Материал № 12-100/2020
Р Е Ш Е Н И Е
14 мая 2020 года гор. Элиста
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Эминов О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова» Джамбиновой Татьяны Николаевны на постановление Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия от 23 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 10.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
постановлением Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия от 23 марта 2020 года БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 10.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова» Джамбинова Т.Н. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия от 23 марта 2020 года, указав, что при Учреждение подвергнуто наказанию за то, что при осмотре столовой обнаружены колбасные изделия, в состав которых входит мясо птицы общим весом 4,472 кг. Указанная продукция животного происхождения поступила в переработку без ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих происхождение качества и безопасность. На момент проверки ветеринарных сопроводительных документов от индивидуального предпринимателя Гаврилова Г.А. (ИНН 0814000232238) не поступало, они были присланы с запозданием 16 марта 2020 года в 15.40 час. Регистрация документов была произведена с запозданием 17 марта 2020 года по причине неисправности сети Интернет. Копия ветеринарной справки №4658281641 от 16.03.2020, выданной БУ РК «Элистинская городская станция по борьбе с болезнями животных» ветеринарным врачом - ветсанэкспертом Доролеевой В.М. прилагается. Штраф в размере 10000 (десять тысяч) руб. считает высоким, поскольку бюджет колледжа финансируется недостаточно стабильно и несвоевременно. Данное постановление об административном правонарушении стало предметом служебного расследования, к виновным приняты меры дисциплинарного характера.
В судебное заседание представитель БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова» Джамбинова Т.Н. не явилась, о рассмотрении жалобы извещена.
Представитель Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Долдаев С.В. не явился, представив письменный отзыв на жалобу, в которой указал, что вина БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова» в совершении инкриминируемого административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.8 КоАП РФ, установлена.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры но их соблюдению.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 49J9-I "О ветеринарии” - Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
В соответствии со ст. 21 вышеуказанного закона - Мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Согласно п. 1 приложения № 1 «Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов» приказа МСХ РФ от 27.12.2016г. № 589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных тельных документов на бумажных носителях» - настоящие Правила разработаны в целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее - подконтрольные товары), подтверждения эпизоотического благополучия территорий, мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров при их производстве, перемещении и переходе права собственности на них и устанавливают формы и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД), за исключением форм и порядков оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Согласно п. 2. Приложения № 1 - ВСД (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. N 648 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2016 г., регистрационный N 41118) (далее - Перечень, утвержденный приказом Минсельхоза России N 648), из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
В соответствии с п. 3. Приложения № I - Оформление ВСД осуществляется при: производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);
перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);
переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
В соответствии с п. 7. Приложения № I - При производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации ВОД оформляются на основании:
сведений об эпизоотической ситуации места происхождения/отгрузки подконтрольных товаров;
результатов ветеринарно-санитарной экспертизы данной продукции или сырья, из которого она изготовлена, если ее проведение в отношении указанного подконтрольного товара или сырья для его производства требуется законодательством Российской Федерации;
лабораторных исследований, проведенных в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и учреждений Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации, если их проведение в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством Российской Федерации;
данных осмотра (ветеринарного освидетельствования, если данный подконтрольный товар представляет собой живых животных);
данных осмотра транспортного средства, в котором перемещается подконтрольный товар; справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков, выданной уполномоченным лицом органа или учреждения, входящего в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации на срок не более 1 месяца (при перемещении молока сырого, сливок сырых, сырого обезжиренного молока (обрата сырого) с молочных ферм поставщиков на молокоперерабатывающие предприятия);
иных методов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Приложения № 2 «Порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме» Приказа МСХ РФ от 27.12.2016г. № 589 «Об утверждении ветеринарных правил организаций работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях» ветеринарные сопроводительные оформляются в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
не соответствуют требованиям нормативных документов;
имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);
соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в пении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации,
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Ответственность за нарушение указанного Порядка установлена ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ, согласно которой нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова», расположенное по адресу: РК, г. Элиста, 4 мкр., дом 38, при осуществлении деятельности правильности оформления электронных сопроводительных документов в ФГИС «Меркурий» продукция животного происхождения, а именно: сосиски «Петровские», в состав которых входит мясо птицы, общим весом 4,472 кг, производитель АО «Птицефабрика «Чамзинская», МПК, адрес: Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п. Чамзинка. ул. Юбилейная, д. 2, поступила на хранение, переработку и в обороте для дальнейшей реализации учащимся без ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность, а также эпизоотическое благополучие местности, из которой она вывезена. На основании чего составлен протокол об административном правонарушении, соответствующий требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Бакугинов Ж.В., правильно установив обстоятельства дела, обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 10.8 КоАП РФ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова» выявлены нарушения требований ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства и в деятельности учреждения усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ, санкция которой влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей.
Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также при вынесении оспариваемого постановления, которые могли бы повлечь признание доказательств по делу недопустимыми, и соответственно, повлечь безусловную отмену состоявшегося по делу акта, не допущено.
Всем установленным по делу обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка, основанная на правильном применении процессуальных норм и норм материального права, в том числе положений Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденного приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. N 589.
Доказательств, отвечающих критериям достоверности и допустимости, которые бы опровергали или ставили под сомнение сам факт совершения юридическим лицом БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Наказание должностным лицом административного органа назначено юридическому лицу в пределах санкции ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ. Постановление о наложении административного наказания вынесено в пределах полномочий, предусмотренных законом.
При назначении административного наказания были учтены характер совершенного административного правонарушения, а также отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Нарушений норм законодательства об административных правонарушениях по делу не допущено,
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ, не истек.
Доводы заявителя об освобождении от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения в порядке ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд находит несостоятельными.
Пункт 3 ст. 3.4 КоАП РФ предусматривает, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (п.2 ст.3.4 КоАП РФ).
Сведений о привлечении учреждения ранее к административной ответственности в материалах дела не имеется, совершенное им правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий. Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, характера совершенного административного правонарушения и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также то, что административное правонарушение совершено БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова» впервые при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, что в соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ является основанием для вынесения административного наказания в виде предупреждения.
В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при. наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд может вынести решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Таким образом, суд считает необходимым постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Бакугинова Ж.В. от 23 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ в отношении БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова» изменить, заменив административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Бакугинова Ж.В. от 23 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ, в отношении БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова» изменить, административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей заменить на предупреждение, жалобу директора БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова» Джамбиновой Т.Н. удовлетворить.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд РК в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Председательствующий: О.Н. Эминов