Решение по делу № 2а-455/2019 от 03.04.2019

                            № 2а-455/2019

УИД 72RS0008-01-2019-000511-76

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Упорово                                                                      29 мая 2019 года

Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:

          судьи                                                                          Севрюгиной И. В.,

    с участием

    помощника прокурора    Упоровского района               Ковалевой Г. А.,

    административного ответчика                                 Саренов С. Э.,

представителя заинтересованного лица ГБУЗ ТО «Областная больница № 12» Филиал Упоровская районная больница, врача психиатра-нарколога ФИО4,

              при секретаре                                                              Мелёхиной О. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                          № 2а-455/2019 по административному исковому заявлению прокурора Упоровского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к Саренову Серику Эсемкалиевичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,

                У с т а н о в и л :

... (далее прокурор) в интересах неопределённого круга лиц обратился с иском к ФИО1 (далее административный ответчик) о прекращении действия права на управление транспортными средствами.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой ... проведена проверка исполнения требований Федерального закона от ... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ходе проверки установлено, что ФИО1, ... года рождения, ... выдано водительское удостоверение № ... с разрешающими категориями «В, С».

В соответствии с заключением ГБУЗ ТО «Областная больница ... (...) от ... ФИО1 состоит на учете у врача-нарколога с ... с диагнозом: ..., в связи с чем, у него имеются противопоказания к управлению всеми видами транспорта. Таким образом, ФИО1 страдающий заболеванием: ..., в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации. На основании вышеизложенного, по правовому обоснованию иска ссылаясь на ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре», статью 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор ... просит суд:

- Прекратить действие права ФИО1, ... года рождения, на управление транспортными средствами категории «В, С» на основании водительского удостоверения ... от ... и направить решение суда в МО МВД РФ «Заводоуковский» для изъятия водительского удостоверения у ФИО1

Административный истец помощник прокурора ... ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании пояснил, что копия административного искового заявления ему вручена, с обстоятельствами, изложенными прокурором он не согласен, пояснив, что в состоянии алкогольного опьянения он транспортными средствами не управляет, к административной ответственности с лишением права управления не привлекался.

Представитель заинтересованного лица врач психиатр - нарколог ФИО4 в судебном заседании пояснил, что ФИО1 с ... состоит на «Д» учете. Дважды, за период с ноября 2018 по мая 2019 находился на лечении в областном наркологическом диспансере. В настоящее время стойкой ремиссии не наступило. Считает требования прокурора законными.

Представитель заинтересованного лица межмуниципального отдела МВД РФ «Заводоуковский» в судебное заседание не явился, просит о рассмотрении дела в его отсутствие, требования административного искового заявления поддерживает, о чем в суд поступило соответствующее письменное сообщение.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица МО МВД РФ «Заводоуковский».

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные и исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).

Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Как следует из положений подраздела 3 раздела I Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от ... N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", право на управление транспортным средством, являющееся предметом спора по рассматриваемому делу, не отнесено к числу имущественных (гражданских) прав. Такое право не обладает оборотоспособностью, и совершение гражданско-правовых сделок в отношении его невозможно.

Регулируемые Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Как следует из частей 1, 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.

В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон РФ от ... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» относится к таким Законам.

В силу положений статей 1 и 3 Федерального закона РФ от ... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного настоящий Федеральный закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 24 Федерального закона от ... № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

В соответствии с п. п. 1, 2 и 4 ст. 23 названного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе, в организации обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину РФ запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения” основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения: ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; лишение права на управление транспортными средствами.

Статьей 23 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидата в водители и водителей транспортных средств.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказанием к управлению транспортными средствами являются, в том числе, алкоголизм.

Судом установлено, что ... ФИО1, ... года рождения, выдано водительское удостоверение ... на право управления транспортными средствами категории ««В, С» со сроком действия по ...(л.д.11).

Согласно справке ВК ГБУЗ ТО «Областная больница ...» (...) филиал ... больница от ... - ФИО1, ... года рождения, проживающий по адресу: ..., состоит на «Д» учете у нарколога с ... с диагнозом - ..., ремиссии нет. Управление транспортными средствами противопоказано (л.д.15).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ... N 377 (ред. от ...) "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (вместе с "Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности") снятие с диспансерного учета производится в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).

Доказательств, подтверждающих установление стойкой ремиссии, отсутствие оснований для постановки ФИО1 на учет в связи с наличием синдрома ..., административный ответчик не предоставил.

Оценивая пояснения ФИО1 суд считает их необоснованными.

Между тем, наличие данного диагноза является противопоказанием к вождению автотранспортных средств.

При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.

Поскольку действие специального права, в данном случае наличие права у ФИО1 на управление транспортными средствами, противоречит основным принципам законодательства о безопасности дородного движения и не согласуется с нормами международного права, требования прокурора ... обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежат взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.

Размер государственной пошлины при рассмотрении искового заявления неимущественного характера в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ для физических лиц составляет 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р е ш и л :

    Административное исковое заявление прокурора ... в интересах неопределённого круга лиц к ФИО2 о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить в полном объеме.

Прекратить действие права ФИО1, ... года рождения, на управление транспортными средствами категории «В, С» на основании водительского удостоверения ... от ....

    Копию решения направить в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Заводоуковский» для изъятия водительского удостоверения у ФИО2.

    Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета Упоровского муниципального района ... государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

    Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его оглашения, путем подачи апелляционной жалобы в Заводоуковский районный суд ....

Судья             подпись                    И. В. Севрюгина

2а-455/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Упоровского района Тюменской области В. И. Гуммер в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Саренов Серик Эсемкалиевич
Другие
МО МВД РФ "Заводоуковский"
ГБУЗ ТО "Областная больница № 12" (г. Заводоуковск) филиал Упоровская районная больница
Суд
Заводоуковский районный суд Тюменской области
Судья
Севрюгина Ирина Викторовна
Дело на странице суда
zavodoukovsky.tum.sudrf.ru
03.04.2019Регистрация административного искового заявления
05.04.2019Передача материалов судье
05.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
05.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2019Подготовка дела (собеседование)
22.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2019Судебное заседание
29.05.2019Судебное заседание
29.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Регистрация административного искового заявления
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Подготовка дела (собеседование)
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее