гражданское дело №2-906/2021
24RS0014-01-2021-001213-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2021 года г.Енисейск
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Антоненко К.Г.,
с участием истца Ледовской Е.Ю.,
представителя ответчика администрации г.Енисейска – Бекетовой А.А.,
при секретаре Рыбниковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ледовской Елены Юрьевны к администрации города Енисейска Красноярского края о предоставлении жилого помещения взамен аварийного,
УСТАНОВИЛ:
Ледовская Е.Ю. обратилась в суд с иском к администрации города Енисейска Красноярского края о предоставлении жилого помещения взамен аварийного.
Требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. Основанием возникновения права собственности является договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, администрацией города Енисейска Красноярского края принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу» и дополнение к нему от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> пунктам 16, 16.1. Постановления №-п определено: изъять для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в целях сноса многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу; изъять для муниципальных нужд жилые помещения №№ в указанном многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, указанном в пункте 16 настоящего постановления.
ДД.ММ.ГГГГ Ледовской Е.Ю. вручено вышеуказанные постановления с проектом соглашения «об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения», копией отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №. Выкупная цена за жилое помещение определена по результатам проведения оценки рыночной стоимости размера возмещения и составила <данные изъяты>. Поскольку у истца на момент изъятия для муниципальных нужд жилого помещения в многоквартирном жилом доме по указанному выше адресу имеются в собственности иные жилые помещения, по мнению администрации города Енисейска определение размера возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации является разумным и обоснованным. С указанной позицией ответчика о предоставлении денежного возмещения и отказа в предоставлении жилого помещения Ледовская Е.Ю. не согласна и ссылаясь на нормы действующего жилищного законодательства, в том числе, что право выбора способа реализации жилищных прав принадлежит исключительно собственнику изымаемого жилого помещения, настаивает на обеспечении ее жилым помещением взамен изымаемого аварийного жилья.
Истец Ледовская Е.Ю. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика администрации города Енисейска Бекетова А.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Ледовской Е.Ю. не возражала.
Третье лицо отдел архитектуры администрации города Енисейска, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направило, сведений о причинах неявки не сообщило, возражений по существу требований не представило.
С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) и мнений участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч.4 ст.3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ст.27 ч.1, ст.40 ч.1).
В силу ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в то числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.8.2. ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Согласно ч.9 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Как установлено в судебном заседании, Ледовской Е.Ю. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>, основания возникновения права собственности – договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в реестре ДД.ММ.ГГГГ за №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
На основании заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ). Пунктом 2 данного распоряжения установлен срок сноса дома до ДД.ММ.ГГГГ после переселения жильцов. Распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в пункт 2 распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ в части сроков расселения жильцов, который установлен до ДД.ММ.ГГГГ, а также мероприятий по сносу дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Многоквартирный жилой дом признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ и, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», подлежит расселению в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29 марта 2019 №144-п, в которую включены все многоквартирные жилые дома, признанные в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу.
В связи с признанием в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> учитывая, что снос жилого дома в указанный срок собственниками не произведен, администрацией города Енисейска Красноярского края принято постановление №-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу». Также принято постановление №-п от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в вышеуказанное постановление №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пунктам 16, 16.1 данного постановления определено: изъять для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в целях сноса многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу; изъять для муниципальных нужд жилые помещения №№ в многоквартирном <адрес> по указанному выше адресу, расположенном на земельном участке, указанном в пункте 16 настоящего постановления.
Администрацией города Енисейска подготовлен проект соглашения об изъятии спорного жилого помещения для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, размер которой по результатам проведенной оценки составил 561 385 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ истцу были вручены вышеуказанный проект соглашения «об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения», а также копия отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №. С данным соглашением Ледовская Е.Ю. не согласилась.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Поскольку Ледовская Е.Ю. отказалась от выкупа принадлежащего ей жилого помещения, при этом, администрацией города Енисейска обязанность по предоставлению ей жилого помещения не исполнена, нарушенное право Ледовской Е.Ю. должно быть восстановлено путем возложения соответствующей обязанности на ответчика.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы администрации города Енисейска о том, что в данном случае должен быть произведен выкуп жилого помещения (а не предоставление другого) с определением выкупной цены в соответствии с ч.7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ввиду того, что истец является собственником иных жилых помещений, судом признаются несостоятельными ввиду следующего.
Часть 7 статьи 32 ЖК РФ, конкретизирующая положения статей 35 (часть 3) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для государственных или муниципальных нужд без предварительного и равноценного возмещения, закрепляет порядок определения размера возмещения, предусматривающий включение в него как рыночной стоимости жилого помещения и доли в праве общей собственности на общее имущество, в том числе доли на земельный участок, так и всех убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, в том числе упущенной выгоды.
Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Из материалов дела следует, что Ледовская Е.Ю. приобрела квартиру ДД.ММ.ГГГГ, то есть задолго до введения в действие ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и действуя добросовестно, в условиях правовой определенности вправе была рассчитывать, как собственник на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
Согласно части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии с разъяснениями, данными Верховным Судом Российской Федерации в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплен общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, при рассмотрении дела необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами.
Право собственности истца возникло до введения в действие Федерального закона от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда», вступившего в силу со дня его официального опубликования ДД.ММ.ГГГГ и не содержащего положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие.
Правоотношения сторон, связанные с изъятием жилого помещения для муниципальных нужд, возникли с момента издания постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», а также постановление №-п от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в вышеуказанное постановление №-п от ДД.ММ.ГГГГ, именно с указанного момента (ДД.ММ.ГГГГ) земельный участок по адресу: <адрес> был изъят для муниципальных нужд в целях сноса жилого дома в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае», а принадлежащая Ледовской Е.Ю. квартира включена в перечень изымаемых жилых помещений.
Правоотношения по изъятию квартиры для муниципальных нужд, как и право собственности Ледовской Е.Ю. на жилое помещение, возникли до введения в действие пункта 8.2 статьи 32 ЖК РФ, в связи с чем, эта правовая норма, не имеющая обратной силы, не может применяться к возникшему жилищному спору.
Наличие в собственности Ледовской Е.Ю. иных жилых помещений не снимает с органа местного самоуправления обязанности произвести соответствующие выплаты в установленный в региональной программе срок, а равно предоставить истице иное жилое помещение взамен изымаемого, в связи с чем, ее требования к администрации г.Енисейска подлежат удовлетворению.
Согласно части 6 статьи 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в подпункте "л" пункта 20 Постановления Пленума №14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
Таким образом, после предоставления Ледовской Е.Ю. жилого помещения в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29 марта 2019 года №144-п, право собственности Ледовской Е.Ю. на жилое помещение по адресу: <адрес> подлежит прекращению с признанием права собственности за муниципальным образованием город Енисейск Красноярского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ледовской Елены Юрьевны удовлетворить.
Обязать администрацию города Енисейска Красноярского края предоставить Ледовской Елене Юрьевне взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность жилое помещение, равнозначное по общей площади взамен изымаемого жилого помещения, расположенное в жилом доме, возведение которого предусмотрено в рамках региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 29 марта 2019 года №144-п.
После предоставления Ледовской Елене Юрьевне жилого помещения в рамках Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29 марта 2019 года №144-п, прекратить право собственности Ледовской Елены Юрьевны на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, с признанием права собственности на него за муниципальным образованием городской округ город Енисейск Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.
Судья К.Г. Антоненко
Мотивированное решение составлено 04 октября 2021 года.
Судья К.Г. Антоненко