Дело № 2а-1153/2021 (2а-6031/2020)
22RS0068-01-2020-009051-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2021 года г.Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула в составе:
председательствующего судьи Церковной Н.В.,
при секретаре Бейч Е.И.,
с участием прокурора Овчинниковой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ковалевой Елены Владимировны к администрации города Барнаула о признании недействующим в части нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Ковалева Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Барнаула о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ №, в части нанесения красных линий на земельный участок и строение по адресу: .....
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: ..... Жилой дом является самовольной постройкой. Она обращалась в комитет по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула (далее – Комитет) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, ответами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность отказано, поскольку земельный участок находится на территории общего пользования. Заявление о переносе красных линий в районе земельного участка по вышеуказанному адресу Комитетом было отклонено. Проект планировки не соответствует действующему федеральному законодательству и нарушает ее права, так как она лишена возможности в полном объеме осуществлять свои права, в частности, это препятствует оформлению земельного участка в собственность, нахождение земельного участка в границах общего пользования является основанием для отказа в приватизации земельного участка.
В ходе рассмотрения дела, судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула.
В судебном заседании административный истец, представитель административного истца – ФИО5 доводы административного искового заявления поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО6 возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Комитета ФИО7 возражала против удовлетворения административного искового заявления, пояснив, что согласно Проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула, утвержденному постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №, спорный земельный участок полностью расположен на территории общего пользования. Сведения о постановке земельного участка на кадастровый учет – отсутствуют. Процедура принятия постановления соблюдена.
Участвующим в деле прокурором ФИО4 дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку каких-либо нарушений процедуры принятия оспариваемого нормативно-правового акта, а также нарушений прав административного истца не допущено. Оспариваемые границы красных линий разработаны компетентным органом и привязаны к местности, включены в журнал красных линий. Границы красных линий разработаны и нанесены до издания оспариваемого постановления. После вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации расположение красных линий было подтверждено, в том числе, путем принятия оспариваемого постановления. Действующим градостроительным законодательством не предусмотрено отражение в генеральном плане красных линий. По этой причине не представляется возможными говорить о том, что оспариваемое постановление противоречит генеральному плану. Правила землепользования и застройки не свидетельствуют о том, что в пределах данной зоны не могут располагать улицы и проезды.
На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу части 8 данной статьи при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим является нарушение процедуры его принятия, отсутствие у органа власти соответствующей компетенции, а также его противоречие актам большей юридической силы и нарушение его вынесением прав и свобод административного истца.
Частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации г. Барнаула № утвержден проект планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края. В настоящее время указанный нормативный акт действует, в этой связи, срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущен.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.
Согласно положениям статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. При этом общественные обсуждения и публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении территории, подлежащей комплексному освоению в соответствии с договором о комплексном освоении территории.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса.
Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет е на доработку не позднее через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В соответствии со статьей 54 Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края, администрация города организует подготовку Генерального плана городского округа и разработку на основании него документации по планировке территории.
Порядок осуществления данной работы регламентирован Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавшими на дату принятия оспариваемого нормативно-правового акта), Порядком подготовки и утверждения документации по планировке территории, утвержденным постановлением Администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ №.
Порядок проведения публичных слушаний и общественных обсуждений регламентирован Положением об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле, утвержденным решением Барнаульской городской Думы ДД.ММ.ГГГГ №.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная программа «Градостроительная политика города Барнаула на 2015-2021 года», которой предусмотрена необходимость разработки проекта планировки улично-дорожной сети для установления элементов планировочной структуры и границ территории общего пользования.
Во исполнение муниципальной программы ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.Барнаула принято постановление № «О подготовке проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края». Данное постановление опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» ДД.ММ.ГГГГ, размещено на официальном сайте администрации г.Барнаула ДД.ММ.ГГГГ.
Незначительное несоблюдение срока опубликования решения о подготовке документации по планировке территории, предусмотренного статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не является существенным нарушением процедуры принятия оспариваемого акта, влекущим его безусловную отмену. Из информации, размещенной на официальном сайте печатного издания, следует, что газета «Вечерний Барнаул» выходит четыре раза в неделю: во вторник и среду информационные выпуски, в пятницу аналитический, в субботу – выпуск выходного дня. Соответственно, принятое ДД.ММ.ГГГГ постановление № было опубликовано в ближайшем выпуске газеты – ДД.ММ.ГГГГ. При этом, на официальном сайте города Барнаула данное постановление размещено в день его принятия – ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скриншотом страницы сайта.
В рамках муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО8 подготовлен проект планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула.
Согласно пункту 3.1 Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле, утвержденного решением Барнаульской городской Думы ДД.ММ.ГГГГ № решение о проведении общественных обсуждений по вопросам, указанным в подпунктах 3 - 5 пункта 1.4 Положения, принимается в форме приказа комитета по строительству, архитектуре и развитию города о проведении общественных обсуждений.
Постановление главы города Барнаула, постановление администрации города Барнаула, приказ комитета по строительству, архитектуре и развитию города о проведении общественных обсуждений должно содержать наименование проекта, по которому проводятся общественные обсуждения, сроки проведения общественных обсуждений, сведения об инициаторе общественных обсуждений, ответственное лицо за организацию и проведение общественных обсуждений.
Процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, информационных материалов к нему на официальном Интернет-сайте комитета по строительству, архитектуре и развитию города и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Из материалов дела следует, что во исполнение указанного Положения ДД.ММ.ГГГГ комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула издан приказ № «О проведении общественных обсуждений по проекту планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края» и подготовлено оповещение о начале проведения общественных обсуждений, которое опубликовано в газете «Вечерний Барнаул», которое опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» ДД.ММ.ГГГГ и размещено на официальном сайте комитета ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данному оповещению установлен срок проведения общественных обсуждений с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указаны адреса, по которым можно ознакомиться с документацией по подготовке и проведению общественных обсуждений, часы работы экспозиции, а также срок подачи предложений и замечания по проекту до ДД.ММ.ГГГГ и способы подачи таких предложений и замечаний.
ДД.ММ.ГГГГ на сайте комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула размещена экспозиция по проекту планировки. Установленный частью 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 3.4 Положения об организации и проведении публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городе Барнауле срок соблюден.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон, в период общественных обсуждений административный истец с предложениями и замечаниями по проекту не обращалась.
Результаты общественных обсуждений оформлены протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам общественных обсуждений принят итоговый документ - заключение от ДД.ММ.ГГГГ, которое опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, предусмотренный законом порядок проведения общественных обсуждений соблюден.
Постановлением администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № (в пределах установленного 20-ти дневного срока) утвержден проект планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края. Опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» от ДД.ММ.ГГГГ, в пределах установленного 7-ми дневного срока.
Согласно части 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 данной статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В данном случае разработка проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края осуществлялась на основании муниципального контракта №, заключенного с ФИО9 Таким образом, требования закона, предусмотренные частью 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исполнены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрация города Барнаула в пределах своей компетенции приняла оспариваемое постановление, процедура его принятия соблюдена.
То обстоятельство, что муниципальный контракт заключен и работы по нему приняты органом местного самоуправления за пределами процедуры принятия оспариваемого постановления, само по себе не свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления требований, установленных статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доводы стороны административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, в судебном заседании не подтверждены.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определены в Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Инструкция №), применяемой в настоящий момент в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В пункте 1 Инструкции № о порядке проектирования и установления красных линий предусмотрена обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабах 1:500, 1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1 Инструкции №).
В силу пункта 5.2 Инструкции № разбивочный чертеж красных линий имеет текстовую часть, которая включает, в том числе, пояснительную записку, содержащую ссылку на разработанную градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, а также краткое обоснование установления (изменения, отмены) красных линий.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 42, частям 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются частью проекта планировки территории города, который разрабатывается на основании генерального плана.
Следовательно, нанесение красных линий должно быть основано на генеральном плане поселения, правилах землепользования и застройки и соответствовать требованиям технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов.
Сопоставив Генеральный план города Барнаул, утвержденный решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, а также Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, суд приходит к выводу о том, что установленная оспариваемым нормативно-правовым актом территория общего пользования, определенная под улично-дорожную сеть, не противоречит документам территориального планирования городского округа, имеющим высшую юридическую силу, поскольку не изменяет функциональное зонирование спорных земельных участков. Так, из Генерального плана следует, что спорный земельный участок расположен в функциональной зоне транспортной инфраструктуры, в границах территории общего пользования.
Согласно Нормативов градостроительного проектирования на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № ширина улиц и дорог местного значения в красных линиях – 15-25 м (в действующей редакции); 15-30 м (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).
Положения действующего градостроительного законодательства содержат требования учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории. Вместе с тем, указанные условия не являются единственными и не означают, что разработка проекта планировки территории городского округа должна осуществляться исключительно исходя из сложившегося землепользования. Также должны учитываться параметры планируемого развития территории, определенные генеральным планом и основные принципы градостроительной деятельности.
Наличие утвержденных документом территориального планирования сведений о границах территорий общего пользования, красных линиях, отображенных в книге красных линий, является препятствием предоставлению испрашиваемого земельного участка в собственность заявителей.
Таким образом, доводы административного истца о нарушении прав в связи с принятием Постановления администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края» не подтверждены представленными доказательствами.
При этом учитывается, что отмена постановления от ДД.ММ.ГГГГ не приведет к изменению границ территории общего пользования (улично-дорожной сети), установленных Генеральным планом муниципального образования, а также координат красных линий.
При таких обстоятельствах, требование о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ года № № в части нанесения красных линий на земельный участок и строение по адресу: ...., удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Ковалевой Елены Владимировны о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети городского округа – города Барнаула Алтайского края» в части нанесения и установления красных линий в границах земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 22:63:020411 по адресу: ...., оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Церковная
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2021 года.
Судья Н.В. Церковная