Судья Губка Н.Б.
Дело № 2-2937/2023
УИД: 74RS0002-01-2023-000511-20
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-8152/2023
04 июля 2023 г. г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Подрябинкиной Ю.В.,
судей Челюк Д.Ю., Доевой И.Б.,
при секретаре Алёшиной К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Петровой Анны Валентиновны к Правительству Челябинской области, Губернатору Челябинской области о признании незаконным отказа в перерасчете размера пенсии за выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет,
по апелляционной жалобе Петровой Анны Валентиновны на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 31 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Челюк Д.Ю. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения истца Петровой А.В. и ее представителей ФИО6, ФИО7, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчиков Правительства Челябинской области, Губернатора Челябинской области – ФИО8, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петрова А.В. обратилась в суд с иском к Правительству Челябинской области, Губернатору Челябинской области о признании незаконным отказа в перерасчете размера пенсии за выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с 01.04.2022 года с учетом централизованного повышения и увеличения оклада месячного денежного содержания государственным гражданским служащим Челябинской области, установленного постановлением Законодательного Собрания Челябинской области № 999 от 31.03.2022г. (л.д. 5-9, 34).
В обоснование заявленных требований указала, что она является получателем пенсии за выслугу лет, как государственный служащий Челябинской области. 24.10.2022 года она обратилась с заявлением о перерасчете размера пенсии за выслугу лет в связи с централизованным увеличением оклада денежного содержания государственных гражданских служащих Челябинской области. В перерасчете размера пенсии было отказано, полагает отказ незаконным.
Истец Петрова А.В. и ее представитель ФИО7 в судебном заседании суда первой инстанции поддержали заявленные требования.
Представитель ответчиков Правительства Челябинской области, Губернатора Челябинской области – ФИО8 возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Суд вынес решение, которым в удовлетворении исковых требований Петровой А.В. отказал в полном объеме (л.д. 92-95).
Не согласившись с решением суда, истец Петрова А.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы указывает, что вопреки выводам суда Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.03.2022 года № 999 не могли быть установлены новые или иные условия оплаты труда по должностям гражданской службы Челябинской области в силу ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Вывод суда о введении новых условий оплаты труда гражданских служащих не основан на законе, поскольку при анализе ранее действовавшего постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 09.07.2010 года № 2405 и постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 31.03.2022 года № 999 следует вывод, что состав денежного содержания государственных гражданских служащих Челябинской области не изменился. Судом не оценены представленные истцом расчеты, свидетельствующие о кратном увеличении размеров окладов месячного денежного содержания по всем должностям гражданской службы. Вывод суда о необходимости указания на индексацию пенсий в постановлении Законодательного Собрания Челябинской области от 31.03.2022 года № 999 не обоснован, поскольку термин «индексация» в постановлении Законодательного Собрания Челябинской области от 26.09.2019 года № 2024 и постановлении Законодательного Собрания Челябинской области от 30.092021 года № 636 отсутствует. Вышеуказанными постановлениями были установлены новые увеличенные размеры должностных окладов, на основании которых ответчик произвел перерасчет пенсии. Ссылка суда на уменьшение размера ежемесячного денежного содержания несостоятельна, поскольку юридическое значение имеет увеличение размера оклада месячного денежного содержания в целом, а не какой-либо его отдельной составляющей, которая принимается в расчет (л.д. 99-102).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Петрова А.В. была назначена на должность <данные изъяты>, с установлением должностного оклада в размере 6 072 рубля, оклада за классный чин в размере 1 392 рубля, ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы 90 % должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада (л.д. 15).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Петровой А.В. – начальнику отдела автоматизированных систем управления был присвоен очередной классный чин, установлен должностной оклад в размере 2 570 рублей (л.д. 16).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № служебный контракт с Петровой А.В. был расторгнут, в связи с выходом на пенсию (л.д. 17).
На основании заявления Петровой А.В. (л.д. 46) распоряжением Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № Петровой А.В. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет в размере 17 926,72 руб. (л.д. 61).
Распоряжениями Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ устанавливались размеры ежемесячной выплаты (л.д. 62-70).
ДД.ММ.ГГГГ Петрова А.В. обратилась к губернатору Челябинской области с заявлением о перерасчете пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с размерами окладов месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Челябинской области, установленных Постановлением № 999 (л.д. 20-21).
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ № Петровой А.В. отказано в перерасчете пенсии, поскольку централизованного увеличения оклада месячного содержания гражданского служащих Челябинской области не производилось (л.д. 22).
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 09.07.2010 N 2405 "Об оплате труда государственных гражданских служащих Челябинской области и порядке формирования фонда оплаты труда указанных лиц" (далее – Постановление № 2405), постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 31.03.2022 N 999 "Об оплате труда государственных гражданских служащих Челябинской области и порядке формирования фонда оплаты труда указанных лиц" (далее – Постановление № 999), пришел к выводу, что принятие постановления Законодательного Собрания Челябинской области № 999 не является централизованным увеличением (индексацией) оклада месячного денежного содержания, а установило новые условия оплаты труда гражданских служащих, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции верными, так как они соответствуют нормам законодательства, регулирующим возникшие правоотношения, основаны на установленных по делу обстоятельствах и подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, подробно изложенная в решении суда.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
На дату увольнения Петровой А.В. действовал порядок оплаты труда государственных гражданских служащих Челябинской области, который регулировался Постановлением законодательного Собрания Челябинской области № 2405, действовавшим до 01 апреля 2022 года.
Согласно абз. 10 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 24.03.2010 N 100 (далее Положение №100), лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Челябинской области, устанавливается пенсия за выслугу лет в форме ежемесячной выплаты исходя из оклада месячного денежного содержания на дату увольнения с государственной гражданской службы Челябинской области либо на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости по их заявлению, в следующих размерах: при наличии стажа государственной гражданской службы свыше 25 лет - в размере 135 процентов оклада месячного денежного содержания по соответствующей должности государственной гражданской службы.
В соответствии с абз. 11 Положения № 100, размер пенсии за выслугу лет увеличивается на районный коэффициент.
С учетом стажа Петровой А.В. и вышеуказанных положений, размер пенсии за выслугу лет составил 17 926,72 руб. (8 797 руб. (размер должностного оклада) + 2750 руб. (размер оклада за классный чин)) * 135% (размер пенсии за выслугу лет)) + 15% (районный коэффициент).
Исходя из абз. 17 Положения №, перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится в следующих случаях:
1) увеличения стажа государственной гражданской службы на один год или более.
Перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится с даты подачи заявления о возобновлении ее выплаты после увольнения с государственной гражданской службы (муниципальной службы) с учетом всего стажа государственной службы, имеющегося на дату перерасчета;
2) централизованного увеличения оклада месячного денежного содержания государственных гражданских служащих Челябинской области.
Лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Челябинской области после назначения им пенсии за выслугу лет, в связи с чем ее выплата приостанавливалась, пенсия за выслугу лет по их заявлению может быть установлена с учетом вновь замещавшихся должностей государственной гражданской службы Челябинской области в соответствии с требованиями, установленными настоящим Положением, исходя из оклада месячного денежного содержания по последней замещавшейся должности государственной гражданской службы Челябинской области.
На основании подп. 2 абз. 17 Положения № 100 размер пенсии за выслугу лет Петровой А.В. был пересчитан Распоряжениями Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как верно указано судом первой инстанции, было осуществлено централизованное увеличение (индексация) размеров должностных окладов и размеров окладов за классный чин государственных гражданских служащих Челябинской области. Увеличение (индексация) размеров должностных окладов и размеров окладов за классный чин государственных гражданских служащих Челябинской области осуществлялась вне зависимости от должности государственной гражданской службы Челябинской области в одинаковом размере (с ДД.ММ.ГГГГ – на 4,3 процента, с ДД.ММ.ГГГГ - на 3 процента, с ДД.ММ.ГГГГ - на 5,2 процента). Иные условия оплаты труда указанными выше постановлениями Законодательного Собрания Челябинской области не изменялись.
Согласно ч. 12 ст. 50 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Челябинской области от 29.03.2007 N 104-ЗО "О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области", постановлениями Законодательного Собрания Челябинской области устанавливаются денежное содержание гражданского служащего (за исключением гражданского служащего, оплата труда которого производится в особом порядке в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности), порядок формирования фонда оплаты труда, увеличение (индексация) размеров денежного содержания по должностям гражданской службы области с учетом уровня инфляции (потребительских цен), порядок и условия командирования гражданских служащих, проходящих государственную гражданскую службу в аппаратах Законодательного Собрания Челябинской области, Контрольно-счетной палаты Челябинской области, избирательной комиссии Челябинской области, Уполномоченных по правам человека, правам ребенка, защите прав предпринимателей в Челябинской области.
Таким образом, основанием для увеличения (индексации) размеров окладов денежного содержания являются закон Челябинской области об областном бюджете и соответствующее постановление Законодательного Собрания Челябинской области. В рассматриваемом случае указанных выше актов принято не было, в связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для увеличения размера оклада истца не имеется.
Исходя из содержания Постановления Законодательного Собрания Челябинской области № 999, оно установило новые условия оплаты труда гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями, а не увеличен (проиндексирован) размер ранее установленных окладов месячного денежного содержания, доводы жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
Ссылка в жалобе на то, что судом не оценены представленные истцом расчеты, свидетельствующие о кратном увеличении размеров окладов месячного денежного содержания по всем должностям гражданской службы, отклоняется судебной коллегией, поскольку как было указано выше и установлено судом первой инстанции, на основании Постановления Законодательного Собрания Челябинской области № 999 установлены новые условия оплаты труда.
Вопреки доводам жалобы, ранее должностные оклады государственных гражданских служащих были увеличены на основании Распоряжений Губернатора Челябинской области «Об установлении размеров ежемесячной выплаты лицам, замещавшим государственные должности Челябинской области, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Челябинской области», что являлось централизованным увеличением денежного содержания.
Кроме того, Закон Челябинской области от 23.12.2001 года № 493-ЗО «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» не содержал норм, предусматривающих индексацию размеров денежного содержания гражданских служащих в 2022 году.
Доводы жалобы о том, что ссылка суда на уменьшение размера ежемесячного денежного содержания несостоятельна, поскольку юридическое значение имеет увеличение размера оклада месячного денежного содержания в целом, а не какой-либо его отдельной составляющей, которая принимается в расчет, не влияют на правильность принятого судом решения, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.
Таким образом, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, не исследованных судом, и по существу сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для которой у судебной коллегии не имеется. Основания для отмены решения по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 31 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петровой Анны Валентиновны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 11.07.2023 года.