживала по <адрес> <дата>, фактически являясь временным жильцом, документов, подтверждающих факт предоставления ей квартиры на законных основаниях и её регистрации по месту жительства не имеет, не состояла на учета граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, тк ранее с <дата> по <дата> была зарегистрирована и проживала в благоустроенной квартире по <адрес> согласно ордеру. В спорном жилом помещении не проживает более 10 лет, выехав на постоянное место жительства в <адрес>, дети не посещают КСОШ, детский сад, амбулаторию, истица не оплачивала коммунальные услуги, не исполняла обязанности нанимателя жилого помещения, не заключала договора с поставщиками ресурсов, все вышеизложенные обстоятельства дела имели подтверждение в решении Северобайкальского городского суда от <дата>
В ходе производства по делу истцом были уточнены исковые требования, а именно без изменения оснований иска, Администрация МО ГП «<адрес>» просила суд признать Трифонову А.П., Т., а также А. не приобретшими право пользования жилым помещением по адресу <адрес>, снять ответчиков с регистрационного учета по указанному адресу.
В судебное заседание ответчик Трифонова А.П., являющаяся также законным представителем Т., А. не явилась, будучи извещенной о дне, времени и месте слушания надлежащим образом. Третье лицо Трифонов И.А., представитель третьего лица Администрации МО «<адрес>» в судебное заседание также не явились.
Представитель органа опеки и попечительства Администрации МО «<адрес>» в судебное заседание не явился, согласно представленного заявления специалист Журавлева Т.Н. просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя органа опеки, в интересах несовершеннолетних, считает возможным отказать в удовлетворении исковых требований
С учетом мнения участников процесса, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчика Трифоновой А.П., третьего лица Трифонова И.Л., представителя органа опеки и попечительства, представителя Администрации МО «<адрес>»
Представитель истца Голикова Н.Д. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что жилое помещение по <адрес> является собственностью администрации <адрес>. Ранее указанное жилое помещение было передано по акту в собственность <адрес>, однако в связи с ветхим состоянием фактически Администрацией МО «<адрес>» квартира в собственность принята не была. В <дата> <адрес> в собственность Администрации <адрес> были переданы жилые помещения, находящиеся на территории МО ГП «<адрес>», квартира по адресу <адрес> в собственность поселка не передавалась, хотя фактически находилась в ведении Администрации. В <дата> Трифонова А.П. была зарегистрирована в квартире по <адрес> на основании заявления, которое она написала в администрацию, самого заявления не сохранилось. Фактически Трифонова А.П. проживала в <адрес> месяцев, после чего выехала из жилого помещения, стала проживать по месту жительства нового мужа, затем через некоторое время вместе с ним выехала в <адрес>. В квартире с <дата> проживал Трифонов И.Л., который затем уехал в <адрес>, во время его отсутствия за квартирой присматривала его мама Т.Н.Г. В настоящее время в квартире проживает Трифонов И.Л., на основании ранее заключенного договора с ИП Муратов, с Трифоновым в <дата> был заключен договор социального найма. В <дата> Трифонова А.П. зарегистрировала по спорному адресу свою младшую дочь А. Ответчики в жилом помещении не проживают длительное время, детские учреждения не посещают. Дом по <адрес> является аварийным и в <дата> Трифонова А.П. как лицо, зарегистрированная по данному адресу ранее была включена в список лицо подлежащих переселению из аварийного жилья. Поскольку дом включен в программу по переселению, исковые требования заявлены администрацией в целях, определить кто может претендовать на жилье, предоставляемое взамен аварийного, поскольку в настоящее время идет спор между Трифоновой А.П. и тем кто реально проживал по указанному адресу, оплачивал коммунальные услуги. Трифонову А.П. долгое время не могли найти, она объявилась только в <дата> и подала в администрацию поселка заявления.
Представитель ответчика Трифоновой А.П. по доверенности Рыбалт В.В. с заявленными исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что Трифонова А.П. была вселена в квартиру по адресу <адрес> администрацией <адрес> на основании заявления с которым она обратилась на имя главы администрации. С <дата> Трифонова А.П. проживала по данному адресу вместе с супругом Трифоновым А.Л. и сыном Т. В связи с тем, что Трифонов А.Л. начал злоупотреблять спиртными напитками Трифонова А.П. вынуждена была выехать из квартиры и стала проживать у своей матери, при этом Трифонова оставила свои вещи в квартире, и не имела туда свободного доступа, поскольку ключи от квартиры передала бывшей свекрови Т.Н.Г. Не согласен с доводами указанными в иске о том, что дети Трифоновой не посещали детские учреждения, поскольку это опровергается медицинскими документами. Так Т. ставились прививки в амбулатории <адрес>, А. неоднократно обращалась в связи с заболеваниями и ей с <дата> выдавались медицинские справки для детского сада. Просил учесть, что Трифонова А.П. была включена в списки на переселение из аварийного жилья, а затем в <дата> незаконно из него исключена. Какие либо счета на оплату коммунальных услуг Трифоновой А.П. не выставлялись, в связи с чем доводы истца о том, что Трифонова не оплачивала коммунальные услуги являются не обоснованными. Проживающий в спорном жилом помещении Трифонов И.Л. также не имеет право пользования квартирой, что было установлено решением суда от <дата> Полагает, что жилое помещение было включено в муниципальную собственности незаконно. В настоящее время он в интересах Трифоновой обратился в прокуратуру по вопросу незаконности вынесенного Советом депутатов <адрес> постановления о включении квартиры в муниципальную собственность, поскольку оно было включено на основании закона «О приватизации», хотя положения закона не предусматривают этого. Кроме того просил учесть, что в исковом заявлении не указано о том какие права истца были нарушены. Исходя из судебной практики требования о признании не приобретшими права пользования жилым помещением могут заявляться только тогда когда ответчик зарегистрировавшись в жилом помещении не желал туда вселяться, вместе с тем Трифонова А.П. проживала в квартире, вынуждена была покинуть жилое помещение из-за конфликтной ситуации, желание в дальнейшем проживать в жилом помещении у неё не имелось возможности. Просил не принимать во внимание пояснения представителя третьего лица Т.Н.Г., поскольку она выступает в процессе в качестве представителя, за дачу ложных показаний не предупреждалась.
Представитель третьего лица Трифонова И.Л. – Т.Н.Г. в судебном заседании считала заявленные исковые требования обоснованными, суду пояснила, что её сын Трифонов А.Л. и Трифонова А.П. состояли в зарегистрированном браке с <дата>, некоторое время проживали у неё. В <дата> её старший сын собирался переезжать в <адрес>, в связи с чем, она решила найти другое жилья для сына и Трифоновой А.П. Спорная квартира являлась жилым фондом СМП «Таллинстрой», на <дата> жилье находилось в велении НГЧ, была свободной. Она обратилась к представителю ЖКО П., которая разрешила заселиться в квартиру. После этого в квартире был произведен ремонт, туда перенесли мебель, она сама занималась обустройством квартиры. Однако сын с Трифоновой А.П. стали жить плохо, после устройства на работу в Администрацию Трифонова А.П. сошлась с А.. За период с февраля по <адрес> Трифонова восемь раз уходила от её сына, в августе она окончательно собрала все вещи и переехала жить к А. в дом напротив, в <дата> её сын и Трифонова А.П. развелись, некоторое время Трифонова проживала у А., затем у его матери. В это время в поселок вернулся её старший сын И., который обратился к брату и тот разрешил ему проживать в квартире. С <дата> её сын И. проживал в квартире, построил забор, теплицу, оплачивал коммунальные услуги. В <дата> её сын заключил договор найма с ИП Муратов, затем заключал договора с организациями, оказывающими коммунальные услуги. В <дата> Трифонов И.Л. выехал из <адрес> в <адрес> в целях поиска работы. В дальнейшем её сын переводил ей деньги на оплату коммунальных услуг, летом он приезжал в отпуск, поставил плиту. Некоторое время в квартире проживала её тетя-ветеран войны, затем квартира пустовала, но в указанный период она производила оплату коммунальных услуг. В <дата> её сын Трифонов И.Л. вернулся в <адрес>, сделал ремонт в квартире, начал оформлять документы на неё. Считала необоснованными доводы представителя ответчика о том, что она незаконно удерживала ключи от квартиры, поскольку ключи были также и родителей Трифоновой А.П., она могла свободно зайти в квартиру.
В представленных пояснениях на иск представитель Администрации МО «<адрес>» по доверенности Горбачева Ж.В. указала, что с целью освобождения предприятий железнодорожного транспорта от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в <дата> Федеральным государственным унитарным предприятием «Восточно-Сибирская железная дорога» Министерства путей сообщения в муниципальную собственность МО «<адрес>» передавались объекты жилья в виде 80 квартир (в <адрес> - 1 квартира, в <адрес> - 42 квартиры, <адрес> - 37 квартир). Решением Совета местного самоуправления II созыва № от <дата>. в муниципальную собственность приняты и включены в реестр муниципальной собственности МО «<адрес>» только 73 квартиры, находящихся в капитальном исполнении (из них в <адрес> - 1 квартира, в <адрес> - 41 квартиры, в <адрес> - 31 квартира). 7 домов, в том числе и квартира, расположенная по адресу <адрес>, в реестр муниципальной собственности МО «<адрес>» включены не были, так как на момент передачи уже являлись ветхими и непригодными для проживания. Фактически, находясь на территории МО «<адрес>» все 7 домов являлись муниципальным жилым фондом, обслуживанием которого занимался Муниципальный комитет коммунального хозяйства, строительства и имущества <адрес>. В <дата> по акту передачи Администрацией МО «<адрес>» переданы в Администрацию МО ГП «<адрес>» жилые помещения, расположенные на территории <адрес>. Не вошедшие в акт передачи жилые помещения, в том числе и квартира, расположенная по адресу <адрес>, также фактически перешли в ведение Администрации МО ГП «<адрес>», и в последующем была включена в реестр муниципальной собственности МО ГП «<адрес>».
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, заключение помощника прокурора Бочаровой Е.Н., полагавшей заявленные исковые требования обоснованными, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. ст. 288, 304 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением и вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с ч.2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с ч.ч.1-3 ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Согласно ст. 5 Федерального закона от <дата> N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.ст. 4,5 ЖК РСФСР утратившего силу с <дата> к жилищному фонду относились находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях. Жилищный фонд включал: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
В жилищный фонд включались также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.
Согласно ст. 6 Жилищного Кодекса РФ государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик дома ведомственного жилищного фонда в городах, рабочих, курортных и дачных поселках подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
В соответствии с п.п. 2, 3 Постановления ВС РФ от <дата> N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно приложения № к указанному постановлению, к объектам, подлежащим передаче в муниципальную собственность были отнесены: объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
Как следует из материалов дела, пояснений сторон, отзыва МО «<адрес>» в 2002 году дом по <адрес> был включен в перечень объектов ФГУП «Восточно-Сибирская железная дорога» Министерства путей сообщения подлежащих передаче в муниципальную собственность Администрации МО «<адрес>», при этом указанный дом в муниципальную собственность АМО «<адрес>» принят не был как ветхий и не пригодный для проживания. Вместе с тем фактически, находясь на территории муниципального образования дом находился в ведении Муниципального комитета коммунального хозяйства, строительства и имущества <адрес>. В <дата> по акту передачи Администрацией МО «<адрес>» переданы в Администрацию МО ГП «<адрес>» жилые помещения, расположенные на территории <адрес>.
Согласно ст. 9 Закона РФ от <дата> N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья. При ликвидации общественных объединений и отсутствии их правопреемников жилищный фонд, находившийся в их собственности, передается в муниципальную собственность района, города или входящих в них административно-территориальных образований с сохранением всех жилищных прав граждан и предоставлением права последующей приватизации жилых помещений.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от <дата> №-р объекты коммунально-бытового значения, находящихся в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия «Восточно-Сибирская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации», были переданы в муниципальную собственность, согласно приложения к указанному распоряжению в перечень объектов, передаваемых в собственность <адрес> Республики Бурятия включен жилой дом по адресу <адрес>.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что на период <дата> квартира по адресу <адрес> МО «<адрес>». Тот факт, что дом в указанный период не был включен в реестр муниципальной собственности, самостоятельного значения не имеет.
Решением Сессии Совета депутатов МО ГП «<адрес>» № от <дата> квартира по адресу <адрес> была включена в реестр муниципального имущества МО ГП «<адрес>».
Из материалов дела установлено, что ответчик Трифонова А.П. состояла в зарегистрированном браке с Трифоновым А.Л. с <дата> по <дата>, от брака у них имеется общий несовершеннолетний ребенок Т., <дата> года рождения.
Трифонов А.Л. был зарегистрирован по адресу <адрес> с <дата> на основании заявления, поданного в Администрацию <адрес>.
Ответчик Трифонова А.П. и несовершеннолетний Т. зарегистрированы по адресу <адрес> <дата>, несовершеннолетняя дочь Трифоновой А.П. – А. зарегистрирована по указанному адресу с <дата>.
Регистрация Трифоновой А.П. по указанному адресу осуществлена на основании её заявления поданного в Администрацию <адрес>, что подтверждается пояснениями представителя истца.
Фактически в жилом помещении по адресу <адрес> Трифонова А.П., несовершеннолетний Т. проживали в период с <дата>, несовершеннолетняя А. в данной квартире с момента регистрации не проживала.
Согласно акта и заключения межведомственной комиссии Администрации МО «<адрес>» от <дата> № дом по адресу <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.
Положения ст. 28 ЖК РСФСР предусматривали, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Как указано в ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Таким образом, ранее ордер (административный акт) по своей правовой природе выполнял две юридические функции: являлся основанием для вселения в жилое помещение и, одновременно, оформлял заключение договора социального найма жилого помещения.
Согласно ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
В силу ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Учитывая, что в соответствии с действующим жилищным законодательством предоставление жилых помещений по договору социального найма в порядке очередности осуществляется на основании решения органа местного самоуправления, принятого с соблюдением требований ЖК Российской Федерации. Однако такого решения органом местного самоуправления в отношении истца не принималось, ни одного из предусмотренных жилищным законодательством оснований для предоставления истцу спорного жилого помещения не имеется. Кроме того, К. не зарегистрированы в спорном жилом помещении и их вселение в данную квартиру носило самовольный характер и не породило у них прав нанимателя на спорное жилое помещение.
В редакции ст. 54 ЖК РСФСР, действовавшей до <дата> вселение в жилое помещение осуществлялось в разрешительном порядке, т.е. действовал институт прописки.
В 1995 г. положения ст. 54 ЖК РСФСР в том смысле, который придала им правоприменительная практика, были признаны не соответствующими Конституции Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 3-П При этом Конституционный Суд Российской Федерации основывался на том, что "регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище" (абзац 4 п. 4 мотивировочной части указанного Постановления).
В силу статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
На основании статьи 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указывает, что граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, законами республик в составе РФ.
Таким образом, регистрация по месту жительства не влечет правовых последствий в виде приобретения права на жилое помещение по месту регистрации гражданина.
В силу части 2 статьи 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.
Согласно разъяснений, данных в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Согласно положениям ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ, вступившего в действие с <дата> по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 678 Гражданского кодекса РФ, статьей 67 Жилищного кодекса РФ наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии.
Согласно п. 3 ст. 65 СК РФ, п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, место жительства при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. Возникновение и прекращение права пользования жилым помещением несовершеннолетнего ребенка производно от такого права родителей (одного из родителей).
В соответствии с действующим на момент регистрации Трифоновой А.П. по адресу <адрес> жилищным законодательством предоставление жилых помещений по договору социального найма в порядке очередности осуществлялось на основании решения органа местного самоуправления, принятого с соблюдением требований Жилищного кодекса. Однако в ходе судебного разбирательства установлено, что такого решения органом местного самоуправления в отношении ответчика не принималось, ни одного из предусмотренных жилищным законодательством оснований для предоставления истцу спорного жилого помещения не имеется, ордер на право занятие квартиры Трифоновой А.П., либо её супругу Трифонову А.Л. не выдавался, договор социального найма на жилое помещение с Трифоновой А.П. не заключался, суд приходит к выводу, что ответчиками право пользования указанным жилым помещением на законных основаниях не приобретено.
Сам по себе факт временного проживания Трифоновой А.П. в квартире по <адрес> правопорождающим основанием в силу закона не является, так как ответчик, не получив ордера на жилое помещение, не заключив договора найма, согласились со своим статусом, кроме того, с <дата> в течение длительного времени ответчик Трифонова А.П. не проживает в квартире, оплату коммунальных услуг не производит.
Поскольку доказательств, свидетельствующих о вынужденном не проживании ответчиков в спорной квартире, чинении им препятствий в проживании в материалах дела не имеется, суд приходит к выводам о том, что регистрация Трифоновой А.П., Т., А. противоречит нормам закона, носит формальный характер и не является основанием для возникновения жилищных правоотношений, тем более, к возникновению у органа местного самоуправления обязанностей по предоставлению жилого помещения в рамках статей 86 - 89 ЖК РФ.
С учетом приведенных норм закона, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании Трифоновой А.П., несовершеннолетних Т., А. не приобретшими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Согласно п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от <дата> снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае признания гражданина утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно статье 7 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах российской федерации» снятие гражданина, Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях: выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать Трифонову А. П., Т., А., не приобретшими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Данное решение является основанием для снятия Трифоновой А. П., Т., А. с регистрационного учета по адресу : <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 22 мая 2016 года.
Судья: В.В. Атрашкевич