УИД 91RS0012-01-2023-005568-93
№ 2-430/2024 (2-3463/2023;)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 мая 2024 года г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего Богданович Е.И.,
при помощнике, секретаре Романика Я.А., Лебединской А.Э.,
с участием старшего помощника прокурора Согановой Т.Г.,
с участием представителя истца администрации <адрес> Республики Крым и третьего лица - Департамента коммунального хозяйства и капитального строительства администрации <адрес> Республики ФИО8, ответчиков ФИО1 и ФИО2, представителей третьего лица Государственного казенного учреждения Республики Крым «Управление по реализации программ» - ФИО10, ФИО11, представителя третьего лица Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации <адрес> Республики ФИО9,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации <адрес> Республики Крым к ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО3, третьи лица - Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства администрации <адрес> Республики Крым, Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации <адрес> Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Управление по реализации программ», о выселении, о возложении обязанности совершить определенные действия,
с участием прокуратуры <адрес> Республики Крым, несовершеннолетнего ФИО4,
У С Т А Н О В И Л:
В ноябре 2023 года администрация <адрес> Республики Крым обратилась в Керченский городской суд Республики Крым, в котором просила выселить ответчиков ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО3 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>. Также просила возложить обязанность на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и в течение десяти дней с момента заключения договора социального найма сняться с регистрационного учета по месту жительства.
В обоснование исковых требований администрация <адрес> Республики Крым ссылается на то, что ответчики на условиях социального найма проживают в муниципальном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Многоквартирный дом, в котором расположена указанная квартира, внесен в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах на территории Республики Крым", утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которой осуществляется расселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке авариными и подлежащими сносу.
В рамках реализации указанной Программы, Государственным казенным учреждением Республики Крым "Управление по реализации программ" (далее - ГКУ РК "Управление по реализации программ") в собственность Республики Крым была приобретена квартира по адресу: <адрес>, расположенная на 5 этаже, площадью 69,1 кв. м, для предоставления ФИО1 и членам её семьи, взамен занимаемого аварийного жилого помещения.
Площадь данной квартиры больше площади квартиры, занимаемой ответчиками по адресу <адрес> (62,2 кв.м) и находится в том же населенном пункте.
Приобретенное для ответчиков жилое помещение включено в реестр муниципальной собственности и предоставлено ФИО1 с членами ее семьи по договору социального найма в связи с выселением из аварийного многоквартирного жилого дома, подлежащего сносу, однако ФИО1 от заключения договора социального найма жилья в отношении предоставленной ей квартиры по адресу: <адрес>, отказалась (не удовлетворена районом переселения, этажностью, площадью жилого помещения).
Истец полагает, что оснований для отказа в заключении договора социального найма у ответчиков не имеется, поскольку предоставленное жилое помещение расположено в границах территории <адрес>, является благоустроенным, по площади превышает ранее занимаемое жилое помещение.
В судебное заседание не явился несовершеннолетний ФИО3, привлеченный к участию в деле в порядке положений ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 175-176), о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд заявление, в котором пояснил, что в настоящее время он временно проживает в <адрес> совместно со своим отцом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку предоставляемое взамен аварийному жилое помещение имеет меньшую жилую площадь, что ущемляет его права (л.д. 181-185).
В судебном заседании представитель истца администрации <адрес> Республики Крым и третьего лица - Департамента коммунального хозяйства и капитального строительства администрации <адрес> Республики ФИО8 поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить, пояснила, что предоставляемое взамен аварийному жилое помещение в полном объеме соответствует требованиям действующего законодательства, оно благоустроено, находится в черте <адрес>, отвечает всем санитарным и эпидемиологическим нормам, имеет большую общую площадь, то есть является равнозначным. При этом, полагала, что доводы ответчика ФИО1 о том, что по медицинским показаниям она не может подниматься на пятый этаж какими-либо допустимыми и относимыми доказательствами не подтверждён.
Ответчики ФИО1 и ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО3, возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку предоставляемое взамен жилое помещения имеет меньшую жилую площадь, а именно является двухкомнатной квартирой, в то время как они занимают по договору социального найма трехкомнатную квартиру. Также ответчик ФИО1 указала, что в силу возраста и наличия у неё заболеваний она не может ежедневно подниматься на пятый этаж, кроме того, изначально ей предлагалась двухкомнатная квартира в другом районе города, предоставляемое в настоящее время жилое помещение находится на значительном удалении от района в котором она проживает всю свою жизнь.
Представители третьего лица Государственного казенного учреждения Республики Крым «Управление по реализации программ» - ФИО10, ФИО11 поддержали заявленные исковые требования в полном объеме, полагали, что предоставляемое ответчиком жилое помещение в полном объеме соответствует всем требованиям законодательства, является равнозначным.
Представителя третьего лица Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации <адрес> Республики ФИО9 в судебном заседании поддержала заяволенные исковые требования, пояснила, что проживание несовершеннолетних в аварийном жилом помещении создает угрозу для их жизни и здоровья.
Старший помощник прокурора <адрес> Соганова Т.Г. в заключении по существу спора полагала, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку ответчиками не представлено суду допустимых и относимых доказательств того, что предоставляемое взамен аварийному жилое помещение не соответствует какому-либо критерию, установленному законодательством. Также ответчиком ФИО1 не представлено доказательств, в подтверждение наличия у неё медицинских противопоказаний к подъему по лестнице на пятый этаж.
Выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, допросив специалиста, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 на основании договора социального найма является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ее дочь ФИО2 и внуки ФИО3 и ФИО3 включены в договор социального найма в качестве членов семьи нанимателя. Квартира имеет общую площадь 62,2 кв.м, состоит из трех жилых комнат площадью 44,1 кв.м (л.д. 20-23).
В соответствии с Региональной адресной программой «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019 - 2025 годах" многоквартирный жилой дом по <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, планируемая дата окончания переселения - ДД.ММ.ГГГГ.
Соисполнителем Программы является ГКУ РК "Управление по реализации программ", которое выполняет функции расходования средств на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах.
Во исполнение данной функции ГКУ РК "Управление по реализации программ" ДД.ММ.ГГГГ заключило государственный контракт с обществом с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Флагман Строй» на приобретение в собственность Республики Крым одного жилого помещения в целях обеспечения мероприятий по переселению из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах на территории Республики Крым", а именно двухкомнатной квартиры, расположенной на 5 этаже, общей площадью 69,08 кв.м (л.д. 79-90).
Заключением комиссии по обеспечению приемки законченных строительством домов, приобретенных жилых помещений в целях реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Крым, созданной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, ГКУ РК "Управление по реализации программ" рекомендовано принять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, (л.д. 128-131).
Приобретенное жилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> включено в реестр муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, право собственности муниципального образования зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, квартира площадью 69,1 кв.м, расположена на 5-м этаже многоквартирного дома (л.д. 58-60).
Постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п ФИО1 с составом семьи из четырех человек (ФИО1 - наниматель, ФИО2 - дочь, ФИО3, - внук, ФИО3 -внучка) предоставлено с заключением договора социального найма жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 69,1 кв.м, находящееся в муниципальной собственности, для последующего пересечения из аварийного жилья (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сообщила о том, что предоставляемое ей жилое помещение по адресу: <адрес>, её не устраивает, поскольку оно состоит из двух жилых комнат и кухни-студии, вместо полноценной трехкомнатной квартиры, находится на 5-м этаже и вдали от школы (л.д. 8).
Ссылаясь на указанные обстоятельства и небезопасность проживания ответчиков в аварийном жилом помещении, администрация <адрес> Республики Крым обратилась в суд с настоящим иском.
В силу положений статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания (пункты 1, 3).
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Из части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом не благоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства в системном толковании с правоприменительной практикой предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Кроме того, из указанных выше правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется
Возражая против искового заявления, ответчики ссылались на то, что при предоставлении им другого жилья не учтены жилая площадь, количество проживающих в квартире человек, состояние здоровья ФИО1 и противопоказания по здоровью.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что квартира по адресу <адрес>, предоставляемая ответчикам взамен признанного подлежащим сносу помещения, является благоустроенным жилым помещением, находится в черте <адрес>, общая площадь предоставляемого жилого помещения больше ранее занимаемому, при этом убедительных доказательств непригодности данной квартиры для проживания ответчиками не представлено.
Доводы ответчика ФИО1 о наличии у нее заболеваний, препятствующих проживанию во вновь предоставленной квартире, в установленном законом порядке не доказаны.
Так, согласно эпикризу истории болезни ФИО1 №, последняя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила лечение в гастроэнтерологическом отделении ГБУЗ РК «Керченская городская больница №» с диагнозом анемия неуточнённая средней тяжести, хронический атрофический гастрит, обострение, хронический панкреатит ремиссия, хронический холецистит, жировой гепатоз, дисметаболическая энцефалопатия, астенический синдром, дисметаболическая дистальная полинейропатия нижних конечностей, сенситивная атаксия, этиреоз, гипертоническая болезнь 2 стадии. ФИО1 дана рекомендация по наблюдению у врача терапевта, получению консультации гематолога, пройти обследование, продолжить медикаментозное лечение (л.д. 118).
Кроме того в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась на лечении в дневном стационаре поликлинического отделения № ГБУЗ РК «Керченская городская больница №» с диагнозом гипертоническая болезнь 2-й стадии, неконтролируемая гиперлипидемия, ожирение, сопутствующие заболевания - дисметаболическая дистальная полинейропатия нижних конечностей, сенситивная атаксия, варикозная болезнь вен нижних конечностей, хоронический панкреотит, хорические холецистит, атрофический гастрит, стеатогепатоз, пилеонефрит, микронейролитиаз. По окончанию лечения ФИО1 дана рекомендация по соблюдению диеты, контролю артериального давления, снижению массы тела, адекватной регулярной нагрузке, наблюдение у врачей, антигипертензивная терапия (л.д. 140).
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста врач-терапевт ГБУЗ РК «Керченская городская больница №» ФИО13, пояснила суду, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она являлась лечащим врачом ФИО1 Пояснить имеются ли у ФИО1 какие-либо ограничения по подъему и спуску на пятый этаж по лестнице не смогла, поскольку не является врачом неврологом. Указала, что для установления наличия либо отсутствия у ФИО1 указанных ограничений ей необходимо было пройти дообследование, что ей было рекомендовано, однако данную рекомендацию она не соблюла, к врачу неврологу не обратилась.
Между тем, суд отмечает, что ответчик ФИО1 инвалидом, в том числе в связи с имеющимися у неё заболеваниями опорно-двигательной системы, не является, медицинские документы, подтверждающие наличие у нее заболевания, при котором противопоказан подъем и спуск по лестнице, в материалы гражданского дела не представлены.
То обстоятельство, что спорная квартира фактически расположена на 5 этаже не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований администрации <адрес> Республики Крым, с учетом отсутствия сведений, что проживание в предлагаемом жилом помещении создаст угрозу жизни и здоровью ответчика, которая лишена возможности самостоятельно и беспрепятственно подняться по лестнице или покинуть жилое помещение.
Также суд отклоняет доводы ответчиков о неравнозначности предоставляемого жилого помещения, поскольку предоставляемое жилое помещение является двухкомнатной квартирой, в то время как в настоящий момент они проживают в трехкомнатной квартире, как основанный на ошибочном толковании положений статей 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
<адрес> жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В рассматриваемом случае, ответчикам предоставляется в замен аварийному жилое помещение большей площадью, что не противоречит действующему законодательству.
Суд отмечает, что предоставление ответчикам в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, другого помещения, носит компенсационный характер, т.е. предоставляется взамен равнозначное помещение, и не направлено на улучшение жилищных условий.
Кроме того, судом учитывается, что в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному ГКУ РК "Управление по реализации программ", ФИО1 выразила свое согласие на предоставление ей жилого помещения в <адрес>, состоящее из двух комнат, общей площадью 64 кв.м (л.д. 76).
Ссылка ответчиков на то, что предоставляемая квартира не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам является несостоятельной, поскольку надлежащими доказательствами не подтверждается. Сведений о том, что в жилом помещении имеются неустранимые недостатки, влекущие непригодность жилого помещения для проживания, в материалах дела не имеется.
Приведенные обстоятельства подтверждают, что ФИО1 и членам её семьи предоставлено по договору социального найма другое жилое помещение, отвечающее требованиям статьи 89 ЖК РФ, так как оно благоустроено, равнозначно по общей площади занимаемому жилому помещению, отвечает установленным требованиям и находится в черте города.
Действующим законодательством не предусмотрено право нанимателя помещения в аварийном доме и членов его семьи на предоставление им по договору социального найма другого помещения на конкретной выбранной им территории в пределах одного муниципального образования.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований администрации <адрес> Республики Крым в части выселения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> возложения обязанности на ФИО1 заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
При этом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований администрации <адрес> Республики Крым о возложении обязанности на ответчиков сняться с учета по адресу: <адрес>, поскольку в соответствии с пп. "е" п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета, в том числе в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением, на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме по 150 рублей, с каждого.
На оснваонии изложенного и руководствуясь положениями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации <адрес> Республики Крым - удовлетворить частично.
Выселить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>.
Возложить обязанность на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности сняться с регистрационного учета отказать.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход местного бюджета государственную пошлину по 150 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.И. Богданович
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.И. Богданович