Решение по делу № 2-318/2018 от 28.12.2017

Дело № 2-318/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Воркута Республика Коми 29 января 2018 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Бунякиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Осиповой К.А.,

с участием представителя истца адвоката Троцан А.Г.,

представителя ответчика Галкина М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербакова Сергея Витальевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии, возложении обязанности выплатить недоплату пенсии с учетом индексации на индексы роста потребительских цен,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии, возложении обязанности выплатить недоплату пенсии с учетом индексации на индексы роста потребительских цен. Просил суд обязать ответчика включить в стаж по Списку №1 периоды обучения в СПТУ №3 г.Воркуты с 01.09.1986 по 30.03.1989 года и отбытия наказания в виде исправительно-трудовых работ с 15.04.1993 по 03.05.1994 гг., периоды подготовки к профессиональной деятельности с 30.06.1989 по 02.10.1989, с 20.10.1997 по 24.10.1997, с 23.09.2002 по 20.12.2002, 04.04.2003 по 07.05.2003, в июле 1987 года 3 дня, июле 1989 года 2 дня, с 07.07.1997 по 10.07.1997, период работы по договорам в ООО «КМС и К» с 24.05.2002 по 30.09.2002, с 01.10.2002 по 21.12.2004 г., забастовки с 01.11.2002 по 01.02.2003 года, обязать ответчика назначить ему пенсию по пп.1 ч.1 ст. 30 и ст. 33 п.2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 15 августа 2017 года и выплатить недоплату пенсии с 15 августа 2017 года по день вынесения решения суда с учетом индексации по индексам потребительских цен по Республике Коми. В обоснование иска указал, что ответчик незаконно исключил из специального стажа указанные выше периоды. Считает, что с учетом спорных периодов он имеет право на назначение пенсии по пп.1 ч.1 ст. 30 и ст. 33 п.2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 15 августа 2017 года.

Ответчик в отзыве на иск указал, что спорные периоды исключены из специального стажа истца в силу закона. Стаж по Списку №1 истца составляет 7 л. 01 м. 05 дн. в льготном исчислении, в связи с чем истец не имеет права на пенсию. Период отбывания наказания учтен в специальный стаж, при этом период работы с 12.10.1992 по 12.07.1995 гг. не относится к специальному стажу по Списку №1. Периоды работы в ООО «КМС и К» учтены в стаж истца по выписке из ИЛС. Индексация по индексам потребительских цен не предусмотрена пенсионным законодательством, поскольку содержит иной механизм индексации пенсии. В удовлетворении исковых требований просит отказать.

Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в рассмотрении дела не принимал, направил представителя. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца.

Представитель истца поддержала иск по доводам, изложенным в нем.

Представитель ответчика иск не признал по доводам отзыва.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы отказного пенсионного дела, суд приходит к следующему.

Истец 15 августа 2017 г. обратился к ответчику за назначением пенсии по пп.1 ч.1 ст. 30 и ч.2 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением от 19.10.2017 г. в назначении пенсии отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа. Из таблицы трудовой деятельности, имеющейся в материалах отказного пенсионного дела и указанного решения следует, что страховой стаж истца составил 23 г. 08 м. 12 дн., стаж по Списку №1 05 л. 06 м. 06 дн., в льготном исчислении 7 л. 01 м. 05 дн., стаж работы в РКС 23 г. 01 м. 10 дн.

В силу пп.1 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Согласно ч.2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. Таким образом, для назначения пенсии истцу с 15 августа 2017 года необходимо было иметь специальный стаж по Списку №1 не менее 10 лет и стаж в РКС не менее 15 лет.

Согласно п.2, 3 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Правительством РФ 16.07.2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", вступившее в силу с 1 января 2015г., пунктом 3 которого предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно трудовой книжки в период с 12.10.1992 истец работал слесарем по ремонту оборудования по 3-у разряду в мех. цехе в ШСУ №3 комбината ПШС, 05.10.1993 был переведен доставщиком крепежных материалов в шахту, 12.07.1995 г. был уволен из ШСУ №3 комбината ПШС. Из трудовой книжки истца также следует, что с 15.04.1993 по 03.05.1994 истец отбывал наказание в виде исправительных работ, в связи с чем, данный период исключен из общего и непрерывного стажа. Из таблицы трудовой деятельности следует, что период работы с 05.10.1993 по 14.02.1995 включен ответчиком в специальный стаж по Списку №2.

Доставщики крепежных материалов в шахту пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку №2 (2010100а-11891), при этом слесари по ремонту оборудования по 3-у разряду в мехцехе в ШСУ №3 комбината ПШС правом на льготное пенсионное обеспечение ни по Списку №1, ни по Списку №2 не пользуются. Поскольку периоды работы, которые предшествовали исправительным работам и следовали за ними, не являются специальным стажем по Списку №1, суд приходит к выводу о том, что требования Щербакова С.В. о включении в специальный стаж по Списку №1 периода отбытия наказания в виде исправительно-трудовых работ с 15.04.1993 по 03.05.1994 гг. удовлетворению не подлежат.

Из таблицы трудовой деятельности следует, что из специального стажа истца исключен период учебы в СПТУ-3 г.Воркуты. По данным трудовой книжки, имеющейся в пенсионном деле и копии диплома, имеющейся в материалах гражданского дела следует, что в период с 01.09.1986 по 30.03.1989 гг. истец обучался в среднем профессионально-техническом училище № 3 г.Воркуты по специальности электрослесарь подземный. Согласно таблице трудовой деятельности указанный выше период обучения в СПТУ №16 по специальности электрослесарь подземный исключен ответчиком из специального стажа истца. Из трудовой книжки следует, что с 30.06.1989 г. по 15.02.1991 г. истец работал на шахте «Октябрьская» в должности подземного горнорабочего, который зачтен ответчиком в специальный стаж, дающий право на пенсию по пп.1 ч.1 ст. 30 и по пп.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии с подпунктом «з» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. №590, действовавшем в период обучения истца в СПТУ, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.

Согласно подпункту «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590 утратило силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с 01.01.1992 года.

Учитывая, что истец изначально 01.09.1986 г. поступил в СПТУ-16 г.Воркуты для обучения по профессии электрослесарь подземный. Фактически в период действия Постановления Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590 работал в должности подземный горнорабочий на шахте «Октябрьская» с 30.06.1989 по 15.02.1991 г., указанный период включен ответчиком как в специальный стаж по Списку №1, так и в стаж, дающий право на пенсию по пп.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд считает, что правила, содержащиеся в Положении от 03 августа 1972 г. N 590, подлежат применению в данном случае. Таким образом, на период обучения истца с 01.09.1986 по 30.03.1989 г. в СПТУ-3 г.Воркуты по специальности электрослесарь подземный действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения. Соответственно, вышеназванный период обучения истца с 01.09.1986 по 30.03.1989 г. в СПТУ-3 г.Воркуты подлежит включению в специальный стаж по Списку №1, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Из таблицы трудовой деятельности следует, что в периоды с 30.06.1989 по 02.10.1989, с 20.10.1997 по 24.10.1997, с 01.11.2002 по 20.12.2002, с 07.07.1997 по 10.07.1997 гг. истец обучался на курсах повышения квалификации в УКК, при этом указанные периоды исключены ответчиком из специального стажа по Списку №1.

В силу пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков; периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчик обоснованно исключил из специального стажа истца периоды проезда к месту отдыха и обратно.

В соответствии с § 6 Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах, согласованных с Госстроем СССР 27.09.1972 г. и с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности 15.11.1972 г., утвержденных Министерством угольной промышленности СССР 14.12.1972 г. и Госгортехнадзором СССР 26.12.1972 г.: «Все рабочие, поступающие на шахту, а также переводимые на работу по другой профессии, должны быть предварительно обучены технике безопасности и промышленной санитарии по утвержденным Минуглепромом СССР и согласованным с Госгортехнадзором СССР программам при учебных пунктах шахт с отрывом от производства и обязательной сдачей экзаменов. Продолжительность предварительного обучения устанавливается: - для рабочих, поступающих на подземные работы, ранее не работавших на шахтах, -10 дней, ранее работавших на шахтах - 5 дней и переводимых на работу по другой профессии - 2 дня; - для рабочих поверхности, ранее не работавших на шахтах, - 3 дня, ранее работавших на шахтах -1 день».

Согласно ст. ст. 27, 28 Закона 173-ФЗ от 17.12.2001г. граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как в соответствии со ст.112 КЗоТ РФ, так и в соответствии со ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, учитывая, что для прохождения курсов повышения квалификации истец направлялся работодателем на учебу в связи с его профессиональной деятельностью, без чего не мог быть допущен к работе, в указанные периоды за истцом сохранялась заработная плата и уплачивались взносы в Пенсионный фонд, периоды прохождения техминимумов, обучения на курсах подлежат включению в специальный стаж работы истца.

Из справок, имеющихся в материалах дела следует, что в периоды курсов повышения квалификации истцу выплачивался средний заработок. Следовательно, с учетом указанных выше норм указанные выше периоды курсов повышения квалификации с 30.06.1989 по 02.10.1989, с 20.10.1997 по 24.10.1997, с 01.11.2002 по 20.12.2002, с 07.07.1997 по 10.07.1997 подлежат включению в специальный стаж истца по Списку №1. При этом периоды подготовки к профессиональной деятельности в июле 1987 года 3 дня, июле 1989 года 2 дня, с 04.04.2003 по 07.05.2003 не подлежат повторному включению в специальный стаж по Списку №1, поскольку период с 04.04.2003 по 07.05.2003 самостоятельно включен ответчиком в специальный стаж по Списку №1, а периоды в июле 1987 года 3 дня, июле 1989 года 2 дня, включены в специальный стаж по Списку №1 настоящим решением.

В исковом заявлении Щербаков С.В. просил включить в специальный стаж по Списку №1 периоды работы в ООО «КМС и К» с 24.05.2002 по 30.09.2002, с 01.10.2002 по 21.12.2004 г., забастовку с 01.11.2002 по 01.02.2003 года. Из трудовой книжки истца следует, что 06.08.2001 он был принят в ООО «КМС и К» слесарем по ремонту оборудования, 01.06.2002 переведен горнорабочим подземным с полным подземным рабочим днем, 01.10.2002 переведен на горный участок проходчиком с полным подземным рабочим днем, 21.12.2004 года.Из представленной истцом справки (л.д. 25) следует, что работодателем периоды работы с 01.06.2002 по 30.09.2002 г. в качестве горнорабочего подземного с полным подземным рабочим днем, и с 01.10.2002 по 21.12.2004 года в качестве проходчика с полным подземным рабочим днем отнесены к специальному стажу по Списку №1.

Поскольку приказ о переводе истца на должность горнорабочего подземного с полным подземным рабочим днем был издан 24.05.2002, а фактически истец был переведен на указанную должность 01.06.2002, о чем имеется запись в трудовой книжке, суд приходит к выводу о том, что ответчик обоснованно включил в специальный стаж по Списку №1 период работы истца в ООО «КМС и К» с 01.06.2002 года.

Из справки (л.д. 25) следует, что в период с 01.11.2002 по 01.02.2003 имела место забастовка. Согласно ст.398 Трудового Кодекса РФ забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

По нормам ст.414 Трудового Кодекса РФ на время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг). Таким образом, сохранение рабочего места и должности является гарантией, предусмотренной нормами трудового законодательства, для работника, принявшего участие в забастовке, и регламентирует отношения между работником и работодателем, но при этом указанная гарантия не имеет отношения и не может быть применена для регулирования прав работника в сфере пенсионного обеспечения.

Норма части первой статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в части первой статьи 56 того же Кодекса, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как следует из содержания части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Поскольку истцом не представлено, а судом не добыто доказательств, свидетельствующих о том, что забастовка в спорный период не проводилась, либо проводилась незаконно, в материалы дела представлена справка, выданная ООО «КМС и К» из которой следует, что в период с 01.11.2002 по 01.02.2003 гг. имела место забастовка, действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение забастовок в специальный стаж по Списку №1, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований о включении периода забастовки с 01.11.2002 по 01.02.2003 в специальный стаж по Списку №1 следует отказать.

Вместе с тем, из представленной истцом справки следует, что в период с 01.01.2004 по 31.03.2004 г. истец работал в ООО «КМС и К» в качестве проходчика, каких-либо отвлечений за указанный период не имел, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что период работы истца в ООО «КМС и К» в качестве проходчика с 01.01.2004 по 31.03.2004 г подлежит включению в специальный стаж по списку №1.

Поскольку настоящим решением в специальный стаж по списку №1 включены периоды работы истца в ООО «КМС и К» в качестве проходчика с 01.01.2004 по 31.03.2004 г., а также период обучения на курсах с 01.11.2002 по 20.12.2002 г., остальные периоды работы истца в ООО «КМС и К» самостоятельно включены ответчиком в специальный стаж по Списку №1, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований о повторном включении в специальный стаж периода работы в ООО «КМС и К» с 24.05.2002 по 30.09.2002, с 01.10.2002 по 21.12.2004 г. следует отказать.

С учетом частичного включения спорных периодов стаж работы истца по Списку №1 в льготном исчислении составляет более 10 лет, в связи с чем, у истца возникло право на назначении пенсии по пп.1 ч.1 ст.30 и ч.2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 15 августа 2017 года. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца о назначении пенсии по пп.1 п.1 ст.30 и ч.2 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и выплате недоплаты пенсии подлежат удовлетворению с 15 августа 2017 года по 31 января 2017 года.

Истец в исковом заявлении просит выплатить недоплату пенсии в связи с перерасчетом пенсии с индексацией на индексы роста потребительских цен по Республике Коми. Действующим пенсионным законодательством и законодательством Республики Коми не предусмотрены специальные нормы позволяющие производить индексацию недоплаты пенсии в связи с перерасчетом на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Вместе с тем правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением регулируются специальными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ) и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон № 400-ФЗ). Согласно пункту 6 статьи 17 Закона № 173-ФЗ размер страховой части пенсии (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии), частью 6 статьи 16 и части 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ индексируется (повышается, корректируется) с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Право определять коэффициент индексации, а также ее периодичность предоставлено Правительству Российской Федерации.

В силу пункта 6 статьи 17 Закона № 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии) индексировались в следующем порядке: при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 процентов -один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября; при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 процентов за каждое полугодие - один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта; в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 процентов -один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с подпунктами 1 и 2 настоящего пункта; коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период; в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца за этот же год (подпункты 1 - 3 настоящего пункта), с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии (с учетом ранее произведенной индексации) не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.

Согласно части 6 и часть 7 Статья 16 Закона № 400-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год. Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке: 1) с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год; 2) c 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату. В случае, если установленная в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона стоимость пенсионного коэффициента превысит размер стоимости пенсионного коэффициента, установленной в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона, с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на указанную разницу. Указанная правовая позиция согласуется с определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 77-КГ15-10.

Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"). На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Основные социально-демографические группы населения - трудоспособное население, пенсионеры, дети (ст. 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"). В соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2013 г. № 56 утверждены Правила исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" определено, что величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 этой статьи) устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных п. 4 этой статьи) - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Во исполнение данной нормы Правительство Российской Федерации ежегодно устанавливает величину прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации. С учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год Правительство Российской Федерации, реализуя в соответствии со статьей 17 Закона № 173-ФЗ, статьей 16 и статьей 18 Закона № 400-ФЗ предоставленное ему полномочие, ежегодно утверждает постановлениями коэффициент индексации страховых пенсий и поручает Пенсионному фонду Российской Федерации проинформировать свои территориальные органы о размере коэффициента для увеличения соответствующих пенсий.

Из приведенных нормативных положений следует, что законом установлен механизм индексации страховых пенсий, то есть их увеличение в связи с ростом стоимости потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Посредством индексации страховых пенсий обеспечивается жизнедеятельность пенсионера, поддерживается покупательная способность его доходов, а также возможность нести расходы по обязательным платежам и сборам, оплачивать услуги. Коэффициент индексации страховых пенсий устанавливается исходя из удорожания стоимости потребительской корзины, при определении которой уполномоченным органом учитываются инфляционные процессы.

УПФР в г. Воркуте Республики Коми и Щербаков С.В. не являются субъектами гражданских правоотношений. Пенсионный орган в спорных правоотношениях является лицом, уполномоченным законом на осуществление из средств федерального бюджета пенсионного обеспечения в целях, как указано в статье 2 Закона № 173-ФЗ и статье 3 Закона № 400-ФЗ, компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности. Таким образом, спорные отношения являются по своему содержанию пенсионными и регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере пенсионного обеспечения, в том числе Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях», следовательно, к требованиям истца о возмещении убытков не могут быть применены положения ст. 15 ГК РФ.

Поскольку действующим пенсионным законодательством и законодательством Республики Коми не предусмотрены специальные нормы позволяющие производить индексацию недоплаты пенсии на индексы роста потребительских цен по Республике Коми, пенсионное законодательство включает в себя иной механизм индексации пенсии, который ответчиком не нарушен, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований об индексации недоплаты пенсии на индексы роста потребительских цен по Республике Коми следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми включить в специальный стаж по Списку №1 Щербакову Сергею Витальевичу периоды обучения в СПТУ №3 г.Воркуты с 01.09.1986 по 30.03.1989 года, периоды подготовки к профессиональной деятельности с 30.06.1989 по 02.10.1989, с 20.10.1997 по 24.10.1997, с 01.11.2002 по 20.12.2002, с 07.07.1997 по 10.07.1997, период работы в ООО «КМС и К» в качестве проходчика с 01.01.2004 по 31.03.2004 г., назначить ему пенсию по пп.1 ч.1 ст. 30 и ст. 33 п.2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 15 августа 2017 года и выплатить недоплату пенсии с 15 августа 2017 года по 31 января 2018 года включительно с учетом индексации предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В удовлетворении исковых требований Щербакова Сергея Витальевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о включении в специальный стаж по Списку №1 периода исправительно-трудовых работ с 15.04.1993 по 03.05.1994, подготовки к профессиональной деятельности в июле 1987 года 3 дня, июле 1989 года 2 дня, с 04.04.2003 по 07.05.2003, периода работы в КМС и К с 24.05.2002 по 30.09.2002, с 01.10.2002 по 21.12.2004 г., забастовки с 01.11.2002 по 01.02.2003 года, индексации недоплаты пенсии по индексам потребительских цен по Республике Коми – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 03 февраля 2018 года.

Председательствующий судья Е.А. Бунякина

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

2-318/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Щербаков С.В.
Щербаков Сергей Витальевич
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
28.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2017Передача материалов судье
09.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2018Судебное заседание
03.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее