Решение по делу № 2-41/2024 (2-604/2023;) от 27.11.2023

Дело

УИД 19RS0-02

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

27 февраля 2024 года            <адрес> Бейского района Республики Хакасия

Бейский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Максимовой Ю.В.,

при секретаре Баториной М.М.,

с участием ответчика Спиридоновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия к Спиридоновой О. А. о взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (далее – Минсельхозпрод РХ, Министерство) обратилось в суд с иском к Спиридоновой О.А. о взыскании денежных средств. Требования мотивировало тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчику из республиканского бюджета предоставлен грант на разведение крупно-рогатого скота (далее – КРС) молочного направления в сумме 3 000 000 руб. Средства гранта израсходованы ответчиком в полном объёме, однако Спиридонова О.А. допустила нарушение соглашения о предоставлении гранта, допустив отчуждение имущества, приобретённого на средства гранта, без его замены и уведомления об этом Министерства. Согласно акту проверки крестьянского фермерского хозяйства (далее – КФХ), главой которого до ДД.ММ.ГГГГ являлась Спиридонова О.А., от ДД.ММ.ГГГГ к осмотру представлена 1 корова симментальской породы из 13 приобретённых. Кроме того, не было в наличии 1 племенного быка. Со слов ответчика, коровы и бык проданы в течение 2021 года. Просило суд взыскать со Спиридоновой О.А. в пользу министерства бюджетные средства гранта в размере 1 053 881 руб. 5 коп.

В судебном заседании Спиридонова О.А. с заявленными требованиями согласилась, указав на несогласие с расчётом, при этом не предоставив контррасчёт.

Представитель истца Пушина Е.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В предыдущих судебных заседаниях иск поддержала в полном объёме.

Информация о назначении судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Бейского районного суда Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

На основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося представителя истца.

Исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определённого действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в данном Кодексе. При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая в том числе путём предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определённом Правительством Российской Федерации (п.3 ч. 4 ст.5, п.1 ст. 6, ч. 2 ст.7 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").

Частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, бюджетные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Минсельхозпрод РХ является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Хакасия по предоставлению государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия (п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, утверждённого Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.02.2005 № 41).

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, определяющая цели, задачи и основные направления развития и регулирования агропромышленного комплекса, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий и показателей их результативности.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 № 781 утверждена государственная программа Республики Хакасия "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе.

Порядком предоставления грантов на развитие семейной фермы в форме субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования и внесении изменений в государственную программу Республики Хакасия "Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы", утверждённым Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.11.2014 № 607 (далее – Порядок), предусмотрено, что грант на поддержку начинающих фермеров предоставляется за счёт средств республиканского бюджета.

Главным распорядителем средств республиканского бюджета по предоставлению грантов является Минсельхозпрод РХ (п.1.4 Порядка).

Гранты предоставляются в целях развития на сельских территориях КФХ, включая, в том числе, приобретение сельскохозяйственных животных и техники (п.1.5 Порядка).

Грант предоставляется главе КФХ только один раз, максимальный размер гранта в расчёте на одного начинающего фермера составляет 3 000 000 руб., но не более 90 % стоимости затрат на приобретение имущества, выполнение работ, оказание услуг, указанных в плане расходов, - для реализации проектов по развитию КФХ, направленных на разведение КРС мясного и молочного направлений продуктивности. Размер собственных денежных средств начинающего фермера должен составлять не менее 10 % стоимости затрат, софинансируемых за счёт средства гранта (пункты 1.6, 1.7, 1.8 Порядка в редакции от 30.05.2017).

Гранты предоставляются на приобретение сельскохозяйственных животных: маточного поголовья КРС молочного и мясного направления, быков-производителей (п.п. «з» п. 2.2 Порядка).

Запрещается дарение, продажа, передача в аренду, пользование другим лицам, обмен или взнос в виде пая, вклада или отчуждение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества, за исключением сельскохозяйственных животных-производителей, приобретённого с использованием средств гранта, в течение пяти лет со дня получения гранта.

Отчуждение сельскохозяйственных животных-производителей, приобретённых с использованием средств гранта, допускается по истечении двух лет со дня их приобретения при условии соответствующей (по количеству, породе, возрасту) их замены в срок не позднее одного месяца со дня отчуждения сельскохозяйственных животных-производителей и письменного уведомления Минсельхозпрода РХ в срок не позднее одного месяца со дня замены (п.п. «к» п. 2.2. Порядка в редакции от 30.05.2017).

В случае установления факта нарушения получателем гранта условий, определённых п. 2.2 настоящего Порядка при его предоставлении, а также в случае установления факта представления получателем гранта недостоверных сведений, содержащихся в документах, неправомерно полученные суммы гранта подлежат возврату в республиканский бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5.1 Порядка в редакции от 30.05.2017).

ДД.ММ.ГГГГ ответчик зарегистрировалась в качестве главы КФХ.

Спиридонова О.А. была включена в состав участников программы по итогам рассмотрения представленного пакета документов на заседаниях конкурсной комиссии по отбору участников программ поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм Республики Хакасия.

По результатам конкурсного отбора ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключено соглашение о предоставлении государственной поддержки на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (поддержка начинающих фермеров) (далее – Соглашение), по условиям которого начинающему главе КФХ Спиридоновой О.А. в 2017 году предоставлен грант в форме субсидии в размере 3 000 000 руб.

Соглашением предусмотрено, что грант необходимо использовать в течение 18 месяцев со дня поступления денежных средств на счёт получателя, собственные денежные средства составляют не менее 10 %. Кроме того, указано, что Спиридоновой О.А. запрещается дарение, продажа, передача в аренду, пользование другим лицам, обмен или взнос в виде пая, вклада или отчуждение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества, за исключением сельскохозяйственных животных-производителей, приобретённого с использованием средств гранта, в течение пяти лет со дня получения гранта. Отчуждение сельскохозяйственных животных-производителей, приобретённых с использованием средств гранта, допускается по истечении двух лет со дня их приобретения при условии соответствующей (по количеству, породе, возрасту) их замены в срок не позднее одного месяца со дня отчуждения сельскохозяйственных животных-производителей и письменного уведомления Минсельхозпрода РХ в срок не позднее одного месяца со дня замены (п.п. «а, б, к» п. 3.1.2 Соглашения).

Спиридонова О.А. обязана возвращать в соответствующий бюджет средства гранта по требованию о возврате остатков гранта (п. 4.3.8.2, п. 4.3.10 Соглашения)

По плану-расходов, указанному в приложении к Соглашению, предусмотрено приобретение Спиридоновой О.А. 1 головы племенного быка и 13 голов нетелей молочного направления симментальской породы.

Платёжным поручением от ДД.ММ.ГГГГ Министерством на счёт главы КФХ Спиридоновой О.А. перечислено 3 000 000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ между главой КФХ Спиридоновой О.А. и ООО «Алтай» заключён договор № купли-продажи сельскохозяйственных животных, по условиям которого ответчиком приобретены у ООО «Алтай» 13 нетелей и бык племенной на сумму 1 274 040 руб. 40 коп.

В реестре сельскохозяйственных животных и в акте их приёма-передачи указаны инвентарные номера, даты рождения и живой вес каждой из приобретаемых ответчиком голов.

На каждое приобретаемое животное имеется племенное свидетельство, в котором указаны технологический номер, дата рождения, пол, порода, живая масса.

ДД.ММ.ГГГГ Спиридоновой О.А. в ООО «Алтай» приобретён бык-производитель, которым она заменила предыдущего племенного быка, приобретённого ДД.ММ.ГГГГ. О данной замене ответчик уведомила Министерство, представителем которого данный факт в ходе судебного разбирательства подтвердился.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, ответчик регулярно и своевременно сдавала отчёты о целевом расходовании гранта и о деятельности начинающего фермера, начиная с 2018 года и заканчивая 2023 годом, но о выбытии в 2021 году КРС симментальской породы, приобретённого на средства гранта, Спиридонова О.А. Министерство не уведомила. В последующем замены выбывших голов на иных племенных сельскохозяйственных животных не последовало.

Выездной проверкой КФХ, главой которого являлась Спиридонова О.А., оформленной актом от ДД.ММ.ГГГГ, среди прочего, установлено, что из приобретённых за счёт средств гранта 14 голов племенного КРС к осмотру представлена 1 корова симментальской породы, остальные коровы и бык, как пояснила Спиридонова О.А., проданы в 2021 году. Письменного уведомления о замене быка-производителя в Министерство не было. По результатам проверки комиссия выявила нарушение п.3.1.2. Соглашения.

По результатам проверки в адрес Спиридоновой О.А. Министерством направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ -СТ о возврате полученной суммы субсидии в размере 1 184 344 руб. 62 коп. Данное требование ответчиком получено ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в дополнение к вышеуказанному требованию от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика истцом направлено требование о возврате полученной суммы субсидии с учётом перерасчёта в размере 1 053 881 руб. 5 коп., с указанием следующего расчёта:

1 274 040 руб. - общая стоимость КРС (бык 1 шт. + коровы 13 шт.), стоимость быка 108 000 руб.,

1 274 040 руб. - 108 000 руб. = 1 166 040 руб. (стоимость коров без быка, 13 шт.),

1 166 040 руб. : 13шт. = 89 695 руб. 38 коп. (средняя стоимость одной коровы),

1 166 040 руб. — 89 695 руб. 38 коп. = 1 076 344 руб. 62 коп. (размер возврата без быка, без одной коровы, представленной на проверке),

1 076 344 руб. 62 коп. + 108 000 руб. = 1 184 344 руб. 62 коп. (сумма возврата, грант + собственные средства),

1 078 490 руб. - средства гранта по плану расходов

1 212 000 руб. - средства гранта + собственные средства по плану расходов,

1 078 490 руб./1 212 000 руб. = 0,88984323432 (средства гранта в процентах)

0,88984323432 х 1 184 344 руб. 62 коп. = 1 053 881 руб. 5 коп.

ДД.ММ.ГГГГ Спиридонова О.А. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Минсельхозпрод РХ просило взыскать со Спиридоновой О.А. бюджетные средства в размере 1 053 881 руб. 5 коп., которые она до настоящего момента не вернула в добровольном порядке в соответствующий бюджет.

Разрешая спор, руководствуясь положениями вышеприведённых норм права федерального и республиканского уровня, условиями соглашения, заключённого между сторонами ДД.ММ.ГГГГ, с учётом обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку Спиридоновой О.А. нарушены положения п.п. «к» п. 2.2. Порядка в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и п.п. «к» п. 3.1.2 Соглашения, устанавливающие, что отчуждение сельскохозяйственных животных-производителей, приобретённых с использованием средств гранта, допускается по истечении двух лет со дня их приобретения при условии соответствующей (по количеству, породе, возрасту) их замены в срок не позднее одного месяца со дня отчуждения сельскохозяйственных животных-производителей и письменного уведомления Минсельхозпрода РХ в срок не позднее одного месяца со дня замены.

Поскольку грант предоставлен Спиридоновой О.А. за счёт средств республиканского бюджета, заявленная ко взысканию сумма подлежит взысканию в пользу Министерства в доход бюджета Республики Хакасия.

Несогласие ответчика с расчётом истца никак не опровергнуто в ходе судебного разбирательства, Спиридоновой О.А. не предоставлен контррасчёт в обоснование своей позиции.

Суд, проверив расчёт истца, признаёт его обоснованным, арифметически правильным.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

             Поскольку истец при подаче иска был освобождён от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования Бейский район Республики Хакасия государственная пошлина в размере 13 469 руб. 41 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    исковые требования удовлетворить.

    Взыскать со Спиридоновой О. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (ОГРН ) в доход бюджета Республики Хакасия денежные средства в суме 1 053 881 (один миллион пятьдесят три тысячи восемьсот восемьдесят один) руб. 05 коп.

    Взыскать со Спиридоновой О. А. государственную пошлину в бюджет муниципального образования Бейский район Республики Хакасия в размере 13 469 (тринадцать тысяч четыреста шестьдесят девять) руб. 41 коп.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Бейский районный суд Республики Хакасия.

Председательствующий                     Ю.В. Максимова

Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                     Ю.В. Максимова

2-41/2024 (2-604/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия
Ответчики
Спиридонова Олеся Александровна
Другие
Петкевич Кристина Евгеньевна
Суд
Бейский районный суд Республики Хакасия
Судья
Максимова Ю.В.
Дело на странице суда
beysky.hak.sudrf.ru
27.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2023Передача материалов судье
30.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2023Подготовка дела (собеседование)
18.01.2024Подготовка дела (собеседование)
18.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2024Судебное заседание
18.01.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее