Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
<данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Железном А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-262/2016 по административному исковому заявлению Амосова С. М., Бронштейна В. В., Колесникова А. В., Ламберта Б. М. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости
у с т а н о в и л:
Амосов С.М., Бронштейн В.В., Колесников А.В. и Ламберт Б.М. обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих им на праве собственности четырех земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0040211:31, 50:09:0040211:26, 50:09:0040211:61, 50:09:0040211:62 расположенных в <данные изъяты>, равной их рыночной стоимости.
В обоснование своих требований административные истцы указывают, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость названных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет увеличение налогового бремени и, соответственно, нарушает их (истцов) права плательщиков земельного налога исчисляемого из кадастровой стоимости земельных участков.
Административные истцы просили суд установить кадастровую стоимость принадлежащих им земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> (дату кадастровой оценки) в представленном отчете об оценке в размере 12 284 000 рублей - участок с кадастровым номером 50:09:0040211:31 и 15 119 000 рублей каждый из земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0040211:26, 50:09:0040211:61, 50:09:0040211:62 (л.д. 3-5).
В ходе судебного разбирательства ввиду оспаривания административным ответчиком - Министерством имущественных отношений <данные изъяты> достоверности величины рыночной стоимости земельных участков, определенной в отчете об оценке, судом была назначена экспертиза для проверки данного отчета на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определения, в случае такого несоответствия, действительной рыночной стоимости земельного участка (л.д. 208-211).
По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость спорных земельных участков была определена в размере отличном от размера определенного в отчете об оценке.
В судебное заседание административные истцы не явились, о времени и месте его проведения извещены.
Представитель административных истцов – Амосов М.С. в судебном заседании уточнил требования своих доверителей, просит суд установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной на дату кадастровой оценки в заключении эксперта (л.д. 316). Амосов М.С. также не возражал против удовлетворения данных требований как представитель заинтересованного лица Ламберт С.Ю., являющейся собственницей 1/2 земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040211:62
Министерство имущественных отношений <данные изъяты>, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не обеспечила явку в суд своего представителя. От представителя Министерства имущественных отношений <данные изъяты> в суд поступи письменные пояснения в соответствии с которыми Министерство не возражает против установления кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости определенной по результатам судебной экспертизы, полагая данную стоимость экономически обоснованной (л.д. 35).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, также не обеспечили явку в суд своих представителей.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным, на основании ст. 150 КАС РФ, рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, выслушав объяснения представителя административных истцов и заинтересованного лица Ламберт С.Ю, исследовав материалы дела, полагает уточненное административное исковое заявление Амосова С.М., Бронштейна В.В., Колесникова А.В. и Ламберта Б.М. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО <данные изъяты>)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> (в редакции Приказа Минэкономразвития России от <данные изъяты> <данные изъяты>) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ( с последующими изменениями).
В соответствии с абз. 1, 2 названной нормы, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости очевидно затрагивает права и обязанности собственника данного земельного участка.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.19). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО <данные изъяты>).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Судом установлено, что Амосов С.М., является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040211:31, площадью 14500 кв.м., Колесников А.В. – земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040211:61, площадью 14 500 кв.м., Ламберт Б.М. – с кадастровым номером 50:09:0040211:26, площадью 14 500 кв.м. Административный истец Бронштейн В.В. является собственником 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040211:62, площадью 14500 кв.м., совладельцем данного участка в 1/2 доле является заинтересованное лицо – Ламберт С.Ю. Все земельный участки относятся к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, виду разрешенного использования – для дачного строительства, расположены по адресу: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, в районе д. Маслово.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о регистрации права, выпиской из ЕГРП, договором купли-продажи участка (л.д. 16-19, 318, 320).
Судом также установлено, что распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории <данные изъяты>» была установлена, в том числе, кадастровая стоимость спорных земельных участков. Кадастровая стоимость данных земельных участков указанным распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> установлена по состоянию на <данные изъяты> (дату формирования перечня земельных участков, подлежащих кадастровой оценке).
Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> все полномочия Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений <данные изъяты>.
Как следует из представленных кадастровых справок, кадастровая стоимость спорных земельных участков составляет 36 704 865 рублей каждого из участков (л.д. 20-23) рублей ( л.д. 7).
Из материалов дела также следует, что административные истцы обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков - <данные изъяты> (л.д. 2).
Согласно заключению эксперта №СЭ-69/2016 от <данные изъяты> Общества с ограниченной ответственностью «ИОЛА. Объективная оценка» Белова И. В., которому судом было поручено проведение экспертизы по проверке отчета об оценке, представленного административными истцами в обоснование первоначальных требований, на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определению действительной рыночной стоимости спорных земельных участков, оценщиком при составлении отчета об оценке были допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, которые могли повлиять на определение итоговой величины их рыночной стоимости. В соответствии с данным экспертным заключением рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на <данные изъяты> составляет: земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040211:31 - 15 294 138 рублей, с кадастровыми номерами 50:09:0040211:26, 50:09:0040211:61, 50:09:0040211:62 - 18 823 554 рублей каждый (л.д. 219-290).
Исследовав данное экспертное заключение, суд находит его соответствующим требованиям ч. 1-3 ст. 82 КАС РФ. Заключение содержит подробное описание проведенного исследования, выводы, сделанные по результатам исследования и ответ на поставленные судом вопросы.
Суд, оценив названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, приходит к выводу о том, что оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется. Эксперт Белов И.В. предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждается соответствующими документами (л.д. 291-297).
Выводы эксперта лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Исходя из изложенного, требование административных истцов об установлении кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков равной их рыночной стоимости в размере, определенном в указанном экспертном заключении, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Амосова С. М., Бронштейна В. В., Колесникова А. В., Ламберта Б. М. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, поданное в Московский областной суд <данные изъяты>, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040211:31, общей площадью 14500 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, в районе д. Маслово, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 15 294 138 (пятнадцать миллионов двести девяносто четыре тысячи сто тридцать восемь) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040211:26, общей площадью 14500 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, в районе д. Маслово, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 18 823 554 (восемнадцать миллионов восемьсот двадцать три тысячи пятьсот пятьдесят четыре) рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040211:61, общей площадью 14500 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, в районе д. Маслово, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 18 823 554 (восемнадцать миллионов восемьсот двадцать три тысячи пятьсот пятьдесят четыре) рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:09:0040211:62, общей площадью 14500 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, в районе д. Маслово, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 18 823 554 (восемнадцать миллионов восемьсот двадцать три тысячи пятьсот пятьдесят четыре) рубля.
Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данных земельных участков.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с <данные изъяты>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Власова М.Г.