№ 33-3-5809/2024
УИД 26RS0002-01-2024-000706-69
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ставрополь 17 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего Калоевой З.А.,
судей Загорской О.В., Куцурова П.О.,
при секретаре судебного заседания Семенюк В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика в лице представителя – руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя Бенедюк Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22.03.2024 по гражданскому делу по иску Яковенко Д.В. к Администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании права собственности на земельный участок,
заслушав доклад судьи Загорской О.В.,
установила:
Яковенко Д.В. (далее – истец) обратился в суд с иском к Администрации
г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом
г. Ставрополя (далее – КУМИ г. Ставрополя), в котором просил:
признать за Яковенко Д.В. право собственности на земельный участок № 407 с кадастровым номером <…890>, площадью 600 кв.м, расположенный в СНТ «Домостроитель» г. Ставрополь.
Иск мотивирован тем, что 19.10.2023 истец обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка № 407 с кадастровым номером <…890>, площадью 600 кв.м, в садоводческом некоммерческом товариществе «Домостроитель» (СНТ «Домостроитель»).
Письмом от 20.12.2023 № 08/15-14487 администрация города Ставрополя отказала истцу в оказании данной муниципальной услуги.
Истец указывает, что на общем собрании членов садоводческого товарищества «Домостроитель» в 2003 году истца приняли в члены СТ «Домостроитель» и закрепили земельный участок № 407, площадью 600 кв.м, что подтверждается выпиской из протокола общего собрания членов СТ «Домостроитель» от 02.10.2023.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок № 407 имеет кадастровый номер <…890> и на данный момент не за кем не закреплен.
Задолженности перед СНТ «Домостроитель» истец не имеет, членские взносы оплачивает регулярно.
Указывает, что ранее данный земельный участок выделялся Инячко В.Г., однако Инячко В.Г. в 1999 году отказался от земельного участка № 407, в связи с чем было вынесено Постановление главы администрации города Ставрополя
№ 2384 от 31.05.1999.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.07.2023 граница земельного участка <…890> установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Указывает, что согласно выписке из ЕГРН от 24.07.2023, спорный земельный участок с кадастровым номером <…890>, расположен в границах СНТ «Домостроитель», дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 10.12.2005, площадь 600 кв.м, сведения о регистрации прав отсутствуют. Согласно плану организации и застройки СНТ «Домостроитель», земельный участок № 407, входит в территорию СНТ «Домостроитель».
Постановлением главы администрации города Ставрополя от 24.12.1993
№ 2044 «О регистрации садоводческого товарищества «Домостроитель» садоводческое товарищество «Домостроитель» зарегистрировано на земельном участке площадью 75, 85 га, в связи, с чем 24.12.1993 земельному участку присвоен кадастровый номер <…148>.
Как следует из Единого государственного реестра юридических лиц, СНТ «Домостроитель» образовано и зарегистрировано 24.12.1993, т.е. до вступления в силу Земельного кодекса РФ.
Испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом не установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в его предоставлении Яковенко Д.В.
Просил исковые требования удовлетворить.
Решением суда от 22.03.2024 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - руководитель Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя Бенедюк Н.В. просит обжалуемое решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправильность произведенной судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела.
Указывает, что в соответствии с выпиской из протокола общего собрания членов садоводческого товарищества «Домостроитель» от 08.10.2013 № 7 за истцом закреплен земельный участок № 407.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 06.12.2023 № КУВИ-001/2023-273495683 граница земельного участка № 407 с кадастровым номером <…890> не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.
Также в представленном комплекте документов отсутствует схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем, предусмотренная пунктом 2.8 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ).
Проект межевания территории СНТ «Домостроитель» также отсутствует.
Постановлением главы администрации города Ставрополя Ставропольского края от 24.12.1993 № 2044 «О регистрации садоводческого товарищества «Домостроитель» садоводческое товарищество «Домостроитель» зарегистрировано на земельном участке, площадью 75,85 га.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 указанного постановления на правление садоводческого товарищества «Домостроитель» возложена обязанность оформить свидетельство на право пользования земельным участком.
Однако, свидетельство на право пользования данным земельным участком оформлено не было.
Таким образом, полагает, что имеющиеся сведения не позволяют сделать вывод о том, что испрашиваемый земельный участок образуется из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Закона № 137-ФЗ некоммерческой организации, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация.
Полагает, что земельный участок не соответствует в совокупности условиям, предусмотренным п. 2.7 ст. 3 Закона № 137-ФЗ.
Кроме того, представленная копия документа, удостоверяющего личность, не заверена должным образом, в связи с чем не представляется возможным провести правовую экспертизу данного документа
Учитывая вышеизложенное, полагает, что правовых оснований для предоставления спорного земельного участка в СНТ «Домостроитель» для ведения садоводства в собственность бесплатно, у комитета не имеется.
Просит решение суда от 22.03.2024 отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Истец Яковенко Д.В., представители ответчиков Администрации
г. Ставрополя, КУМИ г. Ставрополя, третьего лица СНТ «Домостроитель», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, участия в нем не принимали, об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания либо заявлений о рассмотрении дела в свое отсутствие не подавали.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст.ст. 117, 167, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению
(ст. 196 ГПК РФ).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4
ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч. 1 ст. 36); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36).
Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона № 122-ФЗ обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
В силу ст. 21 Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент принятия решения собранием уполномоченных СНТ «Домостроитель») к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы:
1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции;
2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов;
3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий;
4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное;
5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий;
6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий;
7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;
8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения;
9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов;
11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения;
12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении;
13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката;
14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката;
15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения;
16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения, (пп. 16 введен Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-Ф3). Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения (абзац введен Федеральным законом от 22.11.2000 № 137-ФЗ)».
До 01.03.2015 действовал порядок предоставления в собственность земельных участок садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединением, предусмотренный ст. 28 Закона № 66-ФЗ.
Пунктом 18 ст. 21 Закона № 66-ФЗ предусмотрено, что к компетенции общего собрания отнесено: распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с п. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории; (пп. 18 введен Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ).
Пункт 3 ст. 14 Закона № 66-ФЗ предусматривает, что «земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации».
Пунктом 2.7. ст. 3 Закона № 137-ФЗ установлено, что до 01.03.2031 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
1) земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
3) по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
4) земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Местоположение границ земельного участка в силу ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При этом главным индивидуализирующим признаком земельного участка являются его границы, которые определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ), ч. 2 ст. 8 Закона
№ 218-ФЗ).
Согласно ст. 39 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Из положений приведенной нормы и ч. 8, 2, п. 31 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую, собственник отказался.
Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226), о находке (ст. ст 227 и 228), о безнадзорных животных (ст. ст 230 и 231) и кладе (ст. 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: обращение взыскания на имущество по обязательствам (ст. 237); отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238); отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (ст. 239); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (ст. ст. 240 и 241); реквизиция (ст. 242); конфискация (ст. 243); отчуждение имущества в случаях, предусмотренных п.4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. ст. 282, 285, 293 настоящего Кодекса.
По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 настоящего Кодекса.
Статья 236 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривала, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Абзац 7 п. 3 ст. 9 Закона № 122-ФЗ об отнесении к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации, принятие на учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бесхозяйных недвижимых вещей, - введен Федеральным законом от 09.06.2003 № 69-ФЗ.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и усматривается из исследуемых материалов дела следующее.
Постановлением Администрации г. Ставрополя от 24.12.1993 № 2044 в соответствии со ст. 66 Земельного Кодекса РСФСР и, учитывая Постановление главы администрации Промышленного района г. Ставрополя «Об утверждении проекта организации садоводческого товарищества «Домостроитель» № 1549 от 01.09.1993, постановлено:
1. Зарегистрировать Садоводческое товарищество «Домостроитель», общей площадью 75,85 га, в том числе под дорогами – 7,18 га, под садовыми участками – 48 га, под оползнями и неудобьями – 20,45 га, расположенное в районе урочища «Мамайка-2»;
2. Правлению Садоводческого товарищества «Домостроитель»:
2.1 представить в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству план организации садоводческого товарищества;
2.2 оформить свидетельство на право пользования земельным участком;
2.3 выплачивать земельный налог в соответствии с Законом РСФСР от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю"
3. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству выдать свидетельства о праве собственности на землю членам Садоводческого товарищества «Домостроитель» (т. 1 л.д. 22).
24.12.1993 земельный участок категории земель «земли населенных пунктов», площадью 75,85 га, местоположение: Ставропольский край,
г. Ставрополь, Садоводческое товарищество «Домостроитель», поставлен на кадастровый учёт с присвоением ему кадастрового номера (далее – КН) <…148>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.11.2023 № КУВИ-001/2023-254493201 (т. 1, л.д. 27-29).
В 2012 году Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя утвержден План организации и застройки СНТ «Домостроитель» (неверно указано «ДНТ» (т. 1, л.д. 19).
08.10.2003 решением общего собрания СНТ «Домостроитель» (выписка из протокола № 7) Яковенко Д.В. принят в члены СНТ «Домостроитель» и ему распределен земельный участок № 407, площадью 600 кв.м, из земельного участка площадью 75,85 га, предоставленного Постановлением главы администрации г. Ставрополя от 24.12.1993 № 2044 (т. 1 л.д. 15).
03.04.2021 СНТ «Домостроитель» (г. Ставрополь, ОГРН 1092635014427) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (г. Ставрополь, ОГРН 1022601934486), Администрации города Ставрополя (г. Ставрополь, ОГРН 1022601931901), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет градостроительства администрации города Ставрополя (г. Ставрополь, ОГРН 1052600294064) об установлении юридического факта принадлежности СНТ «Домостроитель» плана организации и застройки, утвержденной Комитетом градостроительства администрации
г. Ставрополя в 2012 году; о признании утратившим силу разбивочного чертежа СТ «Домостроитель» (картотека арбитражных дел, дело № А63-4644/2021).
Согласно плану организации и застройки СНТ «Домостроитель», земельный участок № 407, распределенный члену СНТ «Домостроитель» Яковенко Д.В. решением общего собрания СНТ «Домостроитель» от 08.10.2023 (выписка из протокола № 7), входит в территорию СНТ «Домостроитель», то есть земельного участка КН <…148>.
08.06.2021 решением Арбитражного суда Ставропольского края по делу
№ А63-4644/2021 установлен юридический факт принадлежности СНТ «Домостроитель» плана организации и застройки, утвержденного Комитетом градостроительства администрации города Ставрополя в 2012 году.
19.10.2023 Яковенко Д.В. обратился в Администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка № 407 площадью 600 кв.м, в СНТ «Домостроитель».
Письмом от 20.12.2023 № 08/15-14487 Администрацией г. Ставрополя отказано Яковенко Д.В. в оказании данной муниципальной услуги (т. 1
л.д. 12-14).
16.11.2023 председателем СНТ «Домостроитель» Гончаровым С.А. выдана справка № 124 о том, что Яковенко Д.В. является членом СНТ «Домостроитель» и ему принадлежат земельный участок № 407, площадью 600 кв.м, находящийся по адресу СНТ «Домостроитель», участок № 407 (т. 1 л.д. 16).
Сведения об изъятии спорного земельного и передачи другому лицу материалы дела не содержат.
В ЕГРН и в сведениях государственного кадастра недвижимости отсутствуют сведения о праве муниципального образования г. Ставрополя на какой-либо земельный участок в СНТ «Домостроитель».
По сведениям из ЕГРН границы земельного участка № 407, расположенного в СНТ «Домостроитель» не установлены.
Разрешая спор, оценив фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, признав установленным наличие у СНТ «Домостроитель» права собственности на земельный участок, площадью 75,85 га, а у Яковенко Д.В. - статуса члена СНТ «Домостроитель», приняв во внимание действующее, никем не оспоренное и не отмененное постановление главы администрации Промышленного района г. Ставрополя о регистрации садоводческого товарищества «Домостроитель» № 2044 от 24.12.1993, суд первой инстанции пришел к следующим выводам:
Яковенко Д.В. на законных основаниях владеет земельным участком № 407, площадью 600 кв.м, расположенным на территории СНТ «Домостроитель»
г. Ставрополь Ставропольский край, расположенным на территории данного СНТ и выделенного товариществу до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ);
Яковенко Д.В. использует участки по его целевому назначению - для ведения садоводства, регулярно оплачивает ежегодные членские взносы, задолженности по их уплате не имеет;
доказательств того, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в их предоставлении Яковенко Д.В. ответчиком не представлено;
с учетом изложенного иск Яковенко Д.В. о признании за ним права собственности на земельный участок № 407 в СНТ «Домостроитель» подлежит удовлетворению.
И постановил вышеуказанное решение.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами, а также считает необходимым указать следующее.
В материалах дела отсутствует свидетельство о праве пользования СТ «Домостроитель» земельным участком общей площадью 75,85 га, расположенным в районе урочища «Мамайка-2», выделенным вновь созданному товариществу Постановлением Администрации г. Ставрополя от 24.12.1993
№ 2044.
Однако выпиской из ЕГРН от 10.11.2023 № КУВИ-001/2023-254493201 подтверждается постановка 24.12.1993 данного земельного участка на кадастровый учет с присвоением ему КН <…148> и с указанием местоположения: Ставропольский край, г. Ставрополь, Садоводческое товарищество «Домостроитель» (т. 1, л.д. 27-29).
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) от 10.11.2023 (т. 1, л.д. 23-26) усматривается, что 15.09.2020 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю внесены сведения о государственной регистрации юридического лица Садоводческое некоммерческое товарищество «Домостроитель» (сокращенное наименование – СНТ «Домостроитель») юридический адрес: 355003, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Ленина, 287, помещение 20), а также следующие сведения:
данное юридическое лицо создано (зарегистрировано) до 01.07.2002;
данное юридическое лицо зарегистрировано Администрацией г. Ставрополя 24.12.1993, регистрационный № 2044;
04.12.2009 данному юридическому лицу присвоен ОГРН 1092635014427;
председатель СНТ «Домостроитель» - Гончаров С.А.
Ссылка на создание (регистрацию) юридического лица до 01.07.2002 означает, что оно создано (зарегистрировано) до введения в действие Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Присвоение организации ОГРН в период с01.07.2002до01.01.2003 неозначалоперерегистрацию организации.
Таким образом, СТ «Домостроитель» впоследствии было переименовано в СНТ «Домостроитель».
Согласно действовавшему в тот период законодательству разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществлялась в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил (п. 1 ст. 32 Закона № 66-ФЗ) (ред. от 01.07.2011) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
Пунктом 3 указанной нормы установлено, что проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения согласовывается с таким объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок.
В соответствии с п. 18 ст. 21 Закона № 66-ФЗ предусмотрено, что к компетенции общего собрания отнесено распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с п. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории (п. 18 введен Федеральным законом № 171-ФЗ).
В ст. 11 Закона № 171-ФЗ указано, что статья 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнена пунктами 2.7-2.10, согласно которым:
до 31.12.2020 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно (п. 2.7);
предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа (п. 2.8).
Аналогичные положения содержались в п. 3 ст. 14 Закона № 66-ФЗ, где указано, что земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, существенное правовое значение для передачи земельного участка в собственность члена садоводческого товарищества бесплатно, с учетом приведенной правовой нормы, являлось установление трех необходимых обстоятельств:
- испрашиваемый гражданином земельный участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- земельный участок должен быть предоставлен для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- гражданин, испрашивающий земельный участок должен являться членом данного некоммерческого объединения и пользоваться этим участком на законных основаниях. При этом гражданин имеет право на приобретение земельного участка независимо от даты вступления в члены указанного объединения.
В имеющейся на тот момент в Управлении Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Ставропольскому краю копии разбивочного чертежа СТ «Домостроитель» и плана организации и застройки территории СТ «Домостроитенль» товарищества, утвержденной Комитетом градостроительства в 2012 году, имелись противоречивые сведения относительно расположения земельных участков в указанном товариществе. Кроме того, в Администрации города Ставрополя отсутствовали документы, отменяющие одну из указанных схем товарищества.
Вместе с тем, наличие более чем одной схемы не позволяло достоверно определить, входят ли земельные участки в территорию указанного товарищества, что в свою очередь могло затронуть права иных членов товарищества, имеющих в пользовании земельные участки, которые могут потенциально обратиться с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения 03.04.2021 СНТ «Домостроитель» (г. Ставрополь, ОГРН 1092635014427) в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением об установлении юридического факта принадлежности СНТ «Домостроитель» плана организации и застройки, утвержденной Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя в 2012 году; о признании утратившим силу разбивочного чертежа СТ «Домостроитель».
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 08.06.2021 по делу
№ А63-4644/2021 установлен юридический факт принадлежности СНТ «Домостроитель» плана организации и застройки, утвержденного Комитетом градостроительства администрации города Ставрополя в 2012 году.
Обстоятельства, установленные данным решением арбитражного суда, в силу ст. 61 ГПК РФ не подлежат повторному доказыванию и имеют преюдициальное значение для участвующих в деле № А63-4644/2021 лиц: Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя и Администрации
г. Ставрополя, которые являются участниками и рассматриваемого дела.
Поскольку решением общего собрания от 08.10.2003 (выписка из протокола № 7) Яковенко Д.В. распределен земельный участок № 407, площадью 600 кв.м, из земельного участка площадью 75,85 га, предоставленного СТ «Домостроитель» постановлением главы администрации г. Ставрополя от 24.12.1993 № 2044, следовательно, в данном протоколе общего собрания неверно указана организационно-правовая форма товарищества – «СТ» вместо верного «СНТ» (т. 1 л.д. 15).
В организационно-правовой форме «Дачное некоммерческое товарищество» данное юридическое лицо зарегистрировано не было. По настоящее время СНТ «Домостроитель» является действующей некоммерческой организацией.
Таким образом, решение суда от 22.03.2024 в части признания за членом СНТ «Домостроитель» - Яковенко Д.В. права собственности на земельный участок № 407, общей площадью 600 кв.м, расположенный в СНТ «Домостроитель» г. Ставрополя Ставропольского края, является законным и обоснованным.
Частью 1 статьи 330 ГПК РФ регламентированы основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, которыми являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого рода нарушения судом первой инстанции не допущены.
Судом первой инстанции правильно определен характер спорных правоотношений, верно установлены и с достаточной полнотой исследованы все обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения, дана надлежащая оценка представленным доказательствам. Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения, не противоречат материалам дела, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, вытекающие из установленных фактов. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
По сути, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии со статьями 12, 56, 67 ГПК РФ, они не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически они выражают несогласие ответчика с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, так как иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться основанием для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы на законность и обоснованность судебного постановления не влияют. Решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены или изменения, в том числе по приведенным апеллянтом в жалобе доводам, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 327-1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22.03.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика в лице представителя – руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом
г. Ставрополя Бенедюк Н.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 ГПК РФ через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.07.2024
Председательствующий:
Судьи: