Судья 1 инстанции Хрусталева Т.Б. | УИД 38RS0034-01-2021-002305-18 |
Судья–докладчик Гусарова Л.В., | № 33а-8268/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2021 г. | г. Иркутск |
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Каракич Л.Л.,
судей Гусаровой Л.В., Абрамчика И.М.,
при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-2051/2021 по административному исковому заявлению Смирновой Ольги Иннокентьевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Смирновой Анастасии Владимировны, Смирновой Алёны Владимировны, Смирнова Тихона Владимировича, к администрации г. Иркутска о признании приказа об исключении из списка молодых семей незаконным,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Смирновой О.И. – Логиновой О.В. на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 21 июля 2021 г.,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование административных исковых требований указано, что в феврале 2011 года административный истец обратилась в администрацию г. Иркутска с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. К заявлению были приложены все необходимые документы, в том числе, справка о наличии имеющейся у супруга в собственности 1/3 доли жилого помещения по адресу: <адрес изъят>, которое было приватизировано в долевом соотношении с отцом ФИО17 и братом ФИО18 В этой квартире проживают родители супруга – ФИО19 и ФИО20 По итогам рассмотрения документов, семью Смирновых включили в программу. В сентябре 2011 г. семьёй с применением ипотечного займа (рассчитывая на помощь государства) была приобретена квартира, расположенная по адресу: г<адрес изъят>. В марте 2019 г. она и супруг получили уведомление о том, что их семья включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты и о том, что необходимо предоставить документы. В конце 2019 г. им сообщили, что квартира по адресу: <адрес изъят>, не подходит по площади для их семьи для погашения ипотечного кредита. В качестве альтернативы было предложено перенести очередь на следующий год, за это время погасить ипотечный кредит, затем приобрести новую жилплощадь большей площади, на что административный истец согласилась. В феврале 2021 г. Им сообщили, что поскольку у супруга административного истца в собственности имеется 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по <адрес изъят>, семья исключена из социальной программы, поскольку суммарная площадь жилых помещений, находящаяся в собственности семьи, превышает установленную Решением Думы г. Иркутска от 05 июля 2005 г. №004-20-140161/5 учетную норму площади жилого помещения на одного члена семьи. Полагает, что принятое административным ответчиком решение №082-74-477/21 от 28 января 2021 г. нарушает права многодетной семьи на участие в социальной программе при том, что они одной семьёй проживают в квартире, площадью (данные изъяты) кв.м, и возможности присоединить к ней площадь иного жилого помещения нет. Полагает, что поскольку ранее семья была включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, исключение семьи из указанного списка является незаконным и противоречит положениям Конституции РФ, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и охраняются государством.
На основании изложенного, просила суд признать незаконным решение №082-74-477/21 от 28 января 2021 г. об исключении семьи из списка участников целевой муниципальной программы «Доступное и безопасное жильё» муниципальной программы «Жилище».
В ходе судебного разбирательства административный истец заявленные требования уточнила, просила суд признать незаконным приказ начальника Департамента жилищной политики №580-05-76/21 от 27 января 2021 г. об исключении семьи Смирновых, согласно приложению № 1 п.1 из списка молодых семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 21 июля 2021 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Логинова О.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы указала, что правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющиеся приложением к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной постановлением правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №1050, не предусматривают исключения семей – участниц подпрограммы из сводного списка. Правила не представляют органу местного самоуправления возможности исключения из списков участников подпрограммы молодой семьи, если эта семья утверждена в списке претендентов на получение социальной выплаты органом государственной власти субъекта РФ. Орган местного самоуправления может принять решение об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы, но не может исключить её из списка участников.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Административный истец Смирнова О.И., её представитель Логинова О.В. в судебном заседании на доводах жалобы настаивали, просили решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить.
Заинтересованное лицо Смирнов В.А. в судебном заседании апелляционную жалобу также поддержал.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как верно установлено судом, на основании заявления супругов Смирновой О.И. и Смирнова В.А. решением постоянно действующей городской комиссии по жилищным вопросам от 03 марта 2011 г. они были признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Впоследствии, в связи с рождением у административного истца и её супруга детей, - 29 марта 2011 г. Смирновой Анастасии В., 03 апреля 2016 г. Смирновой Алёны В., 06 августа 2019 г. Смирнова Т.В., дети также были включены в состав семьи для участия в федеральной подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2013-2021 годы.
В настоящее время семья административного истца является многодетной, состоит из пятерых человек.
Установлено так же, что 04 марта 2019 г. в адрес Смирнова В.А. и Смирновой О.И. начальником департамента жилищной политики аппарата администрации г. Иркутска было направлено сообщение, согласно которому их семья включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в 2019 году.
Для рассмотрения вопроса о предоставлении семье свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Молодым семьям – доступное жильё» на 2019-2024 г.г. и подпрограммы «Молодым семьям – доступное жильё» муниципальной программы «Жилище на 2013-2021 годы» в размере (данные изъяты) рублей, им необходимо сообщить о своем намерении участвовать в подпрограмме и предоставить в отдел жилищных программ и закупок департамента жилищной политики аппарата администрации г. Иркутска ряд документов.
27 января 2021 г. начальником департамента жилищной политики администрации г. Иркутска был издан приказ №580-08-76/21 об исключении семьи Смирновых (приложение №1 к приказу) из списка молодых семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях и имеющими достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимость жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
28 января 2021 года в адрес административного истца и её супруга было направлено уведомление о том, что семья исключена из списка участников в соответствии с п.п.1 п.17 Порядка признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях и имеющими достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, и предоставления указанных социальных выплат в рамках реализации постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 22 января 2020 г. № 031-06-25/0.
Основанием для исключения явилось то, что суммарная общая площадь жилых помещений, принадлежащих членам семьи административного истца составляет (данные изъяты) кв.м, что превышает установленную Решением Думы г. Иркутска от 05 июля 2005 г. № 004-20-140161/5 учетную норму площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их признания нуждающимися в жилом помещении, в размере менее 15,0 кв.м общей площади на 1 человека.
Судом первой инстанции верно установлено и не оспаривается стороной административного истца, что Смирновой О.И. и её супругу Смирнову В.А. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества №22/11 от 20 сентября 2011 г. принадлежит на праве общей долевой собственности по ? доли каждому жилое помещение, общей площадью (данные изъяты) кв.м, расположенное по адресу: <адрес изъят>
Кроме того, Смирнову В.А. на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 30 октября 2002 г. принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>
Данные обстоятельства подробно исследованы судом первой инстанции и сделан верный вывод, что на основании ст.51 Жилищного кодекса РФ (далее также ЖК РФ), устанавливающей, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, а также в силу ст.56 ЖК РФ, семья Смирновых была исключена из списка молодых семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях на законных основаниях.
Судом были исследованы так же и обстоятельства, свидетельствующие о том, что определение критерия нуждаемости молодых семей в улучшении жилищных условий, установленного жилищным законодательством в совокупности с учетной нормой площади жилого помещения, установленной Решением Думы г. Иркутска от 05 июля 2005 г. № 004-20-140161/5, соответствует требованиям, предъявляемым к молодым семьям для признания за ними права получения государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей посредством утвержденной 01 января 2020 г. постановлением администрации г.Иркутска №031-06-1001/9 подпрограммы «Доступное и безопасное жильё» муниципальной программы «Жилище».
Постановлением администрации г. Иркутска №031-06-25/0 утвержден Порядок признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях и имеющими достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, и предоставления указанных социальных выплат в рамках реализации постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ».
Согласно пункту 7 Порядка, признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях для целей настоящего Порядка осуществляется в соответствии с пунктом 7 Правил и статьями 50 - 54, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая то, что каждый из членов семьи административного истца обеспечен жилой площадью сверх учетной нормы, исключение семьи из списка молодых семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях является законным, обоснованным, соответствует интересам государства и не противоречит положениям законодательства, защищающим интересы семьи, материнства, отцовства и детства, как то полагает сторона административного истца.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается в выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания приказа начальника Департамента жилищной политики №580-05-76/21 от 27 января 2021 г. об исключении семьи Смирновых, согласно приложению № 1 п.1 из списка молодых семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, незаконным.
Доводы жалобы о том, что правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющиеся приложением к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной постановлением правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №1050, не предусматривают исключения семей – участниц подпрограммы из сводного списка, основаны на неверном толковании закона, подлежащего применению при рассмотрении дела.
Более того, такие суждения противоречат самому смыслу жилищного законодательства в части его положений, направленных на оказание помощи нуждающимся семьям в улучшении жилищных условий, а также целям программы «Жилище», подразумевающей помощь только лишь определенным категориям молодых семей, а не каждой семье, поставленной на учет, поскольку иная трактовка таких положений может повлечь за собой злоупотребление правом получения государственной помощи лицами, не являющимися нуждающимися, при том, что часть иных семей будет поставлена в уязвимое положение.
Иные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией также отклоняются как не имеющие правового значения при разрешении спора.
Судебная коллегия так же обращает внимание на то, что если у молодой семьи после снятия её с учета в качестве участника подпрограммы вновь возникнет право на получение социальной выплаты, то повторное признание её в качестве участницы подпрограммы производится на общих основаниях (пункт 8 Порядка формирования списков молодых семей, утвержденного приказом Министерства по молодежной политике Иркутской области от 01 сентября 2016 г. N 15-мпр).
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не установлено.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Судебная коллегия считает, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2021 ░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░ |
░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ |