№ 2-3007/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2020 года гор.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Власовой И.К., при секретаре Бадмаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3007/2020 по исковому заявлению Мироновой Евгении Лаврентьевны, в интересах несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., к Правительству Республики Бурятия о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд с иском к Правительству Республики Бурятия Миронова Е.А., действуя в интересах несовершеннолетней дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., просила обязать ответчика на основании п.3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма в г.Улан-Удэ общей площадью не менее 39 кв.м. из республиканского жилищного фонда на семью в составе матери Мироновой Е.Л. и дочери Мироновой И.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., ребенка-инвалида детства.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлеченыМинистерство социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия, Администрация г.Улан-Удэ, Администрация Октябрьского района г.Улан-Удэ.
В судебном заседании истец Миронова Е.Л., действующая в интересах несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., ее представитель по устному ходатайству Миронов И.Л. требования поддержали, пояснили, что несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., является ребенком - инвалидом, инвалидность установлена до достижения 18 лет – до ДД.ММ.ГГГГ., страдает заболеванием ( G40.2 и G 80.9). Состоит на учете в Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ по категориям «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно» и «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов». На учете по категории «малоимущие граждане» в Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ не состоят. Просили обязать Правительство Республики Бурятия предоставить из жилищного фонда Республики Бурятия жилое помещение по договору социального найма в г.Улан-Удэ общей площадью не менее 39 кв.м. на семью в составе матери ФИО1 и дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., ребенка-инвалида детства, ссылаясь на то, что ранее, решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска ФИО16 к Администрации г.Улан-Удэ о предоставлении жилья вне очереди с учетом права на дополнительную площадь отказано. Пояснили, чтоДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратилась в Администрацию Октябрьского района г.Улан-Удэ с заявлением о постановке на учет по списку «малоимущие граждане», ДД.ММ.ГГГГ в такой постановке отказано, в судебном порядке решение Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловали. Семья в составе ФИО1 и её дочери ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ.р., и семья в составе Миронова Э.В. (сын ФИО1), ФИО6 (невестка), их несовершеннолетних детей ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ.р., совместно проживают в квартире площадью 39 кв.м. по адресу .... Квартира принадлежит на праве общей долевой собственности Мироновой Е.Л., Мироновой И.В, ФИО5, по 1/3 доле в праве у каждого. Проживание в квартире двух семей, общей численностью 6 человек, влияет на психическое и физическое развитие ребенка - ФИО2 Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Правительства Республики Бурятия по доверенности ФИО9, ссылаясь на письменные возражения,возражала против требований, пояснила, что право на внеочередное предоставление жилого помещения возникает у инвалида в случае, если он решением органа местного самоуправления признан нуждающимся в жилом помещении по категории «малоимущие граждане» в порядке ч.2 ст.49, ч.3 ст.57 Жилищного кодекса РФ, и может быть реализовано путем обращения за предоставлением жилья из муниципального жилищного фонда в орган местного самоуправления - Администрацию .... ФИО1, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО2 не признана «малоимущей» в установленном законом порядке.В ... жилищный фонд не создан. Пояснила, что являются ненадлежащим ответчиком, просила в иске отказать.
Представители третьих лица Администрации ... и ... в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Республики Бурятия по доверенности Гомбоева Т.Ц. в судебное заседание не явилась, извещены надлежаще, направила заявление о рассмотрении в отсутствие и письменный отзыв, в котором указала, что законодателем не предусмотрен порядок финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями инвалидов. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Жанчибон С.Б. в судебное заседание не явилась, извещены надлежаще, направили заявление о рассмотрении в отсутствие.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, в отсутствие возражений участвующих лиц, дело рассмотрено при данной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Миронова Е.Л. является матерью несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., что подтверждается свидетельством о рождении серии I-АЖ ... от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке МСЭ -2013 ... от ДД.ММ.ГГГГ и заключению ВКК от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО2 является ребенком - инвалидом, страдает хроническим заболеванием (G40.2.С и G40.2).
На основании распоряжения Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ... несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилья по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний» и по категории « инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов» с составом семьи один человек с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается извещением Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ .... На ДД.ММ.ГГГГ. номера очереди , соответственно.
На учете по улучшению жилищных условий по списку «малоимущие граждане» ФИО1 с составом семьи два человека - дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., не состоит, что подтверждается письмом ... от ....
Из вышеуказанного письма Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением о постановкена учетпо улучшению жилищных условий по списку «малоимущие». ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет по списку «малоимущие» отказано в связи с превышением среднедушевого дохода семьи ФИО1 пороговых значений дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Не были представлены сведения о стоимости транспортного средства.
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с п. 3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членамисемьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
В настоящее время действуют Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 987Н и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ ...Н.
Заболевание, которым страдает несовершеннолетняя ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ.р., (G40.2 и G 80.9), входит в указанные перечни.
Согласно ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из ст.ст. 13,14 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.4 ч.1 ст. 12 Жилищного кодекса РФ определение порядка предоставления гражданам по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, которая в части 2 регламентирует специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди.
Частью 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено предоставление по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно положениям ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу положений ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Из материалов дела следует, что решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1,в интересах несовершеннолетней ФИО2, ....р., к Администрации ... о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди и взыскании денежной компенсации на приобретение жилья, оставлены без удовлетворения (...).
Из обстоятельств, установленных судом на момент рассмотрения вышеназванного дела, следует, что Миронова Е.Л. на учете с дочерью ФИО2 по категории «малоимущие» в Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ не состояла.
На основании апелляционного определения Верховного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Мироновой Е.В. без удовлетворения.
Из пояснений истца и ответа Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время на учете по категории «малоимущие граждане» истец и ее дочь не состоят.
Доводы о том, что предоставление жилого помещения по данному спору является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, несостоятельны, не согласуются с вышеприведенными положениями жилищного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.
Такая правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ...-О-О по жалобе гражданина ФИО13 Так, в указанном Определении, Конституционный суд РФ указал, что «Федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1368-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 1548-О-О); не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Поскольку в Республике Бурятия отсутствует правовое регулирование, регламентирующее порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на очередь после ДД.ММ.ГГГГ, и определяющее орган исполнительной власти, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам жилья, при разрешении настоящего спора подлежат применению нормы жилищного законодательства.
Учитывая, что Жилищный кодекс РФ и федеральный закон, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, кроме как из муниципального жилищного фонда, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания нуждающимся в жилом помещении по категории «малоимущие граждане», с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с положениями вышеприведенных норм права, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования, т.е. на Администрацию г.Улан-Удэ, требования с которой истец не заявляет, настаивая на обеспечении жильем за счет республиканского жилищного фонда.
Правовых оснований для возложения такой обязанности на Правительство Республики Бурятия не имеется.
Государственный жилищный фонд для такой категории граждан, как «граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при которых совместное проживание невозможно» в Республике Бурятия не создан. Вместе с тем, действующее жилищное законодательство РФ не содержит запрета на обеспечение инвалидов жилыми помещениями по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В рассматриваемом случае, у истца не возникло право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке на основании п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.Право на внеочередное обеспечение жильем по договору социального найма в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, может быть реализовано истцом в интересах несовершеннолетней дочери, состоящей на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия по категориям « инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» и «граждане, страдающие хронической формой заболевания, при которой совместное проживание с ними в одной квартире, невозможно» при условии признания в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде по категории «малоимущие граждане».
Учитывая вышеизложенное, требования к Правительству Республики Бурятия о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке с учетом права на дополнительную площадь удовлетворению не подлежат.
Оценив обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд пришел к выводу об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Мироновой Евгении Лаврентьевны в интересах несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г.Улан-Удэ.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: п/п Власова И.К.
...
...
...
...