№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2024 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Власовой Ю.В.,
при секретаре Рагимове Р.М.,
с участием представителя истца администрации города Тулы по доверенности Шангутовой Е.О., представителя ответчика Пономарева А.В. по доверенности Казаковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску администрации города Тулы к Пономареву Александру Валерьевичу, Пономаревой Елене Витальевне об освобождении земельного участка,
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее – МИЗО Тульской области, Министерство) обратилось в суд с иском к Пономареву А.В., Пономаревой Е.В. об освобождении земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, на основании задания заместителя председателя Правительства Тульской области – министра имущественных и земельных отношений Тульской области ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ проведено выездное обследование, в ходе которого не требуется взаимодействие.
В ходе проведения данного мероприятия по контролю (согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, состоит на кадастровом учете, границы данного участка учтены в местной системе координат №, что подтверждено сведениями из Единого государственного реестра недвижимости (выписка от ДД.ММ.ГГГГ № № и принадлежит на праве общей долевой собственности Пономареву А.В. и Пономаревой Е.В.
В рамках выездного обследования осуществлены осмотр и инструментальное обследование земельного участка с кадастровым номером № по вышеуказанному адресу.
При обследовании участка выявлено, что по периметру участка установлено металлическое ограждение с кирпичными столбами. Доступ на участок осуществляется с северо-западной стороны через калитку и ворота. В ходе инструментального обследования, проведенного с использованием специальных технических средств, были осуществлены замеры фактически используемого земельного участка.
В результате данного обследования установлено, что земельный участок площадью 80,5 кв. метров, прилегающий с северо-западной и юго-западной сторон к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, на котором размещено металлическое ограждение с кирпичными столбами, расположен за границами обозначенного земельного участка, на землях, государственная собственность на которые не разграничена. По состоянию на текущий момент сведения об использовании земельного участка площадью 80,5 кв. метров в соответствии с оформленной в установленном порядке правоустанавливающей документацией в министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области отсутствует.
Законные основания (правоустанавливающие документы), подтверждающие правомерность занятия и пользования вышеназванным земельным участок (землей), у ответчиков отсутствует. Министерство не принимало решений о предоставлении в собственность или в аренду ответчиками спорного земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу. Таким образом, ответчики самовольно, без законных оснований, используют земельный участок (землю), нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы Министерства, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятым земельным участком, в связи с чем, в действиях названных лиц усматриваются признаки нарушения требований ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), ст. 8 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), что квалифицируется как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 «Самовольное занятие земельного участка» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, ссылаясь и цитируя положения п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 209, п. 2 ст. 214 ГК РФ; п. 2 ст. 10, ст. 10.1, п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26, ст. 39.2 ЗК РФ; п.2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 1 ст.1 Закона № 118-ЗТО, истец просит суд обязать Пономарева А.В. и Пономареву Е.В. в 14-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок площадью 80,5 кв. метров, прилегающий с северо-западной и юго-западных сторон к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, а именно:
№ точки | Х,м | Y,м | Длина линии, м |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ |
ДД.ММ.ГГГГ по делу было принято заочное решение, которое отменено определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст.ст. 240-243 ГПК РФ, производство по делу возобновлено.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу допущена замена истца министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на правопреемника – администрацию города Тулы.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст.43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
Представитель истца администрации города Тулы по доверенности Шангутова Е.О. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Ответчики Пономарев А.В., Пономарева Е.В. не явились в судебное заседание, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Пономарев А.В. уполномочил представлять свои интересы в суде Казакову О.В. на основании доверенности.
Представитель ответчика Пономарева А.В. по доверенности Казакова О.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласила, просила в их удовлетворении отказать, полагая незаконными и необоснованными.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку представителя не обеспечили, о причинах неявки не уведомили, возражений не представили. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В соответствии с требованиями ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истца администрации города Тулы по доверенности Шангутовой Е.О., представителя ответчика Пономарева А.В. по доверенности Казаковой О.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 9 данного Кодекса, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.
Согласно ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права на земельные участки граждан и юридических лиц удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» также разъяснено, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В п. 36 названного выше Постановления разъяснено, что лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
По смыслу указанных выше норм права и акта их разъяснения, юридически значимыми и подлежащими доказыванию обстоятельствами являлись наличие у истца права на имеющееся в натуре имущество, а также незаконность владения этим имуществом или его частью конкретным лицом (лицами).
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч. 1 ст. 15, ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, установленным гражданским законодательством и Федеральными законами Российской Федерации.
Права на земельные участки согласно ст. 26 ЗК РФ удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п. 8 ст. 1 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 8, и. 2 ст. 11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В силу положения ст. 8.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные ЗК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
20 ноября 2014 года Тульской областной Думой принят Закон № 2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области» (далее – Закон № 2218-ЗТО), согласно п. 1 ч. 1, п. 2 ст. 5 которого с 1 января 2015 года Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Статьей 72 ЗК РФ предусмотрено, что муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1, п. 5 подп. 49 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 года №452, министерство является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула.
Законом Тульской области от 5 декабря 2023 года № 85-ЗТО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Тульской области» внесены изменения в п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28 ноября 2019 года № 118-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области», согласно которым полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах муниципального образования город Тула, переданы от министерства имущественных и земельных отношений Тульской области администрации города Тулы.
Данные изменения вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с названным законом администрации города Тулы переданы документы и материалы, связанные с реализацией и исполнением указанных полномочий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчики Пономарев А.В. и Пономарева Е.В. используют без оформления правоустанавливающих документов земельный участок площадью 80,5 кв. метров, прилегающий с северо-западной и юго-западных сторон к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, на котором размещено металлическое ограждение с кирпичными столбами, доступ на участок осуществляется с северо-западной стороны через калитку и ворота.
Протоколом осмотра, проведенного МИЗО Тульской области ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке, прилегающем с северо-западной и юго-западной сторон к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, установлено металлическое ограждение с кирпичными столбами, доступ на участок осуществляется с северо-западной стороны. Обозначенная территория представляет единый массив с земельным участком с кадастровым номером №.
С целью определения соответствия фактического местоположения границ участка с данными государственного кадастра недвижимости были выполнены измерения с использованием специальных технических средств и камеральные работы по обработке геодезических измерений.
Судом установлено, что указанная аппаратура исправна, прошла поверку, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Сведения о предоставлении Пономареву А.В., Пономаревой Е.В. обозначенного земельного участка по указанному адресу в министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области отсутствуют, доказательств обратного не представлено ответчиками и в судебном заседании.
Законные основания, подтверждающие правомерность занятия и пользования земельным участком площадью 80,5 кв. метров, прилегающим с северной и восточной сторон к участку с кадастровым номером 71:30:080410:965, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, судом установлено, что министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, а впоследствии администрация города Тулы не принимали решений о предоставлении в собственность или в аренду ответчикам земельного участка площадью 80,5 кв. метров.
При таком положении, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок по вышеназванному адресу используется без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на данный земельный участок.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе, к освобождению земельного участка.
В силу положений п.п. 2, 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Принимая во внимание, вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что собственник вправе истребовать земельный участок из чужого незаконного владения.
Из заключения МИЗО Тульской области по результатам проведения контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом на основании задания № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на текущий момент сведения об использовании земельного участка площадью 80,5 кв. метров в соответствии с оформленной в установленном порядке правоустанавливающей документацией в министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области отсутствуют.
Кроме того, такие сведения отсутствуют и у администрации города Тулы, являющейся правопреемником МИЗО Тульской области.
При таком положении, действиях Пономарева А.В. и Пономаревой Е.В. усматриваются признаки нарушения требований ст.ст. 25, 26 ЗК РФ, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 «Самовольное занятие земельного участка» КоАП РФ.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований администрации города Тулы об освобождении земельного участка.
При этом суд полагает разумным с учетом объема самовольного использования земельного участка установить срок для освобождения самовольно занятого земельного участка – в течение 30-ти рабочих дней с даты вступления решения в законную силу.
Учитывая положения ч. 1 ст. 83 ГПК РФ, п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец подлежит освобождению, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, суд полагает необходимым взыскать солидарно с ответчиков Пономарева А.В., Пономаревой Е.В., имущество которых в силу положений ст. 34 Семейного кодекса РФ, является их совместной собственностью, в доход бюджета муниципального образования город Тула государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации города Тулы к Пономареву Александру Валерьевичу, Пономаревой Елене Витальевне об освобождении земельного участка, удовлетворить частично.
Обязать Пономарева Александра Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>), Пономареву Елену Витальевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>) рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок площадью 80,5 кв. метров, прилегающий с северо-западной и юго-западной сторон к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, на котором размещено металлическое ограждение с кирпичными столбами, калитка и ворота согласно координат, указанных в обмере площади земельного участка, а именно:
№ точки | Х,м | Y,м | Длина линии, м |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ | |||
№ | № | № | |
№ |
Взыскать солидарно с Пономарева Александра Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>), Пономаревой Елены Витальевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты> <данные изъяты>) в доход бюджета муниципального образования город Тула государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
В установлении Пономареву Александру Валерьевичу, Пономаревой Елене Витальевне срока для освобождения самовольно занятого земельного участка в количестве менее 30-ти дней, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Ю.В. Власова