Дело № 2а-37/2020 год
39RS0004-01-2019-002633-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2020 года
Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:
Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. 3.
При секретаре Прокопчик М. И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 8 по г. Калининграду к Ключко Эльмире Сафарбиевне о взыскании пени по за неуплату страховых взносов
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 8 по г. Калининграду обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Ключко Э.С., мотивируя свои требования тем, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 8 по г. Калининграду состоит в качестве налогоплательщика Ключко Э.С., которая в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ обязана уплачивать законно установленные налоги.
Ключко Э.С. в период с 24.07.2007 по 29.06.2016 осуществляла предпринимательскую деятельность и обязана была уплачивать страховые взносы.
Ссылаясь на Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодека Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», письмо ФНС России от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931», указывают, что Ответчиком не были оплачены недоимки по страховым взносам, исчисленные Пенсионным Фондом Российской Федерации г. Калининграда по:
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в размере 9555,12 рублей;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в размере 28732,80 рублей;
- а также задолженность по пене в размере 193,91 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
22.02.2017 вся указанная задолженность передана УПФР РФ по г. Калининграду в Инспекцию для взыскания, в связи с чем Инспекцией начислены пени на переданную задолженность, и выставлено требование № от 23.07.2018, однако недоимка по страховым взносам согласно требованию № не погашена по настоящее время.
На основании заявления Инспекции мировым судьей 3-го судебного участка Московского района г. Калининграда вынесен судебный приказ № 2а-533/2019, отмененный 26.02.2019 года в связи с поступившими от ответчика возражениями относительно его исполнения.
Однако по данным Инспекции вышеуказанная задолженность налогоплательщиком погашена не была.
Просят взыскать с Ключко Э.С. задолженность по пеням по:
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) в фиксированном размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 1816,88 руб.;
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) в размере 5463,57 рублей;
- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения (далее - ОМС), зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере 193,91 рублей.
Представители истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по городу Калининграду в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции, в связи с чем, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Административный ответчик Ключко Э.С. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала, пояснив, что Инспекцией пропущен срок давности по взысканию пеней, поскольку требование № она не получала, узнала о нем только при оспаривании судебного приказа, о возбужденных в отношении нее исполнительных производствах также не знала. Указывает, что налоги за период до 2015 года выставлялись на фамилию Ключко, тогда как фамилию она поменяла лишь в 2015 году. Пояснила, что оплачивала страховые взносы в сумме 2821,93 рублей, иных квитанций возможность представить не имеет. Решения о взыскании оспорить не могла, так как они ей направлены не были. Требование Инспекцией выставлено с нарушением срока, т.к. с 22.02.2017 года Инспекцией было известно о наличии недоимки по страховым взносам, в связи с чем, с указанного срока в течение 3 месяцев они должны были выставить ей требование, тогда как выставили только в 2018 году, а в суд обратились в 2019 году.
В письменных возражениях, со ссылкой на положения п. 2 ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 14, ч. 5.5 ст. 19, ст. 22, Федерального закона № 212-ФЗ, ст. ст. 46, 70 НК РФ, разъяснения Высшего Арбитражного суда РФ, изложенные в п. п. 50, 51 Постановления пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», указывает, что из взаимосвязанных положений ст. 19 и 22 ФЗ № 212-ФЗ следует, что срок давности взыскания задолженности по страховым взносам, пеням включает трехмесячный срок на предъявление требования, срок для направления требования, срок на его добровольное исполнение, шестимесячный срок для обращения в суд. Аналогичные нормы предусмотрены ст. ст. 46 и 70 НК РФ. Исходя из установленного законодательством срока, а также срока исполнения требования, заявитель (налоговый орган) мог обратиться в суд за взысканием недоимки по страховым взносам и пени согласно требованию не позднее 04.09.2017г., однако заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением 18.07.2019г., то есть с пропуском данного срока. Ходатайств о восстановлении пропущенного срока налоговый орган не заявлял, доказательств объективной невозможности для своевременного обращения в суд с таким заявлением в суд не представил. Поскольку пропуск срока на обращение с заявлением в суд о взыскании задолженности является самостоятельным основанием для отказа, считает, что в удовлетворении заявленных требований МРИФНС № 8 по г. Калининграду следует отказать (л.д. 174-175).
Представители заинтересованного лица Управления Пенсионного Фонда РФ в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представили письменные пояснения, согласно которым, со ссылкой на пп. 2 п. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 14, Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п. 2 ч. 1 ст. 5, ч.ч. 1-3 ст. 18, ч. 1, 3 ст. 25 Федерального закона от 24.078.209 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавший в спорный период, указывают, что административный истец вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов. Согласно выписке из ЕГРИП Ключко Э.С. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 24.07.2007г., и снята с регистрационного учета на основании принятого ей решения 29.06.2016г. Таким образом, Ключко Э.С. в спорный период являлась плательщиком страховых взносов, однако в установленный законом срок сумму страховых взносов не оплатила, в связи с чем, Управлением была начислена недоимка и выставлены требования об уплате страховых взносов и пеней.
Управлением в отношении Ключко Э. С. были предприняты все меры по взысканию задолженности: за 2008г. - требование № от 25.03.2009г., постановление о возбуждении от 12.08.2009г., за 2009г. – требование № от 29.03.2010г., постановление о возбуждении от 24.04.2011г., за 2010г. – постановление о взыскании за счет имущества от 23.08.2011г. № №, скриншот из программного обеспечения (информация об исполнительном производстве), за 2011г. – постановление о взыскании за счет имущества от 23.05.2012г. № №, скриншот из программного обеспечения (информация об исполнительном производстве). Доначисление пеней на неоплаченную недоимку – Постановление о взыскании за счет имущества от 1.05.2012г. №, от 13.09.2013г. №, постановление о возбуждении; за 2012г. – постановление о взыскании за счет имущества от 09.08.2013г. № 13 №; за 2013г. – постановление о взыскании за счет имущество от 20.08.2014г. № № №; за 2014г. – постановление о взыскании за счет имущества от 25.02.2016г. №. Доначисление пеней на неоплаченную недоимку – постановление о взыскании за счет имущества от 29.08.2014г. №; постановление о возбуждении. Данная задолженность передана в ОСП Московского района г. Калининграда.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», а также в соответствии с порядком взаимодействия отделений Пенсионного фонда РФ с Управлением ФНС по субъектам РФ от 22.07.2016 № ММВ-23-1/12»/ЗИ, требования № за период 2015, 2016гг., а также требование № от 10.01.2018г. (доначисление пеней) были направлены в электронном виде в Управление ФНС по Калининградской области для дальнейшего взыскания.
Исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели.
Согласно положениям ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 2 и ч. 6 ст. 45 НК РФ).
Как следует из сведений, представленных УПФР РФ, согласно выписке из ЕГРИП Ключко Э.С. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 24.07.2007 г., и снята с регистрационного учета на основании принятого ею решения 29.06.2016 г.
Из материалов дела следует, что административному ответчику выставлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 23.07.2018 года.
Как следует из указанного требования №, за Ключко Э. С. числится задолженность по пене за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 в размере 5463,57 рублей; пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 01.01.2013г. в размере 1816,88 рублей; пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС до 01.01.2017г. в размере 193,91 рублей. В требовании указано, что ответчику предложено погасить указанную задолженность в срок до 10.08.2018 г. (л.д. 17).
Согласно представленному Инспекцией расчету, пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 5463,57 рублей, начислены за период с 01.01.2017 по 23.07.2018 из расчета недоимки 28732,80 руб.; пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 1816,88 рублей начислены за период с 01.01.2017 по 23.07.2018 из расчета недоимки 9555,12 рублей.
Согласно сведений УПФР по г. Калининграду, сумма задолженности 28732,80 рублей – это страховые взносы на ОПС на выплату страховой части пенсии за 2010-2012 год: за 2010 – 7274,40 рублей, 2011 - 10392,00 руб., 2012 – 11066,40 руб.; сумма 9555,12 руб. – это страховые взносы на ОПС на выплату накопительной части пенсии за 2010-2012 год, из которых 3117,60 руб. - за 2010 год, 3117,60 руб. - за 2011 год, 3319,92 руб. - за 2012 год; сумма задолженности в размере 193,91- пени на обязательное медицинское страхование за 2010 год.
Из таблицы УПФР по г. Калининграду расчета пени следует, что сумма пени на ОМС в размере 193,91 руб. – это пени на ОМС в ТФОМС исходя из недоимки по страховым взносам на ОМС в Территориальный фонд ОМС за 2010 год в размере 1039,20 рублей (л.д. 110).
В силу ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
По требованию № налоговый орган должен был обратиться к мировому судье не позднее 10.02.2019 года, поскольку срок оплаты по требованию – до 10.08.2018 года.
Как следует из материалов дела, и дела мирового судьи <адрес>-го судебного участка Московского района г. Калининграда № 2а-533/2019, Инспекцией 16.10.2018 года сформировано заявление о выдаче судебного приказа № 32240 о взыскании с Ключко Э.С. недоимки по пене по страховым взносам на общую сумму <данные изъяты> рублей, которое сопроводительным письмом № от 07.02.2019 года направлен мировому судье <адрес>-го судебного участка Московского района г. Калининграда, и получено мировым судьей 11.02.2019 года.
Мировым судьей №-го судебного участка Московского района г. Калининграда 12.02.2019 года принят судебный приказ № 2а-533/2019 в отношении Ключко Э.С. о взыскании недоимки по пене по страховым взносам на общую сумму 7474,36 рублей, который был отменен 26.02.2019 года на основании поданных возражений Ключко Э.С. относительно порядка его исполнения (л.д. 13).
Настоящее административное исковое заявление подано в суд согласно штампу 07.08.2019 года, то есть в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.
Однако, установленный ч. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа налоговым органом пропущен, поскольку таковое заявление поступило 11.02.2019 года, то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока на его подачу.
Право обращения в суд с административным иском о взыскании недоимки возникает у налогового органа лишь при условии соблюдения шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании данной недоимки.
Таким образом, поскольку административным истцом был пропущен срок для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, следовательно, на дату обращения с настоящим административным иском административный истец утратил право на принудительное взыскание истребуемых пени.
При этом суд учитывает, что приказное производство является упрощенной формой судопроизводства, при вынесении судебного приказа мировой судья не входит в обсуждение вопроса о сроках обращения в суд. Эти вопросы разрешаются при обращении с иском после отмены судебного приказа.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Учитывая, что ходатайства от налогового органа о восстановлении процессуального срока обращения с заявлением в мировой суд о выдаче судебного приказа и доказательств причины пропуска срока в суд не поступало, доказательств уважительности пропуска срока налоговым органом не представлено, а ссылки на загруженность уважительной причиной пропуска нарушенного срока не являются, суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока.
Таким образом, поскольку административным истцом был пропущен срок для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, следовательно, на дату обращения с настоящим административным иском административный истец утратил право на принудительное взыскание истребуемой задолженности и пени в связи с пропуском предусмотренного законом срока, в связи с чем требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) передача органами ПФР налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР по результатам контрольных мероприятий, проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее - Порядок).
Из административного иска следует, что задолженность по страховым взносам в размере 28732,80 руб., 9555,12 рублей., по пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017г. в размере 193,91 рублей переданы Управлением Пенсионного Фонда РФ по г. Калининграду в МИ ФНС 8 по г. Калининграду 22.02.2017 года.
Т.е. зная о задолженности по пени по страховым взносам на ОМС в ФФОМС за 2010 год в размере 193,91 руб. с 22.02.2017 года, с требованием о взыскании данной пени налоговый орган только 23.07.2018 года выставил требований о ее взыскании, со значительным нарушением трехмесячного срока, установленного ст. 70 НК РФ.
В силу п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
В силу пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с абзацами 3 и 4 пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Доказательств наличия у Ключко Э. С. личного кабинета налоговым органом не представлено.
В подтверждение направления требования № налоговым органом представлен список простых почтовых отправлений на франкировку от 25.07.2018 года (л.д. 19), из которого следует отправление 9 простых писем без указания адресата и сведений о вложении, а следовательно указанный документ не является достоверным допустимым доказательством направления Клю.чко Э. С. указанного требования, административный ответчик оспаривает направление и получение указанного требования.
Между тем, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах административным истцом не доказано направление Ключко Э. С. требования о взыскании пени, истребуемой в настоящем иске, что в совокупности с изложенным выше также свидетельствует о пропуске срока для взыскания в принудительном порядке истребуемой пени.
Как следует из административного иска и представленного Инспекцией расчета, Инспекция просит взыскать пени за неуплату страховых взносов за 2010, 2011, 2012 год.
В указанный период действовал Федеральный закон от Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд обязательного медицинского страхования», действовавший на период начисления ответчику недоимки, страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Частью 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ установлено, что Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов, составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 212-ФЗ взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании). До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 19 ФЗ 212-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона № 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей. Решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных частями 5 и 5.2 настоящей статьи, считается недействительным и исполнению не подлежит. В случае пропуска сроков, установленных частями 5 и 5.2 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно положений ч. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона № 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней.
Согласно ч. 6.1 ст. 19 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
Таким образом, законодателем установлена определенная последовательность осуществления органом контроля за уплатой страховых взносов действий по принудительному взысканию со страхователей недоимок по уплате страховых взносов.
Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов. Указанное согласуется с позицией, изложенной в п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Поскольку за налоговые периоды 2010, 2011, 2012 год, страховые взносы должны быть уплачены не позднее 01.04.2011, 01.04.2012, 01.04.2013 года соответственно, требования должны быть направлены не позднее 01.07.2011, 01.07.2012, 01.07.2013 года, а при их неисполнении в течение двух месяцев должно быть принято решение о взыскании, которое в течение 6 месяцев со дня вынесения должно быть предъявлено для принудительного исполнения.
Как следует из материалов дела, в связи с неуплатой налогоплательщиком суммы страховых взносов за 2010 год в предусмотренный законом срок УПРФР по г. Калининграду выставлено Требование № 04900411ТН0057584 от 21.06.2011 года со сроком уплаты до 26.07.2011 года (л.д. 63).
23.08.2011 года в установленный срок УПФР принято Постановление № 04900411СП0011653 о взыскании с Ключко Э.С. страховых взносов, в том числе 7274,40 руб. ОПС на страховую часть, 3117,80 ОПС на накопительную часть, 571,56 на ОМС в ФФОМС в размере 571,56, 1039,20 – страховых взносов на ОМС в ТФОМС, а всего в общем размере 12002,76 руб., пени в размере 572,83 руб., (л.д. 70-72).
На основании указанного постановления 10.02.2012 года в ОСП Московского района г. Калининграда возбуждено ИП № 5432/12/04/39, в отношении должника Лапшиной (Ключко), Э.С. (л.д. 125), то есть в течение 6 месяцев со дня вынесения постановления № 04900411СП0011653 о взыскании с Ключко Э.С. страховых взносов за 2010 год.
Из сводки по исполнительному производству № 5432/12/04/39 по состоянию на 20.11.2019 года следует, что указанное исполнительное производство окончено постановлением судебного пристава-исполнителя 05.12.2016 ИП на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (л.д. 128-130). Сведений о повторном возбуждении исполнительного производства на основании указанного постановления административным истцом не представлено.
В связи с неуплатой Ключко Э. С. суммы страховых взносов за 2011 год в предусмотренный законом срок органом ПФР выставлено Требование № 049 004 12 ТН 0024330 от 27.03.2012 года со сроком уплаты до 23.04.2012 года (л.д. 63), а затем в установленный срок 23.05.2012 года УПФР принято Постановление № 04900412СП0007961 о взыскании с Ключко Э.С. страховых взносов в размере 16159,56 руб., пени в размере 1276,19 руб. (л.д. 74-75), в том числе суммы страховых взносов на ОПС на страховую часть в размере 10392 руб., суммы страховых взносов на ОПС на накопительную часть в размере 3117,60 руб.
На основании указанного постановления 04.10.2012 года в ОСП Московского района г. Калининграда возбуждено ИП № 29603/12/04/39 в отношении должника Лапшиной (Ключко) Э.С. (л.д. 132), то есть в течение 6 месяцев со дня вынесения постановления № 04900411СП0011653 о взыскании с Ключко Э.С. страховых взносов за 2011 год.
Указанное исполнительное производство окончено постановлением судебного пристава-исполнителя 30.01.2017 ИП на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (л.д. 134-137). Сведений о повторном возбуждении исполнительного производства на основании указанного постановления административным истцом не представлено.
В связи с неуплатой налогоплательщиком суммы страховых взносов за 2012 год в предусмотренный законом срок Инспекцией выставлено Требование № 049 004 13 ТН 0036484 от 11.04.2013 года со сроком уплаты до 29.04.2013 года (л.д. 63).
09.08.2013 года УПФР принято Постановление № 04900413СП0014305 о взыскании с Ключко Э.С. страховых взносов в размере 17208,25 руб., пени в размере 3285,86 руб., то есть по истечении предусмотренного п. 5 ст. 19 Федерального закона № 212-ФЗ двухмесячного срока со дня истечения срока уплаты по требованию № 049 004 13 ТН 0036484 от 11.04.2013 года (л.д. 80-81), тогда как согласно приведенных выше норм закона после истечения сроков решение о взыскании считается недействительным и исполнению не подлежит. В данном случае орган контроля за уплатой страховых взносов должен обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов, в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Однако административным ответчиком не представлено доказательств ни обращения в суд с требованием о взыскании страховых взносов за 2012 год, с суммы которых в том числе исчислена недоимка, истребуемая в настоящем иске, не представлено сведений и о возбуждении ИП по указанному выше постановлению УПФР, шестимесячный срок для обращения в суд с требованиями о принудительном взыскании страховых взносов за 2012 год истек 29.10.2013 года, а следовательно оснований для взыскания пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на ОПС за 2012 год, не имеется, по изложенным ниже основаниям.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Согласно ч. 5 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
В письме ПФ РФ N АД-30-26/5422, ФССП России N 00014/14/24951-АП от 05.05.2014 «По вопросу взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за счет имущества плательщиков страховых взносов» указано, что в случае возвращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации исполнительного документа с актом о невозможности взыскания в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и принятия судебным приставом-исполнителем всех предусмотренных законодательством об исполнительном производстве мер территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе повторно предъявить на исполнение постановление о взыскании задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за счет имущества плательщика не ранее двух месяцев после окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока в случае предъявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации информации об изменении имущественного положения должника.
Поскольку исполнительное производство № окончено постановлением судебного пристава-исполнителя 05.12.2016 ИП на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», учитывая положения ч. 5 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», орган контроля должен был повторно обратиться в службу судебных приставов для принудительного взыскания задолженности по страховым взносам за 2010 год на основании приведенного выше постановления через 6 месяцев после его окончания, и не позднее шестимесячного срока, установленного ч. 6.1 ст. 19 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", однако доказательств повторного возбуждения исполнительного производства в указанные сроки административным истцом не представлено.
Соответственно, поскольку ИП № окончено постановлением судебного пристава-исполнителя 30.01.2017 ИП на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», орган контроля должен был повторно обратиться к судебному приставу для принудительного взыскания задолженности по страховым взносам за 2011 год на основании приведенного выше постановления через 6 месяцев после его окончания, но в течение шестимесячного срока, установленного ч. 6.1 ст. 19 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", однако доказательств повторного возбуждения исполнительного производства в указанные сроки административным истцом не представлено.
При указанных обстоятельствах срок предъявления исполнительного документа к исполнению истек, а пропуск срока предъявления исполнительного документа к исполнению влечет утрату права на принудительное взыскание страховых взносов, а следовательно утрачена возможность взыскания страховых взносов за 2010 и 2011 год.
Подпунктом «г» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в пенсионный фонд российской федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов и задолженность по начисленным пеням и штрафам, в случае принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В силу изложенного выше задолженность по уплате страховых взносов за 2010, 2011, 2012 года не может быть взыскана, как безнадежная ко взысканию.
Тогда как в силу положений п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. ст. 75 НК РФ), а их принудительное взыскание с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Как следует из п. 57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. При применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 422-О, Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
В силу части 7 указанной выше статьи пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из вышеприведенных положений закона в их совокупности и системной взаимосвязи, пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры принудительного взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Пропуск сроков взыскания задолженности по страховым взносам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих взносов, так как в силу статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
Учитывая изложенные обстоятельства в их совокупности, возможность взыскания страховых взносов за 2010, 2011, 2012 годы, с недоимки по которым исчислены пени, указанные в требовании №, утрачена, а следовательно не имеется правовых оснований и для взыскания пени, начисленных на данную недоимку.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и исследованные доказательства, оцененные судом с точки зрения допустимости, достоверности и достаточности, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 8 по г. Калининграду к Ключко Эльмире Сафарбиевне о взыскании пени: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ, на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 года) в размере 1816,88 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ, на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 года) в размере 5463,57 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере 193,91 руб., а всего 7474 руб. 36 коп. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 января 2020 года.
Судья