1 инстанция Селезенева И.В.
П инстанция Дмитриева Г.И., Шнытко С.М., Коженова Т.В. (докладчик).
№ 88-3668/2024
№2-1938/2023
Уникальный идентификатор дела 67RS0003-01-2023-001664-78
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 февраля 2024 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.,
судей Анненковой К.К., Шамрай М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Кулагина Александра Александровича к МБУ «СпецАвто», Администрации г. Смоленска, Администрации Смоленской области (Правительству Смоленской области), Департаменту Смоленской области по транспортному и дорожному хозяйству, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о взыскании недополученной заработной платы,
по кассационной жалобе Правительства Смоленской области на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 1 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 5 октября 2023 года,
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Анненковой К.К., представителя истца – прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Филатовой Е.Г., возражавшей против доводов кассационной жалобы,
установила:
Заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска, действуя в интересах Кулагина А.А., обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Спецавто» (с 01.01.2023 – смоленское областное государственное бюджетное учреждение «СпецАвто» - СОГБУ «СпецАвто»), Учреждение), Администрации г. Смоленска, Администрации Смоленской области, Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о взыскании недополученной заработной палаты, начисляемой в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, с возложением обязанности по финансированию ее выплаты на учредителя организации.
В результате уточнения иска просил взыскать с работодателя в пользу Кулагина А.А.. недополученную заработную плату за период с 01.06.2021 по 31.07.2022 в размере 224 748,33 руб. с возложением на Администрацию г. Смоленска или Администрацию Смоленской области обязанности по выделению СОГБУ «СпецАвто» соответствующих денежных средств.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что Кулагин А.А. работает в вышеназванном учреждении с 21.08.2017 в должности водителя трактора МТЗ -80 КО-707 3-го разряда.
Учреждение осуществляет деятельность по содержанию автомобильных дорог и с 2013 года находилось в отраслевом подчинении структурного подразделения Администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации города Смоленска. Согласно общероссийскому классификатору экономической деятельности (ОКВЭД 52.21.22) организация осуществляет деятельность по эксплуатации автомобильных дорог местного значения, так как на нее возложены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения. Финансирование заработной платы персонала Учреждения осуществлялось по коду 0409 - Дорожное хозяйство (дорожные фонды), установленному приложением 2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н.
11.12.2019 подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (pег. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.
Являясь ассоциированным членом Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «Радор», Администрация города Смоленска в установленном законом порядке отказ от присоединения к данному соглашению в Минтруд России не направила. Не реализована такая возможность и работодателем, вследствие чего, Учреждение считается присоединившимся к нему.
Однако за период с 01.01.2020 до 01.08.2022 заработная плата работникам Учреждения выплачивалась не в полном объеме, поскольку ее начисление производится без учета положений Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы (далее - Отраслевое соглашение). Размер начисляемой истцу тарифной ставки (оклада) был ниже базовой минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда в организациях дорожного хозяйства, которая при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Не соответствовал утвержденному Отраслевым соглашением и межразрядный тарифный коэффициент, в связи с чем, работодателем неверно исчислялись тарификационные оклады работников и положенные им компенсационные (оплата сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни) и стимулирующие (премиальные) надбавки, что привело к заниженному начислению оплаты труда.
Начиная с 01.08.2022, Администрация г. Смоленска и МБУ «СпецАвто» действующие локальные нормативные акты Учреждения привели в соответствие с требованиями Отраслевого соглашения для работников организаций дорожного хозяйства, в силу чего, с указанной даты Кулагин А.А., работающий в должности водителя трактора, получает заработную плату, окладная часть которой соответствует законодательным требованиям, а общий размер заработка определяется с учетом третьего, по версии отраслевого ЕТКС, тарифного разряда с применением минимального пошагового коэффициента 0,2.
Полагал, что вплоть до изменения системы оплаты труда работников МБУ пошаговый межразрядный коэффициент истца должен соответствовать примерной разрядной таблице, являющейся приложением к Отраслевому соглашению, и в случае с водителем третьего разряда, соответствовать показателю 1,44.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 1 июня 2023 года иск удовлетворен, со Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «СпецАвто» в пользу Кулагина А.А. взыскана недополученная заработная плата за период с 01.06.2021 по 31.07.2022 в размере 224 748,33 руб., исчисленная без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога и профсоюзных взносов. Указано на то, что в случае отсутствия у СОБУ «СпецАвто» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, следует привлечь Администрацию Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению настоящего решения суда, возложении на неё обязанности выделить СОГБУ «СпецАвто» соответствующие денежные средства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 5 октября 2022 года решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 26 апреля 2023 г. в части привлечения Администрации Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда и возложении обязанности выделить СОГБУ «СпецАвто» соответствующие денежные средства в случае отсутствия у СОБУ «СпецАвто» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств отменено, в данной части вынесено новое решение об отказе в удовлетворении требований, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство Смоленской области (Администрация Смоленской области) просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, полагает, что судами сделаны необоснованные выводы о том, что МБУ «СпецАвто» осуществляет деятельность по содержанию дорог местного значения в сфере дорожного хозяйства, не учтено, что в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности ответчика указана сфера жилищно-коммунального хозяйства, изменения о деятельности по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей внесены только с 1 июля 2022 года, поэтому МБУ «СпецАвто» не относилось к числу работодателей, указанным в части 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, следовательно Соглашение не может применяться к трудовым отношениям между работниками и МБУ «СпецАвто». Суд первой инстанции по мнению кассатора, ошибочно указал на распространение действия Соглашения на учредителя - Администрацию города Смоленска, поскольку она «являясь ассоциированным членом Ассоциации «РАДОР», вправе была направить свою позицию по вопросу присоединения к Соглашению» или письменный отказ от присоединения к Соглашению, поскольку МБУ «СпецАвто» является некоммерческой организацией, и указанная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2023 года правовая позиция на такую организацию не распространяется.
В судебное заседание кассационного суда иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, от представителя Администрации Смоленской области (Правительство Смоленской области) Дорогининой Л.Л. поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся участников процесса
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы Правительства Смоленской области.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами при разрешении данного спора не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением Администрации г. Смоленска от 20.12.2010 учреждено муниципальное бюджетное учреждение «СпецАвто» с 01.01.2011 путем изменения типа ранее действующего муниципального автономного учреждения «СпецАвто», функции и полномочия учредителя которого, осуществляет Администрация города Смоленска.
В соответствии с положениями Устава учреждения, утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 06.05.2010 № 826-адм. с изменениями, внесенными Постановлением г. Смоленска от 20.12.2010 № 838-адм.; постановлением г. Смоленска от 20.12.2013 № 2314-адм.; постановлением г. Смоленска от 21.12.2016 № 145, МБУ «СпецАвто» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления города Смоленска в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Основной целью деятельности учреждения является осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п. 2.1 Устава). Предметами деятельности Учреждения являются организация, подготовка, проведение мероприятий, а также выполнение работ, оказание услуг в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п. 22 Устава).
Дополнительными видами деятельности является сбор и обработка сточных вод; сбор отходов; обработка и утилизация отходов; обработка отходов лома черных металлов; обработка отходов лома цветных металлов; работы столярные и плотничные; техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств; техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств; торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами; перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами; перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами; организация похорон и связанных с ними услуг.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 09.06.2022 основным видом экономической деятельности учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является деятельность по очистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 81.29.9.), относящаяся распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р к бытовым услугам.
Вместе с тем, постановлением г. Смоленска от 20.12.2013 № 2314-адм пункт 1.5 Устава МБУ «СпецАвто» изложен в следующей редакции:
«Учреждение находится в отраслевом подчинении органа Администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации города Смоленска».
Решением 10-й сессии Смоленского городского Совета V созыва от 29.04.2016 № 152 утверждено Положение об органе администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске - Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска, которым закреплено, что УДХиС является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Смоленска, обеспечивающим реализацию полномочий Администрации города Смоленска по решению вопросов местного значения в сфере использования автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске.
Муниципальными заданиями, утвержденными начальником Управления дорожного хозяйства на период 2020-2024 годы и адресованными МБУ «СпецАвто», на Учреждение возложены обязанности по выполнению работ в части «организации капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе». Показатель, характеризующий содержание работы, определен в муниципальных заданиях через классификацию работ по содержанию автомобильных дорог.
С 01.07.2022 путем внесения изменений в ЕРГЮЛ изменен ОКВЭД, определяющий виды экономической деятельности Учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, на 52.21.22 - деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.
21.08.2017 между МБУ «СпецАвто» и Кулагиным А.А заключен трудовой договор №107, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ № 143 л/с от указанной даты о принятии Кулагина А.А. на работу в подразделение МБУ «Специализированная уборка территорий города» водителем трактора МТЗ -80 КО-707 с почасовой тарифной ставкой (окладом) в размере 44,56 руб.
Механизм оплаты труда работников МБУ «СпецАвто» установлен положениями Коллективного договора на 2020-2023 г.г., принятого на общем собрании трудового коллектива 18.03.2020, Положениями об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «СпецАвто», утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 01.11.2018 № 2892-адм., Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ «СпецАвто», утвержденного Генеральным директором МБУ «СпецАвто» 01.10.2019, штатными расписаниями Учреждения.
Пунктом 1.6 Положения об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «СпецАвто» определено, что оплата труда работников Учреждения осуществляется на основе должностных окладов, рассчитанных в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. Размеры должностных окладов работников устанавливаются согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
Работникам учреждения могут устанавливаться выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п. 1.7)
Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ «СпецАвто» предусмотрено текущее и единовременное премирование (п. 2.1). Размеры премий и показатели премирования приведены в приложении № 1.
В Коллективном договоре указано, что в учреждении действует повременно-премиальная система оплаты труда. Оплата труда работников учреждения производится по часовым тарифным ставкам, должностным окладам, размеры которых, устанавливаются согласно штатного расписания.
Тарификация рабочих и служащих дорожного хозяйства осуществляется на основании «Квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и других служащих», утвержденного постановлением Минтруда России от 01.08.1998 № 37 ЕТКС (выпуски 1,2,3) (в настоящее время утратил силу), постановления Минтруда России от 06.07.1996 № 32 «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих», постановления Правительства РФ от 21.03.1994 № 210 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов).
Сборник тарифно-квалификационных характеристик основных профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих дорожного хозяйства (Москва 2002) в разделе «Тарифно-квалификационные характеристики на основные профессии рабочих дорожного хозяйства» не содержит должности тракторист. В нем наличествует должность водителя автомобиля грузового, грузоподъемностью свыше трех тонн, оборудованного подметально-уборочными механизмами и другим специальным оборудованием с разрядной вилкой от 3-го до 7-го разряда.
В соответствии с данным положением отраслевого ЕТКС в МБУ (СОГБКУ) «СпецАвто» тарифицирована должность водителя трактора, оборудованного подметально-уборочными механизмами.
Фактически заработная плата рабочих должностей МБУ «СпецАвто» с 2018 года состояла из минимальных должностных окладов (тарифных ставок), установленных Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2018 год в размере 8 845 руб., увеличенных на тарифный коэффициент, определенный Положением об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «СпецАвто». Дополнительно работникам начислялась стимулирующая премиальная выплата, исчисляемая в процентом соотношении к окладу. При этом, величина такого соотношения зависит от занимаемой должности и устанавливается Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ «СпецАвто».
В случае выполнения работниками работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, в соответствии с положениями ТК РФ, им производится дополнительная оплата за сверхурочную работу, ночную работу, работу в выходные и праздничные дни, расширенный объем работ (интенсивность труда), совмещение должностей.
11.12.2019 было подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (peг. № 17/20-22) отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства и устанавливают трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
В постоянном (бессрочном) пользовании учреждения находится земельный участок, расположенный по адресу <адрес> с кадастровым номером №, от уплаты земельного налога на который учреждение освобождено, как занятое государственными автомобильными дорогами общего пользования, имеющее в своем хозяйственном ведении производственные объекты, предназначенные для целей ремонта и содержания федеральных и региональных автомобильных дорог (пп. 2 п. 1 ст. 395 НК РФ).
Указанное Соглашение вступило в силу с 01.01.2020 и действовало по 31.12.2022 года включительно, в период действия не применялось в МБУ «СпецАвто» при начислении и выплате его работникам заработной платы.
Одной из сторон Соглашения является Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» в качестве представителя работодателей, уполномочивших «РАДОР» на заключение настоящего Соглашения от их имени. На основании решения Совета директоров Ассоциации «РАДОР» от 5 июня 2019 года Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска принято в ассоциированные члены Ассоциации «РАДОР», но не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию «РАДОР» участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени.
Судом также установлено, что во исполнение вступившего в законную силу решения Промышленного районного суда г. Смоленска от 22.08.2022 по заявлению ФИО1 ФИО2 ФИО3 ФИО4 к МБУ «Спецавто», Администрации г. Смоленска о восстановлении нарушенных трудовых прав, взыскании недополученной заработной платы и возложении обязанности по ее выплате в соответствии с положениями Отраслевого тарифного соглашения, внесении изменений в локальные нормативные акты работодателя, постановлением Администрации г. Смоленска от 21.12.2022 № 3749-адм. внесены изменения в постановление Администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2892-адм «Об утверждении положений об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих муниципального бюджетного учреждения «СпецАвто». Данным постановлением на работников МБУ «СпецАвто» распространены положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы. Определено, что оплата труда рабочих осуществляется на основе тарифных ставок, размер которых определен в Приложении № 3, где базовой (минимальной) тарифной ставке рабочих 1 разряда соответствует оклад в размере 16 749,75 руб. (14 565 х 1.15), межразрядный тарифный коэффициент принят в минимальном значении 0,2.
С учетом данных показателей, начиная с 01.08.2022 заработная плата работникам МБУ «СпецАвто», в том числе истцу, начислялась и выплачивалась с учетом вышеприведенных показателей.
Начиная с 01.08.2022 Администрация г. Смоленска и МБУ «СпецАвто» действующие локальные нормативные акты учреждения привели в соответствие с требованиями Отраслевого соглашения для работников организаций дорожного хозяйства, в силу чего с указанной даты работники получают заработную плату, окладная часть которой соответствует законодательным требованиям, а общий размер заработка определяется с учетом второго по версии отраслевого ЕТКС, тарифного разряда с применением минимального пошагового коэффициента 0,2.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 22.10.2020 № 2301-адм «О повышении размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), тарифных ставок по профессиональным квалификационным группам профессий рабочих и должностей служащих муниципальных учреждений города Смоленска» с 01.10.2020 размеры базовых окладов повышены в 1,03 раза, 8 845 руб. * 1,043 * 1,03 = 9 502 руб. (расчетная величина тарифной ставки (оклада) в спорный период.
С учетом проведенной индексации заработная плата Кулагина А.А., работающего в должности водителя трактора 3 разряда, с 01.10.2020 года исчислялась из минимальной тарифной ставки в размере 9 502 руб. * 1,23 (тарифный коэффициент 3 разряда) = 11 689 руб., а с 01.01.2021 алгоритм начисления заработка был следующим: 11 689 руб.: 164,3 (среднемесячная норма рабочих часов в 2021 году по производственному календарю) * количество часов, фактически отработанных в каждом календарном месяце, 45% от полученной суммы составлял размер ежемесячной премии, дополнительная оплата за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, ночное время, расширенный объем работ (интенсивность труда).
Исходя из 2-го разряда по отраслевому ЕТКС заработная плата Кулагина А.А. - водителя трактора 3-го разряда (межтарифный коэффициент, определенный Отраслевым соглашением 1,44), начиная с 01.06.2021, должна иметь иной алгоритм начисления: в 2021 году (13 843,70 х 1,44) = 19 934,92 руб. (тарифная ставка (оклад)) : 164,3 ( среднемесячная норма рабочих часов в 2021 году по производственному календарю) * количество часов, фактически отработанных в каждом календарном месяце, 45% от полученной суммы составляет размер ежемесячной премии, дополнительная оплата за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, ночное время, расширенный объем работ (интенсивность труда), оплата ночного времени:19 934,92 руб. : 164,3 = 233,40 * количество отработанных ночных часов, оплата сверхурочной работы 233.40 * количество сверхурочно отработанных часов, начиная с 3-го часа, с 01.01.2022 по 31.05.2022 (15 227,15 х 1,44) = 21 927,09 ( тарифная ставка(оклад)), с 01.06.2022 (16 749,75 х 1,44) = 24 119,64 ( тарифная ставка (оклад).
Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором в интересах Кулагина А.А. требований о взыскании недополученной заработной платы, подлежащей начислению и выплате по Отраслевому соглашению в 2021-2022г., суд первой инстанции, дав правовую оценку установленным по делу обстоятельствам и собранным в нем доказательствам с применением положений статей 4, 11, 15, 21, 22, 45, 48, 56, 129, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, статей ст. 2, 3, 5, 12, 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 15.04.2022), статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что МБУ «СпецАвто» фактически в период действия Отраслевого соглашения осуществляло деятельность в сфере дорожного хозяйства, включающую в себя содержание автомобильных дорог местного значения, деятельность учреждения не изменилась по настоящее время, в связи с чем положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, регулирующего наряду с Трудовым кодексом Российской Федерации трудовые отношения, в том числе об оплате труда, распространяются на учредителя МБУ - Администрацию г. Смоленска, МБУ «СпецАвто» и работников данной организации, отказ от присоединения к названному Соглашению от ответчиков в установленный законом срок не поступил, однако его условия работодателем не исполнялись также как и условия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 г.г., поскольку минимальная тарифная ставка, ежегодно повышаемая работникам этим соглашением, начиная с 2019 года, не начислялась, рекомендованные к применению межразрядные тарифные коэффициенты не устанавливались и оплата по ним не производилась.
При этом суд привел мотивированное и обоснованное суждение о несостоятельности доводов ответчиков Администрации г. Смоленска и Администрации Смоленской области о том, что основной деятельностью учреждения МБУ «СпецАвто» является осуществление полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, в связи с чем Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы на МБУ «СпецАвто» не распространяется, указав на то, что представленные в материалы дела доказательства - муниципальные задания, утвержденные начальником Управления дорожного хозяйства на период 2020-2024 годы для выполнения МБУ «СпецАвто», свидетельствуют о возложении на учреждение обязанности по выполнению работ, поименованных в заданиях, как «организация капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе»; показатель, характеризующий содержание работы, определен в муниципальных заданиях через классификацию работ по содержанию автомобильных дорог; подавляющее большинство видов деятельности МБУ «СпецАвто» субсидируется как деятельность, осуществляемая в области дорожного хозяйства, что указывает на правильное отнесение МБУ к отраслевому учреждению дорожного хозяйства; кодирование по ОКВЭД не является определяющим в экономической деятельности учреждения, видовая принадлежность которого к той или иной сфере хозяйственного ведения определяется фактическим доминирующим видом такой экономической деятельности.
Суд первой инстанции со ссылкой на положения статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации верно указал на то, что при заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности, о чем свидетельствует законодательно предусмотренная возможность отказа того или иного работодателя от присоединения к нему. При этом, обязательным условием допущения такого распространения является информированность потенциального работодателя о принятии отраслевого Соглашения.
Суд принял во внимание также, что в соответствии с обращением Общероссийского Профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от 30.08.2019 № ЭЗ - 210 письмом от 09.09.2019 № ИС-407 Ассоциация «РАДОР» предложила своим членам для рассмотрения и предложений проект Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы, 7 февраля 2020 года письмом № ИС-73 (JI2 ИС-73-2 для ассоциированных членов) Ассоциация «РАДОР» проинформировала членов Ассоциации о заключении на федеральном уровне Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы. Информация направлялась для использования в работе.
Письмом Минтруда России от 11.03.2020 № 14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы» работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, было сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему и дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, регистрационный № 17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.rosmintrud.ru.
Обращено внимание работодателей на положения ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о надлежащем информировании Администрации г. Смоленска и работодателя о принятом на федеральном уровне отраслевом Соглашении по дорожному хозяйству, которые предложений по проекту Соглашения не внесли, в коллективных переговорах участия не принимали, мотивированного отказа от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не направили, а, следовательно, данное Соглашение на Администрацию г. Смоленска и МБУ (СОГБУ) «СпецАвто» распространяется и является для них обязательным.
Кроме того, суд первой инстанции на основании положений статей 123.21, 123.22, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации и принимая во внимание, что СОГБУ «СпецАвто» достаточного самостоятельного дохода для выплаты свои работникам заработной платы не имеет и финансируется Администрацией Смоленской области, которая в результате произошедшей реорганизации является новым собственником имущества учреждения, возложил субсидиарную ответственность за исполнение обязательств СОГБУ «СпецАвто» (в случае невозможности исполнения судебного решения) на Администрацию Смоленской области.
Не соглашаясь с вышеуказанным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отменил решение в части привлечения Администрации Смоленской области к субсидиарной ответственности и в отмененной части в удовлетворении иска новым решением отказал.
Поскольку апелляционное определение в этой части не обжалуется, предметом проверки суда кассационной инстанции оно не является.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судебных инстанций о наличии оснований для взыскания с СОГБУ «СпецАвто» в пользу Кулагина А.А. недополученной заработной платы в соответствии с положениями Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций доводами кассационной жалобы Правительства Смоленской области не опровергается.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение должно включать в себя положения о сроке действия соглашения и порядке осуществления контроля за его выполнением (часть 1 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (часть 1 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (часть 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации: регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путем заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, соглашений;соглашение о регулировании социально-трудовых отношений и общих принципов регулирования связанных с ними экономических отношений может быть заключено представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальных уровнях социального партнерства.
В силу статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации такое соглашение является правовым актом и, по смыслу изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, регулирует трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации; если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и является для них обязательным; содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон соглашения.
При этом, статья 46 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющая содержание и структуру соглашения, будучи правовой основой для установления в соглашении обязательств работодателя и работников, предписывает, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства его сторон по вопросам оплаты труда, в том числе установление минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также обязательства по гарантиям, компенсациям и льготам работникам; в отраслевом соглашении как в одном из видов соглашений, заключаемом представителями работников и работодателей и являющимся правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения работников определенной отрасли, могут быть предусмотрены в том числе обязательства сторон соглашения об оплате труда работников, в частности об установлении размера минимальной тарифной ставки, которые подлежат применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в таком соглашении; в тех случаях, когда по причинам экономического, технологического, организационного характера работодатель не имеет возможности реализовать отдельные условия соглашения, он вместе с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Соответственно, если действие соглашения в отношении работодателя, на которого оно распространяется, не приостановлено, условия такого соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения, подлежат применению работодателями в трудовых отношениях с работниками.
Суд кассационной инстанции не имеет оснований полагать, что вышеперечисленные нормы материального права неправильно истолкованы и применены в рассматриваемом случае к спорным правоотношениям и к установленным применительно к данному делу обстоятельствам.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в соответствии с ч. 4 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса), не свидетельствуют о незаконности принятых по делу судебных актов и их отмену не влекут, поскольку указанная норма права регламентирует отдельный случай, когда Соглашение действует в отношении работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями - государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в связи с чем не отменяет иных указанных в статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации оснований распространения действия Соглашения на работодателей другой организационной правовой формы.
Кроме того, из смысла части 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что в ней перечислены иные работодатели, в отношении которых действует Соглашение и интересы которых были представлены объединениями работодателей, заключившими соглашение (независимо от членства работодателей в таких объединениях), в коллективных переговорах либо которые вступили в такие объединения работодателей в период действия соглашения, и не отменяют предусмотренного частями 8 и 9 статьи специального порядка распространения действия соглашения на работодателей, не участвовавших в заключении соглашения, путем присоединения к нему по предложению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, либо путем не представления в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению в указанный федеральный орган исполнительной власти мотивированного письменного отказа присоединиться к нему.
Доводы кассатора о не распространении Соглашения на коммерческие организации работодателей не могут быть признаны заслуживающими внимания, поскольку согласно пунктов 1.1., 1.2. Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы Соглашение определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях (учреждениях, предприятиях) дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности; настоящее Соглашение является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется; оно распространяется на работников и работодателей - подрядных организаций, на работников и работодателей - организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не относящихся к государственной службе, в части, не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, работников и работодателей проектных и изыскательских организаций, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников (п. 1.5 Соглашения).
Вопреки доводам жалобы, факт осуществления истцом в спорные периоды трудовой деятельности в организации дорожного хозяйства подтверждается материалами дела, оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе о несогласии с тем, что МБУ «СпецАвто» в течение всего периода действия Отраслевого соглашения осуществляло деятельность в отрасли дорожного хозяйства, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку основаны на субъективном ошибочном толковании и применении норм трудового законодательства, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств. Между тем, оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти. Согласно требованиям ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции правом самостоятельно устанавливать обстоятельства и давать иную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Аналогичные доводы являлись предметом подробного исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, с результатом оценки суд кассационной инстанции соглашается.
Нарушения норм процессуального права, способных повлечь безусловную отмену судебных постановлений или повлиять на их законность и обоснованность, судами двух инстанций не допущено.
Ввиду изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 1 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 5 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Смоленской области – без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи: