Решение по делу № 33-10288/2024 от 06.08.2024

Судья Евдокимова Т.А.

Дело №33-10288/2024

№2-2786/2024

УИД 59RS0004-01-2024-004074-92

Мотивированное апелляционное определение

составлено 16 сентября 2024 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 05 сентября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,

судей Сокоренко А.Ю., Журавлевой В.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яговцева Артема Юрьевича к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить специализированное жилое помещение лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи Сокоренко А.Ю., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Яговцев Артем Юрьевич обратился с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 28 кв.м. В обоснование заявленных требований указал, что является лицом из числа детей-сирот, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Перми. Он достиг возраста 18 лет, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Он не имеет жилого помещения на праве собственности, нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя по договору социального найма не является, в связи с чем имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилого фонда в соответствии с Законом Пермской области от 29 декабря 2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 27 мая 2024 года исковые требования Яговцева А.Ю. удовлетворены.

Администрация г. Перми, не согласившись с указанным решением, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование жалобы приводит доводы о нарушении судом норм материального права. Указывает, что администрация осуществляет переданные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот только за счет и в пределах средств бюджета Пермского края в форме субвенций. Выделение требуемых субвенций осуществляет Правительство Пермского края. На сегодняшний день субвенции на исполнение указанных полномочий переданы в недостаточном объеме, в связи с чем решение суда о предоставлении жилого помещения истцу будет неисполнимым.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 7, 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10 мая 2017 года №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:

1) лицо проживает в Пермском крае;

2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19 июля 2017 года №670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Яговцев А.Ю., 24 декабря 1999 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Н. решением Пермского районного суда Пермского края от 29 января 2013 года лишена родительских прав, сведения об отце внесены со слов матери (л.д. 7, 71, 72, 75-78).

Постановлением Главы Березовского муниципального района Пермского края от 25 ноября 2009 года №1032 над несовершеннолетним Яговцевым А.Ю. установлена опека, опекуном назначена Е. (л.д. 73).

Приказом межрайонного территориального управления №3 Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 01 октября 2013 года №1017а Е. временно освобождена от обязанностей опекуна Яковцева А.Ю. Несовершеннолетний Яговцев А.Ю. перемещен в ГКУ Пермского края СОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г.Кунгура (л.д. 79-80).

Приказом межрайонного территориального управления №3 Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 09 октября 2013 года №1044о.д. Е. освобождена от исполнения обязанностей попечителя в отношении несовершеннолетнего Яговцева А.Ю. Несовершеннолетний Яговцев А.Ю. помещен в ГКУ Пермского края СОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Кунгура (л.д. 81-82).

Приказом межрайонного территориального управления №3 Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 28 октября 2013 года №1113 над несовершеннолетним Яговцевым А.Ю. установлена предварительная опека, опекуном назначена Л. Место жительство несовершеннолетнего определено совместно с опекуном по адресу: **** (л.д. 83-84).

Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от 20 ноября 2013 года №СЭД-33-38-12-05-1205 несовершеннолетний Яговцев А.Ю. поставлен на учет в отдел опеки и попечительства территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам (л.д. 87-88).

Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от 21 января 2014 года продлено предварительное попечительство в отношении несовершеннолетнего Яговцева А.Ю., попечителем назначена Л. (л.д. 89-90).

Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от 20 февраля 2014 года в отношении несовершеннолетнего Яговцева А.Ю. установлено попечительство, попечителем назначена Л. (л.д. 91-92).

Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от 18 июля 2014 года прекращено попечительство над несовершеннолетним Яговцевым А.Ю. Л. освобождена от обязанностей попечителя. Избрана форма жизнеустройства несовершеннолетнего Яговцева А.Ю. - определение в государственную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 93-94).

Согласно справке ГКОУ Пермского края «Детский дом» г. Краснокамска Яговцев А.Ю. с 16 октября 2014 года являлся воспитанником ГКОУ Пермского края «Детский дом» г. Краснокамска (л.д. 97).

Из справки администрации Кукуштанского сельского поселения от 14 мая 2014 года рождения следует, что Яговцев А.Ю. на территории Кукуштанского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края по месту жительства не зарегистрирован (л.д. 99).

Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 05 октября 2023 года установлен факт постоянного проживания Яговцева А.Ю. на территории г.Перми с 28 августа 2016 года (л.д. 10-11).

07 марта 2024 года распоряжением начальника жилищных отношений администрации г. Перми №194 Яговцев А.Ю. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в г. Перми (л.д. 13).

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, истец жилых помещений на праве собственности не имеет (л.д. 27).

По сведениям Отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю истец зарегистрированным по месту жительства не значится (л.д. 35).

Установив указанные обстоятельства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции, принимая во внимание, что по настоящее время жилое помещение Яговцеву А.Ю. не предоставлено, а также учитывая, что право истца на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения ответчиком не оспаривается, пришел к выводу, что заявленные исковые требования о возложении на администрацию г. Перми обязанности по предоставлению Яговцеву А.Ю. жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

Суд первой инстанции верно руководствовался Законом Пермского края от 10 мая 2017 года №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию г. Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.

Яговцев А.Ю., относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако по настоящее время жилое помещение Яговцеву А.Ю. не предоставлено, при том, что он не является нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма. До настоящего времени истец фактически не обеспечен жильем в установленном законом порядке, что является нарушением его прав.

Довод жалобы администрации г. Перми о том, что денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), недостаточно, основанием, влекущим отмену решения суда, являться не может, поскольку не имеет правового значения.

Необходимость выполнения ответчиком обязанности по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной льготной категории должна быть исполнена вне зависимости от получения ответчиком денежных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений. Реализация прав истца не может и не должна быть поставлена в зависимость от объемов денежных средств, выделяемых на эти цели.

Решение суда первой инстанции подлежит исполнению за счет субвенций бюджета муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для Яговцева А.Ю. должно быть приобретено за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Истец имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, однако в настоящее время реализовать данное право не имеет возможности ввиду надлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Перми - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Евдокимова Т.А.

Дело №33-10288/2024

№2-2786/2024

УИД 59RS0004-01-2024-004074-92

Мотивированное апелляционное определение

составлено 16 сентября 2024 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 05 сентября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,

судей Сокоренко А.Ю., Журавлевой В.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яговцева Артема Юрьевича к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить специализированное жилое помещение лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи Сокоренко А.Ю., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Яговцев Артем Юрьевич обратился с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 28 кв.м. В обоснование заявленных требований указал, что является лицом из числа детей-сирот, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Перми. Он достиг возраста 18 лет, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Он не имеет жилого помещения на праве собственности, нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя по договору социального найма не является, в связи с чем имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилого фонда в соответствии с Законом Пермской области от 29 декабря 2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 27 мая 2024 года исковые требования Яговцева А.Ю. удовлетворены.

Администрация г. Перми, не согласившись с указанным решением, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование жалобы приводит доводы о нарушении судом норм материального права. Указывает, что администрация осуществляет переданные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот только за счет и в пределах средств бюджета Пермского края в форме субвенций. Выделение требуемых субвенций осуществляет Правительство Пермского края. На сегодняшний день субвенции на исполнение указанных полномочий переданы в недостаточном объеме, в связи с чем решение суда о предоставлении жилого помещения истцу будет неисполнимым.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 7, 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10 мая 2017 года №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:

1) лицо проживает в Пермском крае;

2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19 июля 2017 года №670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому:

1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Яговцев А.Ю., 24 декабря 1999 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Н. решением Пермского районного суда Пермского края от 29 января 2013 года лишена родительских прав, сведения об отце внесены со слов матери (л.д. 7, 71, 72, 75-78).

Постановлением Главы Березовского муниципального района Пермского края от 25 ноября 2009 года №1032 над несовершеннолетним Яговцевым А.Ю. установлена опека, опекуном назначена Е. (л.д. 73).

Приказом межрайонного территориального управления №3 Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 01 октября 2013 года №1017а Е. временно освобождена от обязанностей опекуна Яковцева А.Ю. Несовершеннолетний Яговцев А.Ю. перемещен в ГКУ Пермского края СОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г.Кунгура (л.д. 79-80).

Приказом межрайонного территориального управления №3 Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 09 октября 2013 года №1044о.д. Е. освобождена от исполнения обязанностей попечителя в отношении несовершеннолетнего Яговцева А.Ю. Несовершеннолетний Яговцев А.Ю. помещен в ГКУ Пермского края СОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Кунгура (л.д. 81-82).

Приказом межрайонного территориального управления №3 Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 28 октября 2013 года №1113 над несовершеннолетним Яговцевым А.Ю. установлена предварительная опека, опекуном назначена Л. Место жительство несовершеннолетнего определено совместно с опекуном по адресу: **** (л.д. 83-84).

Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от 20 ноября 2013 года №СЭД-33-38-12-05-1205 несовершеннолетний Яговцев А.Ю. поставлен на учет в отдел опеки и попечительства территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам (л.д. 87-88).

Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от 21 января 2014 года продлено предварительное попечительство в отношении несовершеннолетнего Яговцева А.Ю., попечителем назначена Л. (л.д. 89-90).

Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от 20 февраля 2014 года в отношении несовершеннолетнего Яговцева А.Ю. установлено попечительство, попечителем назначена Л. (л.д. 91-92).

Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам от 18 июля 2014 года прекращено попечительство над несовершеннолетним Яговцевым А.Ю. Л. освобождена от обязанностей попечителя. Избрана форма жизнеустройства несовершеннолетнего Яговцева А.Ю. - определение в государственную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 93-94).

Согласно справке ГКОУ Пермского края «Детский дом» г. Краснокамска Яговцев А.Ю. с 16 октября 2014 года являлся воспитанником ГКОУ Пермского края «Детский дом» г. Краснокамска (л.д. 97).

Из справки администрации Кукуштанского сельского поселения от 14 мая 2014 года рождения следует, что Яговцев А.Ю. на территории Кукуштанского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края по месту жительства не зарегистрирован (л.д. 99).

Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 05 октября 2023 года установлен факт постоянного проживания Яговцева А.Ю. на территории г.Перми с 28 августа 2016 года (л.д. 10-11).

07 марта 2024 года распоряжением начальника жилищных отношений администрации г. Перми №194 Яговцев А.Ю. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в г. Перми (л.д. 13).

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, истец жилых помещений на праве собственности не имеет (л.д. 27).

По сведениям Отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю истец зарегистрированным по месту жительства не значится (л.д. 35).

Установив указанные обстоятельства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции, принимая во внимание, что по настоящее время жилое помещение Яговцеву А.Ю. не предоставлено, а также учитывая, что право истца на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения ответчиком не оспаривается, пришел к выводу, что заявленные исковые требования о возложении на администрацию г. Перми обязанности по предоставлению Яговцеву А.Ю. жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

Суд первой инстанции верно руководствовался Законом Пермского края от 10 мая 2017 года №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию г. Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.

Яговцев А.Ю., относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако по настоящее время жилое помещение Яговцеву А.Ю. не предоставлено, при том, что он не является нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма. До настоящего времени истец фактически не обеспечен жильем в установленном законом порядке, что является нарушением его прав.

Довод жалобы администрации г. Перми о том, что денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), недостаточно, основанием, влекущим отмену решения суда, являться не может, поскольку не имеет правового значения.

Необходимость выполнения ответчиком обязанности по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной льготной категории должна быть исполнена вне зависимости от получения ответчиком денежных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений. Реализация прав истца не может и не должна быть поставлена в зависимость от объемов денежных средств, выделяемых на эти цели.

Решение суда первой инстанции подлежит исполнению за счет субвенций бюджета муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для Яговцева А.Ю. должно быть приобретено за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Истец имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, однако в настоящее время реализовать данное право не имеет возможности ввиду надлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Перми - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-10288/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Сокоренко Анна Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
06.08.2024Передача дела судье
05.09.2024Судебное заседание
16.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2024Передано в экспедицию
05.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее