Решение по делу № 2-365/2020 от 03.08.2020

                                                                                  УИД 28RS0006-01-2020-000704-40

                                                                                                           Дело № 2-365/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 сентября 2020 года                                                                п. Новобурейский

Бурейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Хиневича А.Г.,

при секретаре Пятакове А.В.,

с участием

истца - прокурора - помощника прокурора Бурейского района ФИО3,

представителя ответчика ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» ФИО4, действующей на основании доверенности от 1 июля 2020 года №ДЭК-71-15/55Д,

представителя третьего лица АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» ФИО5, действующего на основании доверенности от 1 января 2020 года № 48,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бурейского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности обеспечить непрерывную поставку электроэнергии на котельные ООО «Теплосервис», расположенные в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском муниципальных образованиях на отопительный период 2020-2021 годов, обращении решения суда к немедленному исполнению,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бурейского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей Райчихинского, Старорайчихинского, Успеновского, Виноградовского, Алексеевского муниципальных образований обратился в суд с иском к ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности обеспечить подачу электроэнергии на котельные ООО «Теплосервис», расположенные в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском муниципальных образованиях, решение суда в данной части обратить к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Бурейского района проведена проверка по факту отключения ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» электроэнергии на котельных ООО «Теплосервис». В рамках проверки установлено, что ООО «Теплосервис» является теплоснабжающей организацией в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском муниципальных образованиях. ООО «Теплосервис» осуществляет поставку тепловой энергии как в жилые дома, так и в социально-значимые объекты: школы, детские сады, больницы, администрации. Между ООО «Теплосервис» и ПАО (ранее ОАО) «ДЭК» «Амурэнергосбыт» (Гарантирующий поставщик) 01.09.2014 заключен договор энергоснабжения № РАООЭ0001273. В соответствии с п. 1.1 договора Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц (в дальнейшем сетевая организация), оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. Согласно акту сверки взаимных расчетов от 15.06.2020 № 1978 у ООО «Теплосервис» имеется задолженность перед ПАО «ДЭК» за потребленную электроэнергию в сумме 1819,3 тыс. руб. Согласно уведомлению ПАО «ДЭК» от 13.05.2020 № 33-04-19/375 по состоянию на 13.05.2020 сумма неисполненных обязательств ООО «Теплосервис» составляла 2004,7 тыс. руб. В случае не оплаты задолженности, в срок до 12-00 часов 25.05.2020, ООО «Теплосервис» необходимо произвести самостоятельное частичное ограничение потребления электроэнергии путем отключения объектов по приложению № 1. С этого же времени, согласно уведомлению, вводится полное ограничение потребления электрической энергии в отношении объектов, указанных в приложении № 1. Таким образом, со стороны ПАО «ДЭК» ООО «Теплосервис» не предоставлено возможности решить вопрос о самостоятельном частичном ограничении потребления электроэнергии. Также в уведомлении отсутствует указание на последствия невыполнения требования о введении самостоятельного частичного ограничения потребления электроэнергии п. 8(1) постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442). В рамках проверки установлено, что в отношении котельных ООО «Теплосервис», расположенных в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском муниципальных образованиях с 25.05.2020 введено полное ограничение потребления электрической энергии. Фактически ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» с 25.05.2020 ввел полное ограничение потребления электрической энергии на котельных без обязательного введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии как установлено п. 7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ. На момент проверки 29.07.2020 поставка электроэнергии на котельные ООО «Теплосервис», расположенные в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском муниципальных образованиях не возобновлена. В рамках подготовки к отопительному периоду 2020-2021 на котельных необходимо провести проверку работоспособности оборудования, гидравлические испытания котлов и тепловых сетей, произвести установку и настройку вспомогательного оборудования, а также выполнить иные ремонтные работы, которые возможно, провести только при наличии электроэнергии на котельных. Не поставка электроэнергии на котельные ставит под угрозу начало отопительного периода 2020-2021 гг. и как следствие его срыв и может повлечь за собой такие негативные последствия как опасность для жизни и здоровья людей, к тяжелым экологическим последствиям. Электрическая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи в жилой фонд отопления и ограничении ее подачи исключает возможность обеспечение отоплением и горячей водой надлежащего качества граждан, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи, что создает неблагоприятные для них последствия. Введенное ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» ограничение режима потребления электрической энергии в период подготовки к отопительному сезону и в период отопительного сезона препятствует проведению проверки работоспособности оборудования, гидравлических испытаний котлов и тепловых сетей, установке и настройке вспомогательного оборудования, а также выполнению иных ремонтных работ, получению актов и паспортов готовности, что может повлечь негативные последствия для жителей и социальных учреждений Райчихинского, Старорайчихинского, Успеновского, Виноградовского, Алексеевского муниципальных образований.

Просил суд возложить на Публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность обеспечить поставку электроэнергии на котельные ООО «Теплосервис», расположенные в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском муниципальных образованиях на отопительный период 2020-2021 годов. Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Определением судьи Бурейского районного суда от 03.08.2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Администрации Райчихинского сельсовета, Старорайчихинского сельсовета, Успеновского сельсовета, Виноградовского сельсовета, Алексеевского сельсовета.

Прокурор ФИО3 в судебном заседании исковые требования уточнила (конкретизировала) и поддержала. В обоснование привела те же доводы, что и в иске. Просила суд возложить на Публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность обеспечить непрерывную поставку электроэнергии на котельные ООО «Теплосервис», расположенные в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском муниципальных образованиях на отопительный период 2020-2021 годов. Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Представитель ответчика ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» ФИО4 исковые требования не признала в полном объёме. Суду в письменных возражениях и в судебном заседании пояснила, что в отношении вышеуказанных котельных, ПАО «ДЭК» и ООО «Теплосервис» заключён договор энергоснабжения №РАООЭ0001273 от 01.09.2014 г.. Несмотря на согласованный сторонами порядок расчётов, ООО «Теплосервис» систематически нарушает условия по оплате фактически потреблённой электроэнергии и ПАО «ДЭК» вынуждено принимать меры по снижению объёма неоплачиваемого отпуска электроэнергии должнику посредством ограничения режима потребления электроэнергии. В п. 2.2.2 Договора энергоснабжения стороны закрепили право ПАО «ДЭК» вводить ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии, в том числе по предварительной оплате.

В развитие положений, установленных в п. 2.2.2. Договора энергоснабжения, стороны предусмотрели порядок полного и (или) частичного ограничения подачи электроэнергии (раздел 7 договора). Таким образом, законность права гарантирующего поставщика вводить ограничения режима потребления электрической энергии установлена не только на законодательном уровне, но и договорными правоотношениями с потребителями. Таким образом, законодатель не относит котельные к объектам, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, следовательно, требования закона при ограничении электрической энергии данных объектов позволяют производить полное отключение электроснабжения котельных. В связи с систематическим неисполнением обязательств по оплате электроэнергии в адрес ООО «Теплосервис» было направлено уведомление №33-04-19/375 от 13.05.2020 года, в котором указывалась сумма задолженности, а также сообщалось, что в случае ее неоплаты в срок до 12-00 часов 25.05.2020 года потребителю необходимо будет произвести самостоятельное ограничение потребления электроэнергии, путём отключения указанных в приложении к уведомлению объектов. В противном случае, режим ограничения будет выполнен принудительно. Таким образом, вопреки доводам прокурора, в уведомлении от 13.05.2020 указывалось на последствия невыполнения требований о самостоятельном ограничении режима электропотребления в соответствии с пп. «и» п.8 (1) Правил ограничения. Учитывая, что ООО «Теплосервис» не исполнило требование ПАО «ДЭК» по самостоятельному ограничению поставки электрической энергии на котельные, режим ограничения был введён принудительно сетевой организацией (АО «ДРСК») на основании пп. 1(1), 11 Правил ограничения. ПАО «ДЭК» при введении ограничения режима электропотребления котельных, находящиеся в пользовании ООО «Теплосервис» действовало в строгом соответствии с требованиями закона и условиями договора энергоснабжения. На момент обращения прокурора в суд с иском и на момент рассмотрения искового заявления, отопительный сезон в Бурейском районе не начался. В связи с чем, приведённые доводы не обоснованы. Не находят подтверждение и доводы прокурора относительно невозможности выполнения мероприятий, связанных с проведением гидравлических испытаний котлов и тепловых сетей. Проведение данных мероприятий определяются графиком теплоснабжающей организации, согласованным с ОМСУ и доведённым до сведения потребителей тепловой энергии. Следовательно, основополагающим доказательством обоснованности довода прокурора является именно данный график, однако таковой представлен не был. Со стороны ООО «Теплосервис» не поступало каких-либо заявлений о подачи электрической энергии, в связи с необходимостью проведения вышеуказанных мероприятий (вина за не проведение которых вменяется прокурором ПАО «ДЭК»). Факт нахождения ПАО «ДЭК» в единой технологической цепочке процесса теплоснабжения не означает его обязанность обеспечивать электроэнергией злостного неплательщика - теплоснабжающую организацию. Само по себе требование о возложении обязанности обеспечить поставку электроэнергии незаконно, поскольку предполагает защиту прав на будущее. Чем обоснована подача энергии в другие периоды времени - в исковом заявлении не указывается. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Представитель третьего лица АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» ФИО5 с исковыми требованиями прокурора Бурейского района не согласился. В письменных возражениях и в судебном заседании суду пояснив, что ПАО «ДЭК» не является «Исполнителем» коммунальных услуг для потребителей, с которыми у ресурсоснабжающих (коммунальных) организаций заключены договоры и поэтому, нарушить какое-либо право граждан на получение коммунальных услуг, не может в силу Закона. Таким образом, права неопределённого круга лиц (потребителей) нарушаются со стороны ресурсоснабжающих (коммунальных) организаций. Ни ПАО «ДЭК», ни тем более сетевая организация, не являются исполнителем по договорам, заключенным между ресурсоснабжающими (коммунальными) организациями и потребителями. Согласно Закону, ресурсоснабжающая организация в полной мере несёт бремя ответственности за предоставляемые услуги, включая все риски, связанные с осуществлением коммерческой деятельности. Считает не обоснованным исковые требования, предъявленные к ПАО «ДЭК».

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц: ООО «Теплосервис», Министерства ЖКХ Амурской области, «Амурэнергосбыт» филиала ПАО «Дальневосточная энергетическая компания», Администраций Райчихинского сельсовета, Старорайчихинского сельсовета, Успеновского сельсовета, Виноградовского сельсовета, Алексеевского сельсовета, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщивших.

Заслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующим выводам.

Из материалов дела следует, что 27 июня 2014 года между Администрацией Райчихинского сельсовет, в лице главы Райчихинского сельсовета ФИО6 «Концедент» с одной стороны и ООО «Теплосервис» в лице ФИО7 «Концессионер» с другой стороны, заключено концессионное соглашение № 01 в отношении здания котельной общей площадью 295,5 кв.м. с теплотехническим оборудованием, распложенного по адрес: с.Безозероное, ул. Центральная, 8, согласно которому, Концессионер обязан за счет собственных средств в порядке и на условиях установленных настоящим соглашением реконструировать объект соглашения- здание котельной с теплотехническим оборудованием и осуществлять деятельность с использованием объектов. Объектом соглашения является здание котельной с теплотехническим оборудованием, расположенное по адресу: Россия, Амурская область, Бурейский район, с. Безозерное (согласно Приложению № 1) эксплуатация и реконструкция которых осуществляется в сроки, установленные разделом 8 настоящего соглашения. Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течении 7 лет. Согласно приложению № 1 к концессионному соглашению, объектом соглашения является здание центральной котельной, общей площадью 295,5 кв.м. с теплотехническим оборудованием, кадастровый номер 28:11:011505:19:10:215:002:007220120.

27 июня 2014 года между Администрацией Райчихинского сельсовета, в лице главы Райчихинского сельсовета Кокотовой Т.И. «Концедент» с одной стороны и ООО «Теплосервис» в лице ФИО7 «Концессионер» с другой стороны, заключено концессионное соглашение № 02 в отношении теплотрассы расположенной по адрес: с.Безозерное, ул. Диденко, ул.Школьная, ул.Центральная, пер.Мирный, согласно которому, Концессионер обязан за счет собственных средств в порядке и на условиях установленных настоящим соглашением реконструировать объект концессионного соглашения- теплотрасса и осуществлять деятельность с использованием объектов. Объектом соглашения является теплотрасса, расположенная по адресу: Россия, Амурская область, Бурейский район, с. Безезерное ул. Диденко, ул.Школьная, ул.Центральная, пер.Мирный (согласно Приложению № 1) эксплуатация и реконструкция которых осуществляется в сроки, установленные разделом 8 настоящего соглашения. Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течении 7 лет. Согласно приложению № 1 к концессионному соглашению, объектом соглашения является теплотрасса протяженностью 1730,9 м.

05 августа 2014 года между МО Виноградовский сельсовет, в лице Виноградовского сельсовета ФИО8 «Концедент» с одной стороны и ООО «Теплосервис» в лице ФИО7 «Концессионер» с другой стороны, заключено концессионное соглашение в отношении здания котельной общей площадью 279,2 кв.м. с теплотехническим оборудованием, расположенном по адресу: Амурская область, Бурейский район, с.Виноградовка, согласно которому, Концессионер обязан за счет собственных средств в порядке и на условиях установленных настоящим соглашением реконструировать объект концессионного соглашения - здания котельной общей площадью 279,2 кв.м. с теплотехническим оборудованием и осуществлять деятельность с использованием объектов. Объектом соглашения являются здания котельной общей площадью 279,2 кв.м. с теплотехническим оборудованием, расположенных по адресу: Амурская область, Бурейский район, с. Виноградовка (согласно Приложению № 1) эксплуатация и реконструкция которых осуществляется в сроки, установленные разделом 8 настоящего соглашения. Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течении 7 лет. Согласно акту приема- передачи приложения № 1 к концессионному соглашению, Концедент передал Концессионеру в том числе здание котельной с. Виноградовка.

05 августа 2014 года между МО Виноградовский сельсовет, в лице главы Виноградовского сельсовета арначева В.А. «Концедент» с одной стороны и ООО «Теплосервис» в лице ФИО7 «Концессионер» с другой стороны, заключено концессионное соглашение в отношении тепловой сети, протяженностью 1674,1 пог.м., расположенной по адрес: Амурская область, Бурейский район, с.Виноградовка, ул. Верхняя, пер. Школьный, согласно которому, Концессионер обязан за счет собственных средств в порядке и на условиях установленных настоящим соглашением реконструировать объект соглашения- тепловую сеть, протяженностью 1674,1 пог.м. расположенную по адресу: с.Виноградовка, ул. Верхняя, пер. Школьный, и осуществлять деятельность с использованием объектов. Объектом соглашения является тепловая сеть, протяженностью 1674,1 пог.м., расположенная по адресу: Амурская область, Бурейский район, с. Виноградовка, ул. Верхняя, пер. Школьный (согласно Приложению № 1) эксплуатация и реконструкция которых осуществляется в сроки, установленные разделом 8 настоящего соглашения. Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течении 7 лет. Согласно акту приема-передачи приложения № 1 к концессионному соглашению, Концедент передал Концессионеру тепловую сеть.

30 июля 2014 года между МО Старорайчихинский сельсовет, в лице главы Старорайчихинского сельсовета ФИО9 «Концедент» с одной стороны и ООО «Теплосервис» в лице ФИО7 «Концессионер» с другой стороны, заключено концессионное соглашение, в отношении объектов коммунальной инфраструктуры Администрации Старорайчихинского сельсовета, согласно которого концессионер обязан за счет собственных средств в порядке и на условиях, установленных настоящим соглашением реконструировать объекты концессионного соглашения объекты коммунальной инфраструктуры и осуществлять деятельность с использованием объектов. Объектом соглашения являются: теплотрасса с.Старая Райчиха, протяженностью 2314,2 пог.м., расположенная по адресу: с.Старая Райчиха, Бурейский район, Амурской области, ул.Школьная, ул.Придорожная, пер.Молодежный; здание котельной № 1, расположенного по адресу: с.Старая Райчиха(литер А) площадью 141,5 кв.м.; здание котельной № 2, расположенного по адресу: с. Старая Райчиха (литер А), площадью 95,0 кв.м., здание котельной № 3, расположенного по адресу: с. Старая Райчиха (литер А) район ул.Школьная, 4, площадью 65,5 кв.м. (согласно Приложению № 1) эксплуатация и реконструкция которых осуществляется в сроки, установленные разделом 8 настоящего соглашения. Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течении 7 лет. Согласно акту приема- передачи приложения № 1 к концессионному соглашению, Концедент передал Концессионеру теплотрассу, Котельную № 1, Котельную № 2, котельную № 3 с. Старая Райчиха.

8 октября 2014 года между МО Успеновский сельсовет, в лице главы Успеновского сельсовета ФИО10 «Концедент» с одной стороны и ООО «Теплосервис» в лице ФИО7 «Концессионер» с другой стороны, заключено концессионное соглашение в отношении здания котельной общей площадью 182,3 кв.м. с теплотехническим оборудованием, расположенном по адресу: Амурская область, Бурейский район с. Успеновка ул. Центральная, 8, согласно которому, Концессионер обязан за счет собственных средств в порядке и на условиях установленных настоящим соглашением реконструировать объект концессионного соглашения - здания котельной общей площадью 182,3 кв.м. с теплотехническим оборудованием и осуществлять деятельность с использованием объектов. Объектом соглашения являются: здания котельной общей площадью 182,3 кв.м. с теплотехническим оборудованием, расположенных по адресу: Амурская область, Бурейский район, с. Успеновка ул. Центральная, д.8 (согласно Приложению № 1) эксплуатация и реконструкция которых осуществляется в сроки, установленные разделом 8 настоящего соглашения. Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течении 7 лет.

8 октября 2014 года между МО Успеновский сельсовет, в лице главы Успеновского сельсовета ФИО10 «Концедент» с одной стороны и ООО «Теплосервис» в лице ФИО7 «Концессионер» с другой стороны, заключено концессионное соглашение в отношении тепловых сетей, протяженностью 2298,95 пог.м, расположенных по адресу: Амурская область, Бурейский район, с.Успеновка ул.Еленского, Центральная, Школьная, согласно которому, Концессионер обязан за счет собственных средств в порядке и на условиях установленных настоящим соглашением реконструировать объект концессионого соглашения - тепловые сети, протяженностью 2298,95 пог.м. и осуществлять деятельность с использованием данных объектов. Объектом соглашения являются тепловые сети, протяженностью 2298,95 пог.м., расположенных по адресу: Амурская область, Бурейский район, с.Успеновка ул.Еленского, Центральная, Школьная, (согласно Приложению № 1) эксплуатация и реконструкция которых осуществляется в сроки, установленные разделом 8 настоящего соглашения. Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течении 7 лет.

01 сентября 2014 года между ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице начальника Райчихинского отделения филиала ОАО «ДЭК» - «Амурэнергосбыт» «гарантирующий поставщик» с одной стороны и ООО «Теплосервис» «потребитель» с другой стороны, заключен договор энергоснабжения № РАООЭ0001273. По условиям данного договора гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц (в дальнейшем - сетевая организация) оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. Настоящий договор вступает в силу с даты подписания сторонами и считается заключенным на неопределенный срок. Протоколом разногласий к договору энергоснабжения № РАООЭ0001273 от 24.09.2014 года, протоколом урегулирования разногласий к договору энергоснабжения № РАООЭ0001273 от 01.09.2014 года от 04.03.2015 года урегулирована оплаты электрической энергии потребителем ООО «Теплосервис».

11 октября 2017 года между МО Алексеевский сельсовет, в лице и.о. главы Алексеевского сельсовета ФИО11 «Концедент» с одной стороны и ООО «Теплосервис» в лице ФИО12 «Концессионер» с другой стороны, а так же субъект РФ - Амурская область в лице министра ЖКХ Амурской области ФИО13, с третьей стороны, заключено концессионное соглашение в отношении объектов коммунальной инфраструктуры Алексеевского сельсовета, согласно которому, Концессионер обязуется за свой счет выполнить реконструкцию муниципального имущества (объектов коммунальной инфраструктуры Алексеевского сельсовета), право собственности на которое принадлежит Концеденту, и осуществлять бесперебойное производство, передачу, распределение и сбыт тепловой энергии с использованием объекта Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользование объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности. Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течении 10 лет. Согласно приложению № 1КС к концессионному соглашению, объектом соглашения является здание центральной котельной, 28:11:011901:214 с. Алексеевка, ул.Садовая и теплотрасса протяженностью 1422,92 пог.м. (28:11:011901:178:10:215:002) 28:11:000000:1579, с. Алексеевка, ул. Садовая-Новая.

Из уведомления Дальневосточной энергетической компании № 33-04-19/375 от 13.05.2020 года адресованного генеральному директору ООО «Теплосервис» следует, что ООО «Теплосервис» ненадлежащим образом исполняет договор энергоснабжения № РАООЭ0001273 от 01.09.2014 года в части оплаты электрической энергии. По состоянию на 13.05.2020 года сумма неисполненных обязательств составляет 2004750,92 рублей. В случае неоплаты задолженности, в срок до 12 часов 25.05.2020 года ООО «Теплосервис» необходимо самостоятельно частично отключить собственные электроустановки (объекты): котельная с.Алексеевка, Бурейский район, с.Алексеевка; котельная с.Успеновка, Бурейский район с.Успеновка; котельная с.Виноградовка, Бурейский район с.Виноградовка; котельная с.Безозерное, Бурейский район, с.Безозерное; котельные № 1,2,3 с. ст.Райчиха, Бурейский район. Контроль самоограничения будет проводится персоналом сетевой организации и гарантирующего поставщика. С 12-00 часов 25.05.2020 года в отношении указанных объектов ограничение будет введено принудительно с питающих центров сетевой организации.

Справкой о дебиторской задолженности по состоянию на 13.05.2020 года подтверждается, что долг ООО «Теплосервис» за электроэнергию, составляет 2004750,92 рубля.

Справкой о дебиторской задолженности по состоянию на 06.08.2020 года подтверждается, что долг ООО «Теплосервис» за электроэнергию, составляет 1014319,39 рубля.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Судом установлено, что указанные выше котельные ООО «Теплосервис», расположенные в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском муниципальных образованиях обеспечивают тепловой энергией население и социально значимые объекты: Райчихинского, Старорайчихинского, Успеновского, Виноградовского, Алексеевского муниципальных образованиях, ограничение их электропотребления затрагивает интересы неопределенного круга лиц - жителей Райчихинского, Старорайчихинского, Успеновского, Виноградовского, Алексеевского муниципальных образований.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии у прокурора Бурейского района полномочий на обращение в суд с рассматриваемым иском в интересах неопределенного круга лиц - жителей Райчихинского, Старорайчихинского, Успеновского, Виноградовского, Алексеевского муниципальных образований.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 ЖК РФ, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу ч.1 ст.539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с ч.3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно ч.1 ст. 546 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Согласно ч.2 ст. 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает: обязательность предварительного (не менее чем за пять рабочих дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления; обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, для категорий потребителей, определяемых Правительством Российской Федерации; запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - постановление № 442) в соответствии с Законом об электроэнергетике утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии (пункт 1).

Пункт 2 Основных положений устанавливает, что «субъекты розничных рынков» - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Подпунктом «б» пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии предусмотрено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся, в числе прочего: при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии.

В соответствии с пунктом 2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения населенных пунктов, - в отношении этих объектов относятся к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии, которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Электрическая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи отопления в дома граждан, в учреждения здравоохранения и образования и ограничение её подачи исключает возможность обеспечения этими коммунальными услугами надлежащего качества, следовательно, отключение от электроснабжения котельной, подающей тепло гражданам и в социально значимые объекты, должно расцениваться как ограничение, касающееся обслуживания потребителей, приводящих к ограничению их снабжения коммунальным ресурсом.

Согласно пункту 17(1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, ведение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание, что указанные нормы содержат ссылку на нормативные правовые акты жилищного законодательства, а также, что конечными потребителями по электроснабжению являются граждане, проживающие в жилых домах Райчихинского, Старорайчихинского, Успеновского, Виноградовского, Алексеевского муниципальных образований в виде получения коммунальной услуги по теплу и водоснабжению, суд исходит из положений пункта 3 подпункта «в» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее – Правила предоставления), в котором определены условия предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойной либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Согласно пункту 31 указанных Правил предоставления, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Пунктом 121 Правил предоставления, установлено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.

В силу пункта 122 Правил предоставления, действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Анализ приведенных нормативно-правовых актов в их системном толковании позволяет суду прийти к выводу о том, что в отношении граждан - потребителей коммунальных услуг, добросовестно производящих платежи, невозможно введение режима полного ограничения потребления электрической энергии из-за наличия долга у организаций, состоящих в технологической цепочке, связанной с потреблением тепловой энергии и поставкой горячей воды.

Электрическая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи в жилой фонд отопления и ограничение ее подачи исключает возможность обеспечения отоплением и горячей водой надлежащего качества граждан, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи, что создает неблагоприятные для них последствия.

Судом установлено, что ООО «Теплосервис», является теплоснабжающей организацией в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском муниципальных образований, осуществляющей теплоснабжение жителей, проживающих в многоквартирных домах, а также в детские сады, школы, магазины, учреждения общественного питания, связи, банки, культурно-спортивные комплексы, органов государственной и муниципальной власти, и иные социально значимые объекты Райчихинского, Старорайчихинского, Успеновского, Виноградовского, Алексеевского муниципальных образований. ООО «Теплосервис» на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию (мощность) в целях ее использования и при предоставлении коммунальной услуги по отоплению, осуществляя эксплуатацию котельных, расположенных в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском муниципальных образований.

Наличие задолженности ООО «Теплосервис» перед ПАО «ДЭК», не оспаривается, как и не оспаривается право гарантирующего поставщика электроэнергии производить полное или частичное прекращение подачи электроэнергии в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем (действовавшим в его интересах лицом) обязательств по оплате электрической энергии, предусмотренное договором энергоснабжения, а также право, предусмотренное п.46 Основных положений о функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442, не возобновлять поставку электрической энергии до устранения обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Полное ограничение подачи электроэнергии на котельные ООО «Теплосервис» расположенных в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском муниципальных образованиях, введено с 25 мая 2020 года с 12 часов, основание - ненадлежащее исполнение потребителем ООО «Теплосервис» обязательств по оплате электрической энергии.

Из материалов дела, объяснений прокурора следует, что в настоящее время подготовка к отопительному сезону подходит к концу, отсутствие электроэнергии на котельных исключает возможность в полном объеме выполнить мероприятия по подготовке объектов к отопительному периоду 2020-2021 годов.

Введенное ответчиком ограничение режима потребления электрической энергии в период подготовки к отопительному сезону и в период отопительного сезона препятствует проведению опробования систем теплоснабжения, получения актов и паспортов готовности к отопительному периоду теплоснабжающей организации, что может повлечь неблагоприятные последствия и негативно отразиться на обеспечении указанных потребителей и социальных учреждений тепловой энергией и водоснабжением.

Действия ответчика ПАО «ДЭК» как энергоснабжающей организации по полному ограничению поставки ресурсов организации - потребителю, к сетям которой подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, введение ограничения режима подачи электроэнергии на указанные котельные в период подготовки к отопительному сезону и в отопительный период может повлечь нарушение прав граждан, являющихся потребителями топливно-энергетических ресурсов, своевременно и добросовестно оплачивающих их использование, а также нарушают нормальный режим функционирования детских садов, школ, магазинов, учреждений общественного питания, связи, банков, культурно-спортивных комплексов, административных помещений и иных социально значимых объектов в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском муниципальных образованиях.

Исходя из положений ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещается действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Ответчик является единственным поставщиком электрической энергии на указанные котельные, переданные в настоящее время ООО «Теплосервис». Таким образом, ответчик является монополистом в сфере энергоснабжения, и действия по отключению энергоснабжения котельных нарушают права и интересы других лиц - жильцов многоквартирных домов, граждан, получающих услуги в образовательных учреждениях, магазинах, учреждениях общественного питания, связи, банках, культурно-спортивных комплексах, и иных социально значимых объектах Райчихинского, Старорайчихинского, Успеновского, Виноградовского, Алексеевского муниципальных образований, получающих отопление и горячее водоснабжение от указанных котельных, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

Доводы ответчика о наличии правовых оснований для принятия ПАО «ДЭК» решения об ограничении режима потребления электрической энергии на указанные котельные, отклоняются судом, поскольку действия ответчика по ограничению поставки электрической энергии могут привести к невозможности выработки теплового ресурса и прекращению его подачи гражданам, своевременно и добросовестно осуществляющим необходимые платежи, сорвет подготовку к предстоящему отопительному периоду, приведет к нарушению теплоснабжения граждан и социальных объектов.

Не являются состоятельными доводы представителя ответчика об отсутствии со стороны ПАО «ДЭК» нарушений прав граждан на теплоснабжение, по следующим основаниям. Электрическая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи отопления и горячей воды в дома граждан, в учреждения образования, здравоохранения и т.д. и ограничение её подачи исключает возможность обеспечения этими коммунальными услугами надлежащего качества, следовательно, отключение от электроснабжения указанных котельных, вырабатывающих и подающих тепло и горячее водоснабжение должно расцениваться как ограничение, касающееся обслуживания граждан потребителей, приводящих к ограничению их снабжения коммунальным ресурсом.

В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, что и реализовано прокурором при предъявлении соответствующего иска.

Несмотря на то, что подача электроэнергии на котельные муниципальных поселений возобновлена на основании определения Бурейского районного суда от 3 августа 2020 года о наложении обеспечительных мер по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования истца - прокурора о возложении обязанности на Публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» обеспечить непрерывную поставку электроэнергии на котельные ООО «Теплосервис», расположенные в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском муниципальных образованиях на отопительный период 2020-2021 годов подлежат удовлетворению, так как нарушения непрерывной поставки электроэнергии гарантированным поставщиком может произойти в будущем.

Согласно ст.212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Истцом - прокурором в интересах неопределенного круга лиц - жителей Райчихинского, Старорайчихинского, Успеновского, Виноградовского, Алексеевского муниципальных образований заявлено ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению.

Суд приходит к выводу о том, что ходатайство прокурора о немедленном обращении решения суда к исполнению подлежит удовлетворению, поскольку замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для неопределенного круга лиц - жителей Райчихинского, Старорайчихинского, Успеновского, Виноградовского, Алексеевского муниципальных образований.

С учетом удовлетворения иска, заявленного прокурорам в интересах неопределённого круга физических лиц, в соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.61.1 БК РФ, п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика ПАО «ДЭК» надлежит взыскать государственную пошлину в доход бюджета Бурейского муниципального района в сумме 300 рублей, исходя из искового заявления по требованию неимущественного характера.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 212 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Бурейского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» удовлетворить.

Возложить на Публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность обеспечить непрерывную поставку электроэнергии на котельные ООО «Теплосервис», расположенные в Райчихинском, Старорайчихинском, Успеновском, Виноградовском, Алексеевском муниципальных образованиях на отопительный период 2020-2021 годов.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» в доход бюджета Бурейского муниципального района государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                  (подпись)                А.Г. Хиневич

Копия верна:

Судья Бурейского районного суда                                                 А.Г. Хиневич

Решение суда в окончательной форме составлено 3 сентября 2020 года.

2-365/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Бурейского района Амурской области
Ответчики
Пао Дальневосточная энергетическая компания
Другие
АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания
администрация Старорайчихинского сельсовета
Администрация Алексеевского сельсовета Бурейского района Амурской области
администрация райчихинского сельсовета
ПАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт"
Администрация Виноградовского сельсовета Бурейского района Амурской области
Министерство ЖКХ
ООО "ТеплоСервис"
администрация Успеновского сельсовета
Суд
Бурейский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
bureiskiy.amr.sudrf.ru
02.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее