Решение по делу № 2-3811/2021 от 09.09.2021

ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

дело № 92RS0002-01-2021-005263-26производство № 2-3811/2021

24 ноября 2021 года                                                    город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Моцного Н.В.,

при помощнике судьи Касьяновой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Большакова Сергея Валериевича, Василенко Владимира Николаевича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании распоряжения незаконным;

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Полищук Любовь Ивановна,

у с т а н о в и л:

В сентябре 2021 года Большаков С.В. и Василенко В.Н. обратились в суд с исковым заявлением, в котором просили признать незаконным и отменить распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя № 7797-РДЗ от 24.12.2020 года об отмене распоряжения № 6657-РДЗ от 18.07.2019 года о предоставлении в собственность Полищук Л.И. бесплатно земельного участка из земель категории: «земли населенных пунктов», с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 300,00 кв.м., с видом разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1).

Требования мотивированы тем, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя № 6657-РДЗ от 18.07.2019 года Полищук Л.И. предоставлен в собственность бесплатно указанный земельный участок. На основании указанного распоряжения № 6657-РДЗ от 18.07.2019 года Полищук Л.И. 24.07.2019 года зарегистрировала в Едином государственном реестре недвижимости за право собственности на земельный участок.

16 августа 2019 года указанный земельный участок по ? доли приобретен истцами на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи серии 92 АА № 0596810, регистрационный номер 92/53-н/92-2019-2-1607.

В соответствии с указанным договором купли-продажи за            Большаковым С.В. и Василенко В.Н., Управлением регистрации права и кадастра г. Севастополя зарегистрировано право общедолевой собственности по ? доли за каждым на земельный участок. В последующем, истцам стадо известно, что распоряжением № 7797-РДЗ от 24.12.2020, в котором без указания каких-либо оснований, ссылаясь лишь на представление прокуратуры города Севастополя от 19.10.2020 года № 7-46-2020, было отменено ранее вынесенное распоряжение № 6657-РДЗ от 18.07.2019 года о предоставлении в собственность Полищук Л.И. земельного участка.

По мнению истцов, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя оспариваемым распоряжением фактически оспорил во внесудебном порядке право собственности на ранее предоставленный своим же распоряжением в собственность земельный участок. Оспариваемое распоряжение фактически направленно на прекращение права собственности Полищук Л.И., и как следствие Большакова С.В., Василенко В.Н., что не допустимо во внесудебном порядке.

В судебное заседание истцы Большаков С.В. и Василенко В.Н. не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, судебная корреспонденция возвращена по истечению срока хранения в отделении связи, воспользовались правом ведения дела в суде через представителя.

Представитель истов Коваль А.Н. согласно поданному заявлению просил рассматривать дело в его отсутствие, доводы иска поддержал.

Департамент по имущественным и земельным отношениям                                 г. Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном порядке, явку представителя не обеспечил, о причинах неявки не известил, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Полищук Л.И. о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке, судебная корреспонденция возвращена по истечению срока хранения в отделении связи, в связи с чем её неявка не препятствует рассмотрению дела.

Исследовав доводы иска и материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 мая 2011 г. № 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в ст. 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

Согласно п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Таким образом, органы местного самоуправления не могут отменять свои предыдущие решения, вносить в них изменения, если в соответствии с предписаниями этих решений возникли правоотношения, связанные с реализацией определенных субъектных прав и охраняемых законом интересов, и субъекты этих правоотношений возражают против их изменения или прекращения.

Поскольку указанные решения являются ненормативными правовыми актами одноразового применения, которые исчерпали свое действие фактом их выполнения, они не могут быть в дальнейшем отменены органом местного самоуправления.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

По общему правилу, установленному в статье 8.1 ГК РФ зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

Установлено, что Большаков С.В. и Василенко В.Н. в настоящее время являются собственниками по ? доли в праве собственности каждого на земельный участок по адресу: город Севастополь, <адрес>, кадастровый на основании договора купли – продажи земельного участка от 16.08.2019 года.

Указанный земельный участок был предоставлен в собственность Полещук Л.И. распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 6657-РДЗ от 18.07.2019 года «О предоставлении гражданину РФ Полищук Любовь Ивановне в собственность земельного участка, расположенного по адресу:                                     г. Севастополь, <адрес>, площадью 300 кв.м.», которое было принято на основании заявления Полищук Л.И. о предоставлении в собственность указанного земельного участка, решения Севастопольского городского совета о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству ОК ЖСТИЗ «Благополучный» (на разработку проекта отвода), кадастрового паспорта земельного участка. Указанное распоряжение явилось основанием для государственной регистрации права собственности Полищук Л.И. на указанное недвижимое имущество.

Как следует из материалов дела Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя при передаче в собственность земельного участка Полищук Л.И., по которому имеется решения на разработку проекта землеустройства, руководствовался Порядком передачи в собственность земельных участков, в отношении которых до 21.03.2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденным постановлением Правительства Севастополе от 01.02.2016 № 25-ПП (с внесёнными изменениями).

Так, согласно п. 5 Порядка заинтересованное лицо обращается с заявлением о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган. Пунктом 6 указанного Порядка определяет перечень документов которые прилагаются к заявлению, а именно:

-копия документа подтверждающего личность гражданина;

-копия решения органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству;

-кадастровый паспорт земельного участка;

-копия землеустроительной документации, разработанной до 21 марта 2014 года относительно предоставления испрашиваемого земельного участка (при ее наличии).

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что с целью рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка, уполномоченный орган в течение 15 дней с момента получения заявления заинтересованного лица совершает следующие действия:

1) направляет запрос в архивные учреждения, органы государственной власти города Севастополя, обеспечивающие хранение соответствующих архивных материалов с целью разрешения вопроса о подлинности решения органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству;

2) направляет запросы в адрес исполнительных органов государственной власти города Севастополя в сфере охраны объектов культурного наследия, в сфере экологии и природопользования, в сфере лесных и охотничьих отношений с целью разрешения вопроса об отнесении испрашиваемого земельного участка к лесным участкам, участкам, расположенным в пределах особо охраняемых территорий.

Также пунктом 9 Порядка предусмотрено, что уполномоченный орган вправе направлять запросы в иные исполнительные органы государственной власти города Севастополя и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации государственной и муниципальной формы собственности с целью получения информации об объектах, в том числе инженерной инфраструктуры, расположенных на испрашиваемом земельном участке.

В соответствии с пунктом 10 Порядка при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы.

Согласно ч. 6 ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей является:

- нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов;

- несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.

При подаче заявления Полищук Л.И. предоставлены все необходимые документы и у Департамента не имелось на момент предоставления его в собственность возражений против его передачи.

Таким образом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя действовал в соответствии с Законом                  № 46-ЗС и Порядком, утвержденным постановлением Правительства Севастополе от 01.02.2016 № 25-ПП, как следствие оснований для отказа в передачи в собственность земельного участка гражданину Полищук Л.И. - члену ЖСК «Благополучный» у административного ответчика отсутствовали и было принято распоряжение № 6657-РДЗ от 18.07.2019 года «О предоставлении гражданину РФ Полищук Л.И. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 300 кв.м.».

Как следствие, у ответчика также отсутствовали законные основания для его отмены во внесудебном порядке.

Согласно ст. 56 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.

В ходе рассмотрения дела ответчиком суду не представлено доказательств, свидетельствующих о законности принятия распоряжения                  № 7797-РДЗ от 24.12.2020 года «Об отмене распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 18.07.2019 года № 6657-РДЗ».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании незаконным распоряжения административного ответчика                           № 7797-РДЗ от 24.12.2020 года незаконным и его отмене являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку право собственности на момент издания оспариваемого распоряжения было зарегистрировано, отмена распоряжения о предоставлении в собственность земельного участка не влечет прекращения права собственности, суд приходит к выводу, что государственный орган не может собою подменять судебные органы. Отмена распоряжения государственного органа о предоставлении в собственность земельного участка влечет за собою соответствующие права и обязанности у лиц, за которыми зарегистрировано право собственности на земельный участок, а принудительное прекращение права собственности может быть только по решению суда.

Таким образом, распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отмене своего же распоряжения о предоставлении в собственность земельного участка при наличии зарегистрированного права собственности на него не может быть признано законным.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Большакова Сергея Валериевича, Василенко Владимира Николаевича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании распоряжения незаконным - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя № 7797-РДЗ от 24.12.2020 года об отмене распоряжения № 6657-РДЗ от 18.07.2019 года о предоставлении в собственность гражданке Российской Федерации Полищук Любовь Ивановне бесплатно земельного участка из земель категории: «земли населенных пунктов», с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 300 кв.м., с видом разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1).

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Мотивированный текст решения изготовлен 29.11.2021 года.

Председательствующий по делу

судья                                                      /подпись/                  Н.В. Моцный

Решение не вступило в законную силу

Копия верна:

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                                                Н.В. Моцный

2-3811/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Большаков Сергей Валериевич
Василенко Владимир Николаевич
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Полищук Любовь Ивановна
Коваль Александр Николаевич
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Моцный Николай Владимирович
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
09.09.2021Регистрация административного искового заявления
10.09.2021Передача материалов судье
13.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2021Судебное заседание
24.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее