дело № 2-3303/2023
УИД № 38RS0003-01-2023-003721-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Братск Иркутской области 21 сентября 2023 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шашкиной Е.Н.,
при секретаре Безноско А.П.,
с участием представителя истца по доверенности ФИО3, представителя ответчика по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным и отмене решения и перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее по тексту ОСФР по Иркутской области), указала в его обоснование, что ей назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ. 03 марта 2022 года истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии по причине того, что лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим на менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25% сумму установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона № 400-ФЗ. Решением № 88925/22 ей отказано в удовлетворении заявления о перерасчете размера пенсии, мотивировав отказ тем, что ФИО1 проживает в г. Братске. Считает состоявшееся решение незаконным.
ФИО1 просила суд признать незаконным и отменить решение от 05 марта 2022 года № 88925/22 об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости; обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО8 исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, суду пояснил, что истец в настоящее время проживает в г. Братске, но длительное время жила и работала в сельской местной и полагает несправедливым отказ ответчика в удовлетворении заявления о перерасчете ее размера пенсии, полагает, что таким образом она поставлена в неравное положение с иными гражданами, которые работали вместе с ней и получают такую фиксированную выплату.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области по доверенности ФИО5 исковые требования не признала, суду пояснила, что 03 марта 2022 года истец обратилась в ОСФР по Иркутской области с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты, в связи с приобретением необходимого стажа работы в сельском хозяйстве. Решением от 05 марта 2022 года № 88925/22 ФИО1 отказано в перерасчете пенсии в связи с отсутствием факта проживания в сельской местности. ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>. Данное место регистрации не относится к сельской местности. Стаж работы в сельском хозяйстве согласно п. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ отсутствует, при требуемом 30 лет. В связи с тем, что ФИО1 работала в сельском хозяйстве не на территории РСФСР к правоотношениям невозможно применить ч. 4 Списка № 1440. Наименование занимаемых ФИО1 должностей, указанные в трудовой книжке, не соответствует Списку № 1440. Таким образом, решение от 05 марта 2022 года № 88925/22 является законным. Просила в удовлетворении иска ФИО1 отказать в полном объеме.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу положений ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Судом установлено, что истец ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости.
03 марта 2022 года ФИО1 обратилась в ОСФР по Иркутской области с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости.
Решением ОСФР по Иркутской области от 05 марта 2022 года № 88925/22 истцу отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием факта проживания в сельской местности.
Не согласившись с состоявшемся решением, истец обратилась с настоящим иском в суд.
Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.
Как следует из ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» для целей данного закона применяется понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии, под которой понимается обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с названным Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Частью 15 указанной статьи установлено, что при выезде граждан, указанных в части 14 настоящей статьи, на новое место жительства за пределы сельской местности после установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренного частью 14 настоящей статьи, указанное повышение сохраняется.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 3 Правил № 1440, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Таким образом, для получения повышенной фиксированной выплаты должны соблюдаться следующие условия (часть 14 - 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440):
- стаж работы в сельском хозяйстве по профессии, должности, специальности и (или) на работах, предусмотренных Списком, составляет не менее 30 календарных лет;
- на момент перерасчета фиксированной выплаты пенсионер не осуществляет работу и (или) иную деятельность, в период которой подлежит обязательному пенсионному страхованию;
- пенсионер проживает в сельской местности.
Вместе с тем, судом установлено, что ФИО6 на момент обращения с заявлением о повышении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности в сельском хозяйстве, в сельской местности не проживала и не проживает, что в ходе рассмотрения дела стороной истца не оспаривалось.
Вопреки доводам представителя истца, право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости сохраняется за теми лицами, которым до выезда из сельской местности такая выплата была назначена. Истцу такая выплата до выезда ее из сельской местности не назначалась.
Более того, в соответствии с пояснениями представителя ответчика ОСФР по Иркутской области, стаж работы истца в сельском хозяйстве согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ (30 лет), отсутствует.
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 указанного Федерального закона.
Данная норма, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, направлена на повышение размера пенсионного обеспечения лиц, продолжительное время проработавших в сельском хозяйстве (определения от 26 сентября 2019 года № 2202-О и от 29 сентября 2020 года № 2097-О).
При этом в стаж работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии включаются не все периоды, подлежащие зачету в страховой стаж при назначении пенсии, и согласно части 16 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, а также правила исчисления периодов соответствующих работ (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации. Следовательно, при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В ходе рассмотрения дела истцом заявлены требования о признании незаконным и отмене решения № 88925/22 об отказе в перерасчете пенсии и о возложении на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии. В оспариваемом решении ответчика указано единственное основание для отказа истцу – отсутствие факта проживания в сельской местности, требований о включении периодов работы истца с 26 марта 1959 года по 01 июня 1996 года в стаж работы в сельской местности, истцом не заявлено.
При этом истец не лишена права обратиться в суд для защиты своих пенсионных прав с отдельным исковым заявлением.
Доводы представителя истца о несправедливом условии законодателя, определяющим одно из условий для назначения спорной фиксированной выплаты факт проживания гражданина в сельской местности на момент обращения с заявлением об установлении такой выплаты не может быть принят во внимание, поскольку определение порядка повышения размеров пенсий является прерогативой законодателя, который вправе изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
Таким образом, при отсутствии совокупности условий, предусмотренных частями 14 - 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», прежде всего, факта проживания истца в сельской местности, у ответчика ОСФР по Иркутской области не имелось правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления истца о перерасчете размера фиксированной выплаты в связи с отсутствием факта проживания в сельской местности.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным и отмене решения от 05 марта 2022 года № 88925/22 об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости и перерасчете страховой пенсии по старости – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Брасткий городской суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Шашкина Е.Н.
Мотивированное решение суда изготовлено 28 сентября 2023 года.