УИД 32RS0027-01-2021-006123-46
Дело №2-5243/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Степониной С.В.,
при секретаре Мехедовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» к Вигуро Андрею Геннадьевичу о взыскании задолженности по договору целевого жилищного займа,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее ФКГУ «Росвоенипотека») обратилось в суд с настоящим, в обоснование которого указало следующее. Вигуро А.Г., являясь военнослужащим по контракту, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы. Между ФКГУ «Росвоенипотека» и Вигуро А.Г. 27.02.2015 был заключен договор целевого жилищного займа №..., согласно которому предоставлялся целевой жилищный заем в размере 1 437 236,38 руб. на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита №... от 27.02.2015, предоставленного ОАО «Сбербанк России», для приобретения в собственность Вигуро А.Г. жилого помещения, расположенного <адрес>, общей площадью 59 кв.м., за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете Вигуро А.Г. Всего за счет средств федерального бюджета ответчику для приобретения жилого помещения и погашения обязательств по ипотечному кредиту по договору целевого жилищного займа предоставлено 2 738 452,08 руб., из которых: 1 437 236,38 руб. - первоначальный внос; 1 301 215,70 руб. - ежемесячные платежи по кредиту.
В нарушение правил предоставления целевых жилищных займов ответчик не исполнил свою обязанность по уведомлению уполномоченного органа о своем увольнении, в связи с чем ФКГУ «Росвоенипотека» продолжало погашать его обязательства перед банком после возникновения оснований для исключения из реестра участников накопительно-ипотечной системы.
На основании сведений, полученных ФГКУ «Росвоенипотека» из регистрирующего органа (вх. № 154 дсп от 22.07.2019), именной накопительный счет Вигуро А.Г. закрыт <дата> с даты возникновения основания для исключения из реестра (дата исключения из списков части) - <дата> с правом на использование накоплений.
В результате перерасчета средств, подлежащих учету на именном накопительном счете Вигуро Андрея Геннадьевича на момент увольнения, у ответчика образовалась задолженность в размере 102 763 рублей 50 копеек, как разница между полагающимися накоплениями и суммой перечисленных денежных средств по кредиту (2 635 688,58 - 2 738 452,08) = 102 763.50 рублей.
Неисполнение ответчиком обязательств по договору в части невозврата излишне перечисленных накоплений в банк нарушает права и законные интересы ФГКУ «Росвоенипотека», действующего в интересах Российской Федерации. В результате чего, обременение в пользу Российской Федерации со спорного жилого помещения снято быть не может.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, истец просит суд взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства в размере 170 381,88 руб., в том числе: 102 763, 50 руб. - основная задолженность по договору, 67 618, 38 рублей - сумма пени в размере 0,1 процента суммы остатка излишне перечисленных средств, подлежащих возврату, за каждый день просрочки.
Определением суда от 29.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ПАО «Сбербанк России».
Представитель истца ФКГУ «Росвоенипотека» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Ответчик Вигуро А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела уведомлен по последнему известному месту жительства. Судебное извещение вернулось с отметкой об истечении срока хранения. Согласно адресной справке отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Брянской области от 12.10.2021 Вигуро А.Г. снят с регистрационного учета <адрес> <дата>, место жительства ответчика неизвестно.
Определением суда от 29.10.2021 ответчику Вигуро А.Г., место жительства которого неизвестно, назначен адвокат Адвокатской палаты Брянской области.
Представитель третьего лица ПАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения дела размещена заблаговременно на интернет-сайте суда.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель Вигуро А.Г. адвокат Берденникова Т.С. не признала требования, просила суд отказать в удовлетворении иска, пояснив, что позиция доверителя ей не известна.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании пункта 15 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 25 мая 1991 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих - это совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 20.04.2005 г. № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, возложены на Министерство обороны РФ.
Во исполнение Указа Президента РФ от 20.04.2005 г. № 449 пунктом 1 постановления Правительства РФ от 22 декабря 2005 г. № 800 для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны РФ функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование указанной накопительно-ипотечной системы в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано Федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», которое выступает по всем сделкам в интересах Российской Федерации.
Участники накопительно-ипотечной системы – это военнослужащие- граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»).
Реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством предоставления целевого жилищного займа (п.п. 2 ст. 4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Вигуро А.Г., являлся военнослужащим по контракту, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ внесение сведений о военнослужащем в реестр участников является основанием для открытия ему именного накопительного счета. Порядок ведения именных накопительных счетов (ИНС) участников накопительно-ипотечной системы определен постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 655 «О порядке функционирования накопительно- ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Правила ведения ИНС). Документом, подтверждающим возникновение оснований для открытия ИНС, является уведомление соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, о включении военнослужащего в реестр участников НИС, которое поступает в ФГКУ «Росвоенипотека» в форме сведений.
<дата> в ФГКУ «Росвоенипотека» на основании сведений из регистрирующего органа (вх. №... от <дата>), Вигуро А.Г. был открыт именной накопительный счет с датой возникновения основания для включения в НИС - <дата>, на котором осуществлялся учет накоплений для жилищного обеспечения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
Порядок и условия предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также порядок и условия предоставления, погашения целевых жилищных займов регламентируются Федеральным законом и правилами предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 370 «О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Правила предоставления целевых жилищных займов).
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» целевой жилищный заем - денежные средства, предоставляемые участнику НИС на возвратной безвозмездной или возвратной возмездной основе уполномоченным федеральным органом для приобретения жилого помещения (жилых помещений) под залог приобретаемого жилого помещения (жилых помещений), погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту.
Вигуро А.Г. обратился в ОАО «Сбербанк России», участвующий в программе ипотечного кредитования военнослужащих, за получением ипотечного кредита, и в ФГКУ «Росвоенипотека» за получением целевого жилищного займа.
27.02.2015 года на основании п. 2. ст. 14 Федерального закона между ФГКУ «Росвоенипотека» и Вигуро А.Г. был заключен договор целевого жилищного займа №..., предоставляемого участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Согласно условиям договора №... целевой жилищный заем предоставлялся в размере 1 437 236,38 руб. на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита №... от 27.02.2015, предоставленного ОАО «Сбербанк России», для приобретения в собственность Вигуро А.Г. жилого помещения, расположенного <адрес>, общей площадью 59 кв.м., состоящего из 2-х комнат, находящегося на 10 этаже, за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете Вигуро А.Г.; на погашение обязательств по ипотечному кредиту за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных (учитываемых) на именном накопительном счете Вигуро А.Г.
Всего за счет средств федерального бюджета Вигуро А.Г. для приобретения жилого помещения и погашения обязательств по ипотечному кредиту по договору целевого жилищного займа предоставлено 2 738 452, 08 рубля, из которых: 1 437 236,38 руб. - первоначальный внос, 1 301 215,70 руб. - ежемесячные платежи по кредиту.
Право собственности Вигуро А.Г. на квартиру <адрес> подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и свидетельством о государственной регистрации права №....
В соответствии с Правилами формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны РФ, федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 года № 89, в случае увольнения участника накопительно-ипотечной системы регистрирующий орган вносит в реестр запись об исключении военнослужащего из реестра с указанием реквизитов этих документов и направляет в уполномоченный федеральный орган (ФГКУ «Росвоенипотека») сведения об исключении военнослужащего из реестра по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом.
В силу п. 8 Правил ведения индивидуального накопительного счета, исключение военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы является основанием для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счета.
В соответствии с п. 74 Правил предоставления целевых жилищных займов в случае увольнения с военной службы участник обязан уведомить уполномоченный орган о факте своего увольнения в течение 5 рабочих дней со дня издания соответствующего приказа и сообщить полный почтовый адрес для направления материалов по взаиморасчетам с уполномоченным органом. Данное требование закона позволяет уполномоченному органу своевременно принимать меры для прекращения платежей по кредитным обязательствам уволенных военнослужащих.
В нарушение указанного положения закона и п. 2 Договора №... свою обязанность по уведомлению уполномоченного органа о своем увольнении Вигуро А.Г. не исполнил. В связи с чем, ФГКУ «Росвоенипотека» продолжало погашать его обязательства перед банком после возникновения оснований для исключения из реестра участников накопительно-ипотечной системы.
Из материалов дела усматривается, что датой увольнения Вигуро А.Г. с военной службы является <дата>, в связи с чем именной накопительный счет ответчика был закрыт.
В соответствии с п. 10 Правил формирования накоплений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 655 «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», при закрытии ИНС участника НИС, выбывающего из накопительно-ипотечной системы с правом на использование накоплений для жилищного обеспечения, уполномоченный федеральный орган определяет размер накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете на дату возникновения основания для исключения указанного военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы.
Накопления для жилищного обеспечения, учтенные на ИНС участника НИС после возникновения основания для исключения военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы, подлежат возврату в федеральный бюджет.
В результате перерасчета средств, подлежащих учету на именном накопительном счете Вигуро А.Г. на момент увольнения, у ответчика образовалась задолженность в размере 102 763 рублей 50 копеек, как разница между полагающимися накоплениями и суммой перечисленных денежных средств по кредиту (2 635 688,58 - 2 738 452,08) = 102 763.50 рублей.
В частности, сумма денежных средств, перечисленных истцом по договору №... на дату закрытия счета, составила 2 738 452,08 руб. Сумма денежных средств, полагающаяся Вигуро А.Г. с даты возникновения для включения в реестр участников НИС - <дата>, до даты исключения - <дата> из НИС составила 2 635 688,58 руб.
Согласно п. 77 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов при исключении из реестра участников участника, у которого возникли основания, предусмотренные пунктами 1,2 и 4 статьи 10 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», излишне перечисленные средства подлежат возврату уполномоченному органу без уплаты процентов.
В случае невозврата участником излишне перечисленных средств в течение 6 месяцев со дня направления уполномоченным органом участнику уведомления о возврате указанных средств участник со дня, следующего за днем истечения 6-месячного срока, уплачивает уполномоченному органу неустойку в виде пеней в размере 0,1 процента суммы остатка излишне перечисленных средств, подлежащих возврату, за каждый день просрочки.
В случае невозврата излишне перечисленных средств и начисленных пеней в течение 12 месяцев со дня направления участнику уведомления уполномоченный орган обращается в суд для взыскания долга и в течение 5 рабочих дней со дня такого обращения извещает об этом кредитора.
Такая же обязанность установлена пунктом 7 договора №... от 27.02.2015 - заемщик обязан возвратить средства целевого жилищного займа и (или) средства, учтенные на ИНС заемщика и перечисленные в погашение обязательств по кредитному договору после возникновения оснований для исключения Заемщика из реестра участников НИС.
20.08.2019 Вигуро А.Г. было направлено уведомление № НИС-3/2/9443 о поступлении в Учреждение сведений о дате возникновения оснований для исключения из реестра участников НИС с правом на использование накоплений и о наличии задолженности по договору займа с требованием о ее погашении и указанием реквизитов для перечисления денежных средств.
Согласно предоставленному расчету за период с 20.02.2020 по 09.12.2021 (658 дней) ответчику начислена пеня в размере 67 618,38 руб.
Проверив расчет основного долга и пени, суд находит его обоснованным и арифметически верным, так как он произведен в соответствии с условиями договора, подтвержден копиями карточек учета средств и расчетов, справкой ФГКУ "Росвоенипотека". Доказательств надлежащего исполнения Вигуро А.Г. взятых на себя обязательств в материалах дела не содержится.
Обосновывая заявленные требования, истец указал, что ответчик о факте своего увольнения, в соответствии с пунктом 74 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, своевременно не уведомил истца. Ввиду неисполнения своих обязанностей ответчиком по уведомлению ФГКУ "Росвоенипотека" о факте своего увольнения и только с получением 22.07.2019 сведений об исключении его из реестра участников НИС от федерального органа исполнительной власти, в котором ответчик проходил военную службу, с 30.07.2019 ФГКУ "Росвоенипотека" прекратило исполнение обязательств по ипотечному займу, а именной накопительный счет Вигуро А.Г. был закрыт, что и явилось причиной возникновения задолженности как разницы между суммой накоплений, на которую он имел право, и суммой денежных средств, предоставленных по договору целевого жилищного займа.
При рассмотрении спора суд учитывает, что суммы платежей, которые перечислены ФГКУ "Росвоенипотека" кредитному учреждению до и после увольнения ответчика с военной службы усматриваются из карточек учета средств и расчетов и соответствуют расчету цены иска. Доказательств принятия федеральным органом исполнительной власти решения о погашении суммы займа при увольнении участника НИС в материалы дела не предоставлено.
В силу ч. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Таким образом, в силу прямого указания закона уменьшение размера неустойки допускается лишь при явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 2 Определения от 21.12.2000 № 263-О, положения п. 1 ст. 333 ГК РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
При этом, судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение, а также не только имущественный, но и всякий иной, заслуживающий уважения, интерес ответчика.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм в их взаимосвязи, суд при определении размера подлежащей взысканию неустойки вправе применить пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизить ее размер в случае установления явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения ответчиком обязательств.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 69, 71, 75, 80 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
При взыскании неустойки с иных лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, правила ст. 333 ГК РФ могут применяться не только по заявлению должника, но и по инициативе суда, если усматривается очевидная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3,4 статьи 1 ГК РФ).
Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.
Принимая во внимание, что неустойка по своей природе носит компенсационный характер, учитывая размер задолженности по основному долгу, продолжительность допущенной ответчиком просрочки нарушения своих обязательств, отсутствие сведений о каких-либо негативных последствиях, наступивших у истца в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по договору, необходимость обеспечения баланса интересов сторон, суд приходит к выводу о несоразмерности начисленных истцом пени – 67 618,38 руб., и считает возможным снизить размер пени до 15 000 руб. При определении размера снижения неустойки, судом учтены пределы, установленные ч. 6 ст. 395 ГК РФ, ниже которых уменьшение не допускается.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
При обращении в суд с иском истец был освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 333.35 Налогового кодекса РФ.
Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается в соответствующий бюджет с ответчика, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины, пропорционально удовлетворенной части исковых требований (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй НК РФ).
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет муниципального образования «городской округ город Брянск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3555.27 рублей.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» к Вигуро Андрею Геннадьевичу о взыскании задолженности по договору целевого жилищного займа удовлетворить частично.
Взыскать с Вигуро Андрея Геннадьевича в пользу Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (ФКГУ «Росвоенипотека») задолженность по договору целевого жилищного займа №... от 27.02.2015 в размере 102 763,50 рублей – основной долг, 15 000 рублей пеня, всего взыскать 117 763 (сто семнадцать тысяч семьсот шестьдесят три) рубля 50 копеек.
В оставшейся части исковых требований отказать.
Взыскать с Вигуро Андрея Геннадьевича в бюджет муниципального образования «городской округ город Брянск» государственную пошлину в размере 3555,27 рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья С.В. Степонина
Резолютивная часть решения оглашена 13 декабря 2021 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2021 года.