УИД: 66OS0000-01-2021-000094-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
25 августа 2021 года |
Номер производства 3а-239/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2021 года.
Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2021 года.
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное производство
№ 3а-239/2021
по административному исковому заявлению Антонова Виталия Александровича
к административным ответчикам – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
с участием заинтересованного лица - Администрации Белоярского городского округа,
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: <№>; <№>,
установил:
Антонов В.А. (далее – административный истец), являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами: <№>, <№>, обратился в Свердловский областной суд с административным иском об установлении по состоянию на 15 февраля 2016 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости, и об установлении по состоянию на 14 марта 2016 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости на основании представленных отчетов об оценке № 550.1-1020-ЗУ, № 550.2-1020-ЗУ от 13 ноября 2020 года (далее – Отчеты), выполненных оценщиком ООО «Прайс Эдвайс» Г.
Представителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Левит А.М. направлен отзыв, в котором указано, что оценку требований административного истца Управление оставляет на усмотрение суда.
Представителем ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу Мелобинской М.А. направлен отзыв, в котором указано, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельных участков является архивной, поскольку Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 октября 2020 года № 3333 по результатам очередной государственной оценки утверждена новая кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере 3099314,33 руб. и для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере 785514,31 руб.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 ноября 2020 года, датой начала применения кадастровой стоимости является 01 января 2021 года.
Определением суда от 18 мая 2021 года производство по административному делу было приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, проведение которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Областной Центр Оценки» П..
До начала судебного заседания от представителя административного истца Пасынковой Е.Н., поступило ходатайство об удовлетворении требований административного истца и отнесении расходов по оплате услуг эксперта П. в полном объеме на административного ответчика.
Лица, участвующие в деле, - административный истец, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО, Администрация Белоярского городского округа - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц после возобновления производства по делу протокольным определением.
Исследовав и оценив имеющиеся в административном деле письменные доказательства, в том числе, заключение эксперта от 28 июня 2021 года № 525-21/Э, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (часть 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: <№>, <№>, расположенных по адресу: <адрес>.
На основании изложенного ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу совершило действия по установлению оспоренной кадастровой стоимости земельных участков в рамках реализации полномочий, переданных ему Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
23 ноября 2020 года административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Решениями от 16 декабря 2020 года Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области отклонила заявления на том основании, что оформление и содержание Отчетов не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки.
В настоящее время, Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 октября 2020 года № 3333 по результатам государственной кадастровой оценки была утверждена новая кадастровая стоимость:
- для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере 3099314,33 руб.,
-для земельного участка с кадастровым номером <№> в размере 785514,31 руб.
Сведения об актуальной кадастровой стоимости были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 ноября 2020 года, с датой начала применения кадастровой стоимости - 01 января 2021 года.
Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельных участков является архивной.
В абзаце 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ).
Поскольку административный истец является правообладателем земельных участков, за которые налоговые платежи рассчитываются исходя из кадастровой стоимости, последний сохранил право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, ставшей архивной, для целей налогообложения на дату обращения с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области.
Оспаривая архивную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд Отчеты, составленные оценщиком ООО «Прайс Эдвайс» Г., согласно которым, по состоянию на 15 февраля 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена в размере 2917674 руб., по состоянию на 14 марта 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> определена в размере 951 482 руб.
Часть 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В связи с наличием явных противоречий в Отчетах, касающихся идентификации объектов-аналогов и последующим введением корректировок, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, определением суда от 18 мая 2021 года была назначена судебная экспертиза на предмет проверки Отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и установления рыночной стоимости земельных участков, проведение которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Областной Центр Оценки» П..
Согласно заключению эксперта от 28 июня 2021 года № 525-21/Э, Отчеты, выполненные оценщиком ООО «Прайс Эдвайс» Г. не соответствуют требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Определенная оценщиком в Отчетах рыночная стоимость земельных участков не подтверждается.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 15 февраля 2016 года определена экспертом в размере 2169241 руб.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 14 марта 2016 года определена экспертом в размере 759857 руб.
По смыслу части 2 статьи 84, статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации экспертное заключение не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами.
В ходе проведения экспертизы должны соблюдаться определенные принципы ее проведения и требования к эксперту, предусмотренные как Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, так и другими федеральными законами, в частности Федеральным законом от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым, судебная экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (статья 9).
Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями (статья 7).
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8).
При этом в силу статьи 25 того же Закона в заключении эксперта должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К нему должны быть приложены материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
По своему содержанию выполненное заключение эксперта соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К заключениям приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждается приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости»; является членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организации оценщиков «Экспертный совет», гражданская ответственность эксперта и экспертной организации застрахована.
На основании изложенного, суд считает возможным принять заключение судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие Отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорных земельных участков на дату оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
Сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно положениям статей 103, 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам.
В силу предписаний части 3 статьи 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
Поскольку оплата экспертизы административным истцом не произведена, разрешая вопрос о взыскании расходов по оплате судебной экспертизы в пользу экспертного учреждения, суд отмечает, что по смыслу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверка представляемого в материалы дела отчета на его соответствие требованиям действующего законодательства, в том числе в рамках судебной экспертизы, сводится к исполнению обязанности административного истца по доказыванию обоснованности размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, поскольку иным образом в рамках настоящего административного спора удостовериться в достоверности отчета не представлялось возможным.
По итогам экспертизы был подтвержден факт недостоверности определенных в Отчетах рыночной стоимости спорных земельных участков, в связи с чем, изначально представленные административным истцом доказательства (Отчеты) не могут быть положены в основу решения суда, а заключение эксперта не может быть признано подтверждающим изначально заявленные административными истцами требования.
Учитывая, что заключением судебной экспертизы, представленные в материалы дела Отчеты признаны недостоверными, а также принимая во внимание, что услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности административного истца по представлению доказательств, в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости земельных участков, суд приходит к выводу о взыскании расходов по оплате судебной экспертизы с административного истца в пользу ООО «Областной Центр Оценки» в размере 48000 руб.
Руководствуясь статьями 103, 106, 108, 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Антонова Виталия Александровича об оспаривании результатов определения «архивной» кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: <№>; <№>, удовлетворить.
Установить по состоянию на 15 февраля 2016 года «архивную» кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> в размере рыночной стоимости 2169 241 (два миллиона сто шестьдесят девять тысяч двести сорок один) руб. на период с 18 февраля 2016 года по 31 декабря 2020 года.
Установить по состоянию на 14 марта 2016 года «архивную» кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> в размере рыночной стоимости 759 857 (семьсот пятьдесят девять тысяч восемьсот пятьдесят семь) руб. на период с 12 августа 2016 года по 31 декабря 2020 года.
Датой обращения с заявлением о пересмотре «архивной» кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>; <№>, считать 23 ноября 2020 года.
Взыскать с Антонова Виталия Александровича (<дата> года рождения) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Областной Центр Оценки» (ИНН 6672345575) расходы по оплате судебной экспертизы в размере 48000 (сорок восемь тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Судья С.Н. Полевщикова