Решение по делу № 2-33/2019 от 06.09.2018

Дело № 2-33 (2019)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кинешемский городской суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Беликовой Е.Л.

при секретаре Калининой Д.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области

«18» января 2019 года гражданское дело по иску Титовой Нины Дмитриевны, Басовой Елены Юрьевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Кинешма-Жилищник» о защите прав потребителя,

у с т а н о в и л :

Титова Н.Д., Басова Е.Ю. обратились в Кинешемский городской суд с иском к ООО «Кинешма-Жилищник» о защите прав потребителя, с учетом увеличения и уточнения исковых требований просят признать недействительными п.4.2 Договора управления многоквартирным домом <адрес>, повышение оплаты за содержание жилого помещения с 01.04.2018г., обязать производить начисления с 01.04.2018г. по тарифам марта 2018г. в размере 12 руб. 57 коп. (в том числе за содержание общего имущества в размере 9 руб. 64 коп., текущий ремонт в размере 2 руб. 05 коп., аварийное обслуживание в размере 0,64 руб., содержание ВДГО в размере 0,24 руб.), признать незаконным начисление в счетах-квитанциях ООО «Кинешма-Жилищник» денежных средств по строке «Сбор отходов», обязать произвести истцам перерасчет платы с 01.04.2018г. без учета начислений по строке «Сбор отходов» в размере 0,44 коп. с 1 кв.м площади жилого помещения.

Исковые требования обоснованы тем, что истцы являются собственниками квартир 21 и 82 в многоквартирном <адрес>. Управляющая компания ООО «Кинешма-Жилищник» включила в текст Договора управления многоквартирным домом <адрес> пункт 4.2, в соответствии с которым в одностороннем порядке в течение трех лет увеличивает размер платы за содержание и ремонт на индекс инфляции, не проводя общие собрания жителей многоквартирного дома. Данный пункт противоречит требованиям Жилищного кодекса РФ и тем самым ущемляет права собственников помещений многоквартирного дома. 02 марта 2018 года жители дома обращались в ООО «Кинешма-Жилищник» с заявлением об исключении из Договора управления пункта 4.2 и требованием не производить повышение тарифа в одностороннем порядке с 01 апреля 2018 года без проведения общего собрания и оформления соответствующего протокола. Несмотря на это ответчик общего собрания не проводил и с 01 апреля 2018 года повысил тариф, чем нарушил положения ст.158 ч.4, ст.44 ч.1, ст.157 ч.7, ст.46 ч.3 Жилищного кодекса РФ, а также права и материальные интересы жителей дома. Кроме того, управляющая компания после установления платы за сбор твердых бытовых отходов в размере 86,54 руб. с человека Региональному оператору, продолжила взимать с жителей плату по статье «Сбор отходов», чем нарушила права собственников МКД и положения Жилищного кодекса. Контейнерная площадка не входит в состав общего имущества собственников МКД, находится не на придомовой территории и бремя ее содержания несет собственник земельного участка, на котором она расположена. Санитарное состояние контейнерной площадки поддерживает оператор по сбору и вывозу ТКО, фактически никаких услуг по сбору и вывозу отходов ответчик с июля 2017 года не оказывает. Услуга «сбор отходов» является дополнительной услугой, которую собственники не заказывали и не обязаны оплачивать в соответствии с п.156 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, размер платы за указанную услугу общим собранием собственников не утверждался.

В судебном заседании истцы Титова Н.Д., Басова Е.Ю. указанные исковые требования поддержали по изложенным основаниям.

В судебном заседании представители ответчика ООО «Кинешма-Жилищник» Утина Т.С., Гушло Н.Н. исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах, дополнительно пояснили, что начисление платы с учетом индексации проводится в соответствии с условиями Договора управления многоквартирным домом, утвержденными на общем собрании собственников, результаты которого не оспорены и недействительными не признаны. Уровень инфляции был учтен в 2016, 2017, 2018 годах в соответствии с федеральным законом, утвердившим бюджет на эти годы, подробный расчет индексации представлен в материалы дела. Если собственники не приняли решение о новом размере платы на текущий год, то предыдущее решение является правомерным, законным и обоснованным. Оспариваемый пункт договора устанавливает порядок определения размера платы, который является одним из условий договора управления в соответствии со ст. 162 Жилищного Кодекса РФ. Собственники жилых помещений МКД по адресу: <адрес> не лишены возможности инициировать расторжение либо изменение договора в предусмотренном законом порядке и исключение пункта 4.2 из договора управления многоквартирным домом, однако, своим правом ни истцы, ни иные собственники до настоящего времени не воспользовались. Управляющая организация не вправе в нарушение принятого собственниками помещений в многоквартирном доме решения самовольно изменять установленный таким решением общего собрания порядок определения платы. До июля 2017 года существовал тариф за сбор, вывоз и захоронение ТБО, его размер и порядок определения установлен решением общего собрания. В связи с началом деятельности регионального оператора по обращению с ТКО плата жителям стала начисляться региональным оператором. Управляющей организацией в связи с этим был сделан перерасчет платы жителям, исключена плата за захоронение и вывоз ТБО, поскольку согласно Постановлению Правительства №1156 от 12.11.2016г. региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Контейнерная площадка, которой пользуются жители <адрес>, расположена не на придомовой территории, не входит в состав общего имущества МКД. Согласно законодательству ответственность за ее содержание несет собственник земельного участка, т.е. администрация города, однако учитывая, что в бюджет городского округа не было заложено средств на содержание мест сбора и накопления ТКО, жителям выставлялась плата. Жители пользуются площадкой, складируют мусор, во избежание антисанитарии плата за содержание площадки под наименованием «сбор отходов» осталась в квитанциях, с апреля 2018г. она составила 0,44 руб. с кв.метра. Работы по уборке контейнерной площадкой фактически осуществляются ООО «ОУК» на основании договоров между ООО «Кинешма-Жилищник» и ООО «ЖЭУ-4» и ООО «ЖЭУ-4» и ООО «ОУК». ООО «Кинешма-Жилищник» производит оплату указанных работ. Кроме того, ООО «Кинешма-Жилищник» заказало и оплатило работы по обустройству контейнерной площадки, работы выполнены. Размер платы, взимаемой с жителей по строке «сбор отходов» в размере 0,44 коп. (до 01.04.2018г. – 0,42 коп.) решением собственников не устанавливался, взимание указанной платы на обсуждение собственников не выносилось, указанный размер определен управляющей организацией путем выделения из ранее установленного собственниками размера платы по строке «Сбор, вывоз и захоронение ТБО», составлявшего 1,83 руб. с кв.метра исходя из расчета (калькуляции) составляющих платы за «Сбор, вывоз и захоронение ТБО», произведенного управляющей организацией самостоятельно. Размер платы (0,44 коп.) включает в себя затраты на санитарное содержание мест накопления в размере 0,14 руб. с кв.метра (оплата труда, спецодежда, инвентарь, общехозяйственные расходы) и затраты на техническое обслуживание мест накопления в размере 0,30 руб. с кв.метра (оборудование контейнерной площадки), при этом ежемесячные расходы на оборудование контейнерной площадки рассчитаны исходя из планируемого периода окупаемости 30 месяцев с 01.07.2017г. Полагают, что начисление платы по строке «сбор отходов» является правомерным, поскольку является частью ранее утвержденной собственниками платы за сбор, вывоз и захоронение ТБО, расходы на содержание и оборудование контейнерной площадки фактически понесены управляющей организацией. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Администрации городского округа Кинешма в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв.

Третье лицо Титов С.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Суд, с согласия сторон, считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Басова Е.Ю. является собственником <адрес>, Титова Н.Д. является собственником 1/2 доли в праве собственности на <адрес>.

В соответствии с решением общего собрания собственников указанного многоквартирного дома от 30.09.2012г. в качестве управляющей организации выбрано ООО «Кинешма-Жилищник» (т.1 л.д.32-34).

Решением общего собрания собственников помещений в указанном МКД от 17.03.2015г. утверждены условия договора управления многоквартирным домом (т.1 л.д.35-36). Истцы принимали участие в указанном общем собрании (т.1 л.д.80-81).

Согласно п.1.3 Договора отчетный финансовый период по договору установлен с 01 апреля по 31 марта.

В соответствии с п.4.2 Договора размер платы за услуги устанавливается в соответствии с Приложением №3 к договору. Размер платы за услуги устанавливается ежегодным общим собранием собственников помещений в доме, на срок один год с учетом обоснованных предложений управляющей компании. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не провели указанное ежегодное общее собрание либо на ежегодном общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то размер платы по содержанию и текущему ремонту на следующий календарный год устанавливается равным размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, действующему в предыдущем календарном году, с учетом уровня инфляции, устанавливаемого ежегодно при утверждении Федерального бюджета на очередной финансовый год (т.1 л.д.44-56, 82-89).

В соответствии с условиями указанного договора, поскольку общее собрание собственников помещений в доме по вопросу установления иного размера платы за услуги управляющей организации, заключения договора управления на иных условиях после проведения указанного общего собрания 17.03.2015г. до настоящего времени не проводилось, ООО «Кинешма-Жилищник» начисление платы на очередной период с апреля 2016, 2017 и 2018гг. произведено в соответствии с порядком определения размера платы, установленным общим собранием собственников помещений в доме, т.е. с учетом уровня инфляции.

Уровень инфляции устанавливался Федеральными законами «О федеральном бюджете» на 2016, 2017, 2018 годы.

Суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании недействительным п.4.2 договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме 17.03.2015г., предоставляющего, по мнению истцов, право управляющей организации в одностороннем порядке повышать размер платы за содержание и ремонт жилья и нарушающего, тем самым права потребителя, являются необоснованными.

Так, в соответствии со ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.

Однако, указанные условия договора управления утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 17.03.2015г., договор подписан собственниками, указанное решение общего собрания не оспаривалось и недействительным не признавалось.

В силу п. п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).

В соответствии с положениями ч.1,2 ст.162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с положениями ч.3, 4 ст.162 ЖК РФ (в соответствующей редакции) в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация,

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы,

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).

Решение собственников помещений многоквартирного дома, оформленное соответствующим протоколом, и заключенный договор управления предусматривают возможность управляющей компании ежегодно индексировать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на установленный федеральным законом уровень инфляции. Установление размера платы в таком порядке не требует принятия собственниками дополнительного решения по данному вопросу.

Таким образом, собственники фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме с учетом ежегодной индексации в случае отсутствия решения собственников помещений об утверждении размера платы за содержание жилых помещений многоквартирного дома.

При этом каждый собственник помещений в многоквартирном доме имеет возможность самостоятельно проверить размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с учетом процента роста инфляции, сведения о котором подлежат официальному опубликованию и находятся в общем доступе.

Таким образом, не имеется оснований для обязания ответчика произвести истцам перерасчет платы за содержание жилого помещения с 01.04.2018г., обязания производить начисления с 01.04.2018г. по тарифам марта 2018г. Ссылки истцов на положения ст.158 ч.4, ст.44 ч.1, ст.157 ч.7, ст.46 ч.3 Жилищного кодекса РФ не свидетельствуют о незаконности утвержденного решением общего собрания договора управления, основаны на неверном толковании закона. Исполнение управляющей организацией принятого собственниками помещений в доме решения не свидетельствует о нарушении верховенства общего собрания собственников, как органа управления домом. Непроведение общих собраний по вопросам установления иного размера платы, либо утверждения иных условий договора управления многоквартирным домом как по инициативе собственников, так и по инициативе управляющей организации, не умаляет значения и юридической силы принятого ранее в установленном порядке решения общего собрания.

Таким образом, требования о признании недействительными п.4.2 Договора управления многоквартирным домом <адрес>, повышения оплаты за содержание жилого помещения с 01.04.2018г., обязании производить начисления с 01.04.2018г. по тарифам марта 2018г. в размере 12 руб. 57 коп. (в том числе за содержание общего имущества в размере 9 руб. 64 коп., текущий ремонт в размере 2 руб. 05 коп., аварийное обслуживание в размере 0,64 руб., содержание ВДГО в размере 0,24 руб.) являются необоснованными не подлежат удовлетворению.

В части требований о признании незаконным начисления в счетах-квитанциях ООО «Кинешма-Жилищник» денежных средств по строке «Сбор отходов», обязании ООО «Кинешма-Жилищник» произвести истцам перерасчет платы с 01.04.2018г. без учета начислений по строке «Сбор отходов» в размере 0,44 коп. с 1 кв.м площади жилого помещения суд приходит к следующему.

Условиями договора управления, утвержденного решением общего собрания собственников от 17.03.2015г., установлен размер платы за услуги по содержанию общего имущества, текущий ремонт, содержание ВДГО, аварийное обслуживание, сбор, вывоз, захоронение ТБО. Плата за сбор, вывоз, захоронение ТБО составила по состоянию на 01.04.2015г. 1,72 руб. с кв.метра. Указанная плата увеличивалась в соответствии с установленным договором порядком определения платы на уровень инфляции, на 01.04.2016г. составила 1,83 руб., на 01.04.2017г. в целом составила 1,79 руб., при этом в счетах-квитанциях управляющей организацией была разбита на две строки: «сбор отходов» в размере 0,42 руб. с кв.метра и «вывоз и захоронение ТБО» в размере 1,37 руб. с кв.метра. С июля 2017г. (начало действия регионального оператора по обращению с ТКО) жителям начислена плата за «услугу по обращению с ТКО» в размере 88,72 руб. с человека, а также плата по строке «сбор, вывоз и захоронение ТБО» в размере 1,79 руб. с кв.метра, сделан перерасчет исходя из размера платы 0,42 руб. с кв.метра. С 01.04.2018г. производились начисления за «услугу по обращению с ТКО» в размере 86,54 руб. с человека, а также плата по строке «сбор отходов» в размере 0,44 руб. с кв.метра.

При принятии решения общего собрания и утверждении условий договора управления собственниками утвержден единый размер платы за услугу «сбор, вывоз и захоронение ТБО», ни при обсуждении указанного размера платы, ни при его утверждении собственникам не представлялись для обсуждения, утверждения и не утверждались его составляющие (отдельно размер стоимости услуг по сбору и стоимости услуг по вывозу и захоронению отходов). С 2017 года управляющей компанией производилось раздельное начисление указанной платы с разбивкой на строки «сбор отходов» и «вывоз и захоронение ТБО». Как следует из пояснений представителей ответчика и представленных ответчиком документов, указанный размер определен управляющей организацией путем выделения из ранее установленного собственниками размера платы по строке «Сбор, вывоз и захоронение ТБО», составлявшего 1,83 руб. с кв.метра исходя из расчета (калькуляции) составляющих платы за «Сбор, вывоз и захоронение ТБО», произведенного управляющей организацией самостоятельно. Размер платы (0,44 коп.) включает в себя затраты на санитарное содержание мест накопления в размере 0,14 руб. с кв.метра (оплата труда, спецодежда, инвентарь, общехозяйственные расходы) и затраты на техническое обслуживание мест накопления в размере 0,30 руб. с кв.метра (оборудование контейнерной площадки), при этом ежемесячные расходы на оборудование контейнерной площадки рассчитаны исходя из планируемого периода окупаемости 30 месяцев с 01.07.2017г.

Управляющая организация не инициировала проведение общего собрания собственников многоквартирного дома, а самостоятельно установила размер платы за услугу по «сбору отходов», не входящую в состав жилищной услуги и не являющейся услугой по содержанию общего имущества, поскольку ни сама контейнерная площадка, ни земельный участок, на котором она расположена, не входят в состав общего имущества МКД.

Таким образом, размер платы по строке «сбор отходов» определен управляющей организацией без утверждения собственниками помещений в доме в установленном порядке, что противоречит действующему законодательству.

В соответствии с ч.7 ст.156 ЖК РФ установление и изменение размера платы для собственников возможно только в виде волеизъявления собственников посредством принятия решения об этом на общем собрании. Установление размера платы иным образом противоречит требованиям закона.

Процедура установления и изменения размера платы за управление и содержание общего имущества в многоквартирном доме регламентирована ст.45,46 ЖК РФ, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и направлены, прежде всего, на обеспечение гарантий прав и интересов собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.

Суд по вышеизложенным основаниям не соглашается с позицией ответчика о том, что поскольку взимаемая плата является частью ранее установленной собственниками платы за сбор, вывоз и захоронение ТБО, то ответчик вправе был начислять ее жителям. Кроме того, непосредственно сам факт внесения платы собственниками помещений в доме за «сбор отходов» не свидетельствует безусловно об изменении собственниками условий договора управления в части установления размера платы за указанную услугу и не является основанием для признания действий ответчика законными и обоснованными. Также суд принимает во внимание, что в связи с тем, что утвержденный собственниками размер платы за сбор, вывоз и захоронение ТБО был принят в расчете на 1 кв. метр площади помещения, а плата региональному оператору устанавливается исходя из количества зарегистрированных граждан либо собственников жилого помещения, то невозможно установить соотношение размеров платы, однако, после 01.07.2017г., когда истцы стали вносить плату и региональному оператору за услугу по обращению с ТКО и управляющей организации за «сбор отходов» общий размер платы для истцов увеличился по сравнению с ранее вносимым размером.

Управляющая организация ссылается на фактическое выполнение работ по содержанию контейнерной площадки, обязанность собственников оплачивать данную услугу, поскольку они являются пользователями данной контейнерной площадки, на необходимость соблюдения требований Санитарных норм и правил.

Так, контейнерная площадка, расположенная по адресу г.Кинешма ул.Ленина д.63, определена в качестве места сбора и накопления ТКО для многоквартирных домов, расположенных по адресам <адрес> в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО Ивановской области на период 2016-2031гг., утвержденной Приказом Департамента ЖКХ Ивановской области №140 от 22.09.2016г., «Перечнем места сбора и(или) накопления отходов, закрепленных за многоквартирными домами, жилыми домами индивидуальной застройки, иными зданиями, расположенными на территории городского округа Кинешма», утвержденного Постановлением администрации городского округа Кинешма №1297п от 15.09.2017г.

Разрешение на размещение места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов №38 от 13.03.2015г. в соответствии с Положением о порядке выдачи разрешений на размещение мест сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов, утвержденным постановлением администрации городского округа Кинешма №2883 от 20.12.2013г. выдано ООО «Объединенная управляющая компания» (ООО «ООК») на период с 16 марта 2015г. по 16 марта 2018 года. После истечения срока действия указанного разрешения в установленном порядке иное разрешение не получалось, срок действия данного разрешения не продлевался. Согласно указанного Разрешения ООО «ООК» как пользователь места сбора и (или) накопления ТБО обязуется оборудовать место сбора и (или) накопления ТБО, содержать и эксплуатировать место сбора и (или) накопления ТБО и территорию обслуживания в соответствии с требованиями благоустройства и содержания территории, соблюдать требования Правил благоустройства территории городского округа Кинешма, иных правовых актов.

С другой стороны 01.10.2014г. между ООО «Кинешма-Жилищник» (Заказчик) и ООО «Жилищно-Эксплуатационный участок » (ООО «ЖЭУ-4») (Исполнитель) заключен договор на содержание и обслуживание общего имущества многоквартирных жилых домов, согласно которого исполнитель обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в т.ч. <адрес> (т.1 л.д.93-112). Согласно дополнительного соглашения от 12.04.2018г. к указанному договору в перечень видов работ по содержанию общего имущества включены работы по содержанию контейнерных площадок на придомовой территории, а также контейнерных площадок на муниципальной территории, на содержание которых получено разрешение Администрации г.о. Кинешма (т.1 л.д.250-252). Однако, ни ООО «Кинешма-Жилищник», ни ООО «ЖЭУ-4» указанное Разрешение не получали. Действие разрешения, выданного ООО «ООК» закончилось 16.03.2018г.

01.01.2016г. между ООО «ЖЭУ-4» (Заказчик) и ООО «ООК» (Исполнитель) заключен договор на содержание и уборку придомовой территории и мест первичного сбора и накопления твердых бытовых отходов, в том числе в отношении <адрес>, контейнерной площадки по адресу г.Кинешма ул.Ленина д.63 (т.1 л.д.113-121). Выполнение работ по содержанию и уборке мест первичного сбора и накопления ТБО подтверждается актами выполненных работ.

ООО «Кинешма-Жилищник» (Заказчик) и ООО «Трансжилсервис» (Исполнитель) 25.10.2018г. заключен договор подряда №13 на выполнение работ по устройству контейнерной площадки по адресу г.Кинешма ул.Ленина д.63. Цена договора составляет 97088 рублей. Работы по договору подряда выполнены, что подтверждается Актом сдачи-приемки выполненной работы (оказанных услуг) от 09.11.2018г. №394. Указанная сумма согласно представленной ответчиком калькуляции и пояснений представителей ответчика, составляет затраты на техническое обслуживание мест накопления в размере 0,30 руб. с кв.метра (оборудование контейнерной площадки), при расчете ежемесячных расходов на оборудование контейнерной площадки исходя из планируемого периода окупаемости 30 месяцев с 01.07.2017г.

Однако, указанные обстоятельства не являются достаточным основанием для взимания с собственников платы, необходимость внесения (после начала осуществления деятельности региональным оператором по обращению с ТКО) и размер которой не выносились на обсуждение общего собрания и по ним не принималось решение.

Как разъяснил Пленум ВС РФ в Постановлении от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, следует исходить из того, что к общему имуществу в многоквартирном доме относится только то имущество, которое отвечает признакам, закрепленным в статье 36 ЖК РФ и пункте 1 статьи 290 ГК РФ.

Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).

Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 ЖК РФ).

Частью 3 статьи 39 ЖК РФ определено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).

В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года № 641 (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Правила №1156), и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила №354).

Согласно пункту 13 Правил № 1156 (в редакции, действовавшей до 27.12.2018г.) региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория (в редакции, действовавшей до 01.10.2018г.).

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 02.10.2018г. по 27.12.2018г.).

С 01.01.2019г.в соответствии с ч.4 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Причем, согласно ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции, действовавшей с 31.12.2017г. под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Управляющая организация ООО «Кинешма-Жилищник» таким лицом не является.

Между ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» и ООО «Кинешма-Жилищник» (потребитель) 01.07.2017г. заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно разделу III договора (п.8,10) региональный оператор отвечает за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несет лицо в соответствии с Приложением к Договору. В соответствии с Приложением к указанному договору бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несет собственник земельного участка (т.1 л.д.122-127).

В соответствии с пунктом 156 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, оказывать услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Выполнение дополнительных работ и услуг без согласия потребителя и удержания начисление платы управляющей организацией не имеют правовых оснований.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие протокола общего собрания собственников многоквартирного дома на установление дополнительной услуги, договора или иных документов, свидетельствующих о согласии потребителей на оказание дополнительных услуг, в том числе услуги по содержанию контейнерной площадки.

Решением собственников помещений многоквартирного дома, соответствующий размер платы за названную услугу не утвержден, что противоречит требованиям действующего законодательства.

Кроме того, указанные работы включены в состав работ по содержанию и обслуживанию общего имущества, согласно договору между ООО «Кинешма-Жилищник» и ООО «ЖЭУ-4» на содержание и обслуживание общего имущества многоквартирных домов, оснований взимать за них плату отдельной строкой не имеется.

При указанных установленных по делу обстоятельствах ссылки ответчика на постановление администрации городского округа Кинешма №2883 от 20.12.2013г. «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на размещение мест сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов», обязанности собственников помещений в многоквартирном доме содержать место сбора ТКО, поскольку они являются фактическими пользователями контейнерной площадки, условия договора между ООО «Кинешма-Жилищник» и ООО «ЖЭУ-4», указанные в дополнительном соглашении от 12.04.2018г., договор подряда между ООО «Кинешма-Жилищник» и ООО «Трансжилсервис», акты выполненных работ по содержанию контейнерной площадки, ее оборудованию и иные доводы, приведенные ответчиком, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в указанной части.

Таким образом, исковые требования о признании незаконным начисления в счетах-квитанциях ООО «Кинешма-Жилищник» денежных средств по строке «Сбор отходов», обязании ООО «Кинешма-Жилищник» произвести истцам перерасчет платы с 01.04.2018г. без учета начислений по строке «Сбор отходов» в размере 0,44 коп. с 1 кв.м площади жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Судом проанализированы иные доводы сторон, суд приходит к выводу, что они основаны на неверном толковании норм права.

В соответствии со ст. ст. 98, 100 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в доход местного бюджета сумме 300 рублей, поскольку истцы от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования Титовой Нины Дмитриевны, Басовой Елены Юрьевны удовлетворить частично.

Признать незаконным начисление в счетах-квитанциях ООО «Кинешма-Жилищник» денежных средств по строке «Сбор отходов», обязав ООО «Кинешма-Жилищник» произвести истцам перерасчет платы с 01.04.2018г. без учета начислений по строке «Сбор отходов» в размере 0,44 коп. с 1 кв.м площади жилого помещения.

В удовлетворении исковых требований о признании п.4.2 Договора управления многоквартирным домом <адрес> недействительным, о признании недействительным повышения оплаты за содержание жилого помещения с 01.04.2018г., обязании производить начисления с 01.04.2018г. по тарифам марта 2018г. в размере 12 руб. 57 коп. (в том числе за содержание общего имущества в размере 9 руб. 64 коп., текущий ремонт в размере 2 руб. 05 коп., аварийное обслуживание в размере 0,64 руб., содержание ВДГО в размере 0,24 руб.) – отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Кинешма-Жилищник» государственную пошлину в доход местного бюджета сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Кинешемский городской суд Ивановской области.

Председательствующий Е.Л.Беликова

Мотивированное решение составлено 23 января 2019 года.

2-33/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Басова Е.Ю.
Титова Н.Д.
Ответчики
ООО "Кинешма- Жилищник"
Другие
Титов С.В.
Администрация городского округа Кинешма
Суд
Кинешемский городской суд Ивановской области
Дело на странице суда
kineshemsky.iwn.sudrf.ru
06.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.09.2018Передача материалов судье
06.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.09.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2018Подготовка дела (собеседование)
10.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2018Судебное заседание
16.11.2018Судебное заседание
21.11.2018Судебное заседание
23.11.2018Судебное заседание
23.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2018Подготовка дела (собеседование)
23.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2018Судебное заседание
17.12.2018Подготовка дела (собеседование)
17.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2019Судебное заседание
18.01.2019Судебное заседание
23.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2019Дело оформлено
26.02.2019Дело передано в архив
18.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее