РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 20 февраля 2019 г.
ФИО1-Булагатский районный суд <адрес> в составе судьи Черкашиной Д.С., при секретаре Булгатовой Т.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Эхирит-Булагатского района в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к № о возложении обязанности выполнить мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объекта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Эхирит-Булагатского района обратившись с исковым заявлением к № обоснование заявленных требований, с учетом их уточнения, указал следующее.
Прокуратурой района проведена проверки исполнения № требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, в ходе которой установлено следующее.
№ присвоена 3 категория опасности. В нарушение установленных требований антитеррористической защищенности, здание школы не оснащено системой экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации. Имеющаяся система видеонаблюдения недостаточна, так как она не охватывает все эвакуационные выходы, архивирование и хранение данных осуществляется только в течение 10 дней. <адрес> в феврале 2018 года внесено представление мэру об устранении нарушения требований законодательства, однако до настоящего времени выявленные нарушения закона ни учредителем, ни образовательным учреждением, фактически не устранены.
На основании изложенного, указывая, что выявленные нарушения нарушают права несовершеннолетних на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении, бездействие ответчика способствует возникновению угрозы незаконного посягательства на деятельность учреждения, ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий),утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1235, ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, ФИО1 просил суд МОУ Захальская СОШ выполнить мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объекта, а именно:
1) оснастить здание системой экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации;
2) установить 2 камеры видеонаблюдения снаружи здания школы, обеспечить архивирование и хранение данных со всех камер видеонаблюдения в течение одного месяца.
Установить срок исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Саватеев И.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО4, представитель МО «ФИО1-<адрес>» ФИО5 против исковых требований в части установления системы экстренного оповещения возражали, в обоснование возражений указали, что нормативных требований к системе экстренного оповещения в настоящее время не имеется. Нет требований, что оповещение должно быть именно речевым. Анализ нормативных требований, изложенных в п. 28 и п. 39 Требований к антитеррористической защищенности позволяет прийти к выводу, что единственной целью оповещения является своевременная эвакуация. Здание оснащено автоматической пожарной сигнализацией, установлены световые оповещатели «Выход».
Суд, выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 7 названной статьи образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации провозглашается обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которое вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ и которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Согласно п. 22 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия:
а) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
б) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
г) проведение с работниками объектов (территорий) инструктажа и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;
д) оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий);
е) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;
ж) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
з) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
и) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
к) осуществление мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
л) оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
м) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Приказом министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2-мпр (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Стандарт безопасности в государственных общеобразовательных организациях <адрес>, муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории <адрес>.
Согласно п. 31 Стандарта территория общеобразовательной организации должна быть ограждена забором (высотой от 1,5 метра).
Согласно п. 33 Стандарта, наличие физической охраны в общеобразовательной организации, осуществляемой охранными организациями (подразделениями ФГУП "Охрана" МВД России по <адрес> либо частными охранными организациями, имеющими лицензию на ведение охранной деятельности), или иными лицами, состоящими в штате общеобразовательной организации.
Согласно п. 22 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляется оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно п.28 Требований, система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Система оповещения является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.
Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории).
В силу п. 32 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
Согласно Уставу, учреждение является юридическим лицом.
Из Акта выездной прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что видеокамер не достаточно, так как всего две камеры внешнего обзора. Хранение данных осуществляется в течение 10 дней. Здание не оснащено системой экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации.
Из акта обследования и категорирования, следует, система что в здании отсутствует система оповещения и управления эвакуацией, установлена автоматическая пожарная сигнализация. Рекомендовано установить дополнительно видеокамеры снаружи здания.
Согласно паспорту безопасности объекта архивирование и хранение данных видеокамер осуществляетсяв течение 10 дней.
Указанные обстоятельства ответчиком и представителем МО «ФИО1-<адрес>» не оспариваются.
При таких обстоятельствах, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждений во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд считает исковые требования ФИО1 обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Относительно установки системы экстренного оповещения, суд находит указанное требование обоснованным. Согласно п. 28 Требований система оповещения должна обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории).
Доводы представителя ответчика о необоснованности заявленного требования об установке системы экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации по мотивам использования иных средств оповещения в данных целях, судом отклоняются.
Требование о наличии системы экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации прямо следует из п. 22 вышеприведенных Требований. Данные требования, действительно не регламентируют технические характеристики экстренного оповещения. Однако доводы представителя ответчика о возможности использования в качестве системы экстренного оповещения системы автоматической пожарной сигнализации, не могут быть приняты судом для выводов о наличии такой системы оповещения. Этот вопрос о достаточности либо недостаточности, не входит в данном случае в компетенцию суда. И может быть разрешен при исполнении судебного решения, путем согласования данного вопроса со всеми субъектами профилактики терроризма и экстремизма.
Обсуждая срок исполнения судебного решения, суд находит, что с учетом финансового положения образовательного учреждения, исполнение заявленных требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным. При этом, суд принимает во внимание доводы представителя третьего лица о том, что бюджет на 2019 года принят, а совокупные финансовые средства на исполнение требований ФИО1 по всем образовательным учреждениям составляют более 38 млн. рублей.
С учетом изложенного, суд считает необходимым установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок позволит заложить средства в бюджет на 2020 год и провести соответствующие работы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района Иркутской области к № удовлетворить.
Обязать № выполнить мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объекта, а именно:
1) оснастить здание системой экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации;
2) установить 2 камеры видеонаблюдения снаружи здания школы, обеспечить архивирование и хранение данных со всех камер видеонаблюдения в течение одного месяца.
Установить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение месяца со дня вынесения путем подачи жалобы через ФИО1-Булагатский районный суд.
Судья Д.С. Черкашина
Копия верна: судья Д.С. Черкашина