Решение по делу № 33-9357/2018 от 03.08.2018

Судья – Петрова Л.С.

Дело № 33-9357

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Выдриной Ю.Г., судей Новоселовой Д.В. и Смирновой М.А., при секретаре Тотьмяниной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 22 августа 2018 года, дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Пермского края на решение Кочевского районного суда Пермского края от 22 июня 2018 года, которым постановлено –

Иск прокурора Кочевского района, действующего в интересах Чедовой Екатерины Андреевны, удовлетворить.

Признать решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района Пермского края № 18 от 16 мая 2018 года о снятии с учета и исключения из списков участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации» Чедову Екатерину Андреевну, незаконным.

Обязать Администрацию Кочевского муниципального района восстановить Чедову Екатерину Андреевну, ** года рождения, в список участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации» по Кочевскому муниципальному району в категории «инвалиды» с даты постановки на учет – с 13 апреля 2012 года.

Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Выдриной Ю.Г., объяснения прокурора отдела Прокуратуры Пермского края Королевой М.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор района, действуя в интересах Чедовой Е.А., обратился в суд с иском к Администрации Кочевского муниципального района о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от 16 мая 2018 года незаконным и возложении обязанности по восстановлению в прежней очереди на получение жилищной субсидии с даты первоначальной постановки на учет.

Предъявленные требования мотивированы тем, что Чедова Е.А., ** года рождения, является инвалидом ** группы с детства. С момента рождения и по настоящее время проживает на территории Кочевского района. Решением комиссии по вопросам переселения граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям Администрации Кочевского муниципального района от 18 апреля 2012 года № 6 Чедова Е.А. с членами ее семьи включена в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в категорию «инвалиды». На момент постановки Чедовой Е.А. на учет ей исполнилось 17 лет. Ежегодно с момента постановки на учет, на основании заявлений Чедова Е.А. включалась в сводные списки в категорию «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства». Решением комиссии по жилищным вопросам № 18 от 16 мая 2018 года Чедова Е.А. исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участница подпрограммы и снята с учета в связи с тем, что не выполнено условие прибытия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года. Данное решение комиссии противоречит требованиям закона, поскольку к числу обязательных условий предоставления инвалидам с детства жилищных субсидий законом отнесено их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах. Указанные условия Чедовой Е.А. выполнены.

На день рассмотрения дела судом первой инстанции прокурор просил признать решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от 16 мая 2018 года № 18 в части исключения из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и снятии с учета Чедовой Е.А. незаконным. Обязать ответчика восстановить Чедову Е.А. в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и включить в список участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по дате первоначальной постановки на учет.

Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Пермского края, по тем основаниям, что судом неправильно применены нормы материального права. В апелляционной жалобе приведены доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции. Автор апелляционной жалобы считает, что у Чедовой Е.А. отсутствует право на получение жилищной субсидии, поскольку она родилась позднее 01.01.1992 года.

С учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении истца и ответчиков о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по правилам ст. ст. 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для его отмены.

Из материалов дела судом первой инстанции установлено, что Чедова Е.А. с 13.04.2012 года состояла в Администрации Кочевского района на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в категории «инвалиды» с составом семьи из трех человек. (л.д. 19-20, 41)

В ходе инвентаризации учетного дела № ** Чедовой Е.А., комиссией по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района Пермского края (протокол № 18) принято решение о снятии учетного дела Чедовой Е.А. с учета и исключении из списка участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации» в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет. При этом указано, что при решении вопроса о постановке на учет к факту прибытия приравнивается рождение, Чедова Е.А. родилась ** года после 01.01.1992 года, что является нарушением условий участия в основном мероприятия. (л.д. 6)

Как видно из копии учетного дела с заявлением на получение социальной выплаты Чедова Е.А. обратилась 13.04.2012 года (л.д. 41). С указанной же даты Чедова Е.А. поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий предоставляемых за счет средств федерального бюджета в категорию «инвалиды I и II группы, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Как видно из справки серии МСЭ-2013 от 01.04.2015 года, Чедова Е.А. является инвалидом с детства. (л.д. 5) Местом ее рождения является с. Кочево Кочевского района Пермской области. (л.д. 18)

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, пришел к выводу о том, что решение о снятии Чедовой Е.А. с учета и исключении их списков участников программы не соответствует требованиям законодательства.

Суд первой инстанции исходил из того, Чедова Е.А. соответствует всей совокупности требований, предъявляемых гражданам Федеральным законом, при наличии которых у гражданина возникает право на получение жилищной субсидии, поскольку она является инвалидом с детства, родилась в районе, приравненном к местности Крайнего Севера, на момент постановки на учет проживала 15 лет в указанной местности и не имеет жилья в других регионах Российской Федерации.

Судебная коллегия считает, что вывод суда о наличии у истца права на получение социальной выплаты является правильным.

Оспаривая законность принятого судом решения, представитель Министерства строительства и архитектуры Пермского края в жалобе ссылается на то, что одним из условий реализации гражданином, являющимся инвалидом с детства, права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», является рождение (прибытие) в районы Крайнего Севера не позднее 01.01.1992.

Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании закона.

Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Инвалиды с детства являются отдельной категорией граждан, которым меры социальной поддержки, в том числе, единовременная социальная выплата на приобретение жилья, предоставляются с учетом их особого правового статуса и социальной незащищенности.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» к числу обязательных условий предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства законом отнесено их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах Российской Федерации.

Таким образом, определяющими являются обстоятельства, связанные с местом рождения указанной категории граждан и временем их проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Поскольку материалами дела подтверждено, что Чедова Е.А. является инвалидом с детства, родилась и проживает в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера более 15 лет, жилья в других регионах Российской Федерации жилья не имеет, то есть отвечает совокупности условий, необходимых для постановки на учет для получения жилищной субсидии, судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для признания за Чедовой Е.А. права на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ с датой постановки на учет 13.04.2014 года.

Доводы жалобы о нарушении судом требований статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ со ссылкой на рождение истца в районах Крайнего Севера после 01.01.1992 основаны на ошибочном толковании закона.

Содержание части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции Федерального закона от 17.07.2011 N 212-ФЗ) при ее буквальном толковании и правоприменении позволяет сделать вывод о том, что требование о необходимости прибытия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 01.01.1992 для приобретения права на получение жилищных субсидий не распространяется на инвалидов с детства. Право инвалидов с детства на получение жилищных субсидий зависит только от места их рождения и длительности проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но не момента рождения (до 01.01.1992).

Данные выводы подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.04.2014 г. № 916-О, в соответствии с которой федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе предусмотреть специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц.

Кроме того, судебная коллегия соглашается с суждением суда относительно того, что термины «прибытие» и «рождение» не являются равнозначными понятиями, так как в контексте приведенной нормы закона имеют разную смысловую нагрузку.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кочевского районного суда Пермского края от 22 июня 2018 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Пермского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-9357/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Чедова Екатерина Андреевна
Прокурор Кочевского райна, помощник прокурора Кочевского района, в интересах Чедовой Е.А.
Ответчики
Администрация Кочевского муниципального района
Другие
Министерство строительства и архитектуры ПК
Чедова Елена Николаевна
Чедов Сергей Андреевич
Чедов Андрей Витальевич
Чедова Юлия Андреевна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Выдрина Юлия Глебовна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее