№2-205/2021
УИД 24RS0005-01-2021-000440-31
Категория: 2.209
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Новобирилюссы Красноярского края 11 октября 2021 г.
Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Лайшевой Ю.И.,
при секретаре Франтовой А.Ю.,
с участием помощника прокурора Бирилюсского района Красноярского края Рогожковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Бирилюсского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Рассветовская СОШ», Администрации Бирилюсского района Красноярского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Бирилюсского района Красноярского края Чернецкий Р.Н. обратился в Бирилюсский районный суд Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБОУ «Рассветовская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту - МБОУ «Рассветовская СОШ», в котором просит возложить на ответчика обязанность: оборудовать здание школы системами оповещения и управления эвакуацией людей либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оборудовать основные входы в здание учреждения контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснастить здание школы системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Бирилюсского района Красноярского края совместно с ОП МО МВД России «Большеулуйское» проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму», в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства в части обеспечения безопасности пребывания несовершеннолетних и работников образовательной организации в здании образовательного учреждения, а именно установлен факт ненадлежащей организации антитеррористической защищенности. В нарушение требований к антитеррористической защищенности, с учетом отнесения здания МБОУ «Рассветовская СОШ» к объекту третьей категории опасности, в учреждении не выполнены обязательные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, предусмотренные требованиями: здание школы не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией людей либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; основные входы в здание учреждения не оборудованы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); здание школы не оснащено системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией. 31 мая 2021 г. прокуратурой района внесено представление об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем, в настоящее время вышеуказанные нарушения не устранены, что подтверждается ответом Управления образования Администрации Бирилюсского района Красноярского края и информацией и.о. начальника ОП МО МВД России «Большеулуйское», в связи с чем, истец просит возложить на ответчика МБОУ «Рассветовская СОШ» обязанность по устранению выявленных нарушений.
Определением судьи от 21 сентября 2021 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация Бирилюсского района Красноярского края.
Помощник прокурора Бирилюсского района Красноярского края Рогожкова Н.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик МБОУ «Рассветовская СОШ» о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направила. Представитель ответчика - директор школы Сметанкина Н.И. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, пояснила, что с исковыми требованиями согласилась в полном объеме.
Ответчик Администрация Бирилюсского района Красноярского края о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направила. Глава Бирилюсского района Лукша В.П. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, пояснил, что возражений по поводу заявленных исковых требований не имеет, просил предусмотреть разумный срок для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает настоящее гражданское дело при имеющейся явке, в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени судебного заседания лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан на охрану здоровья.
В силу ч. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, во всех действиях в отношении детей независимо от того предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросам социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяете наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
МБОУ «Рассветовская СОШ», расположенное по адресу: Красноярский край, Бирилюсский район, п. Рассвет, ул. 30 лет Победы, д. 31, осуществляет образовательную деятельность на основании Устава, утвержденного приказом Управления образования Администрации Бирилюсского района Красноярского края от 21 августа 2018 г. №65 (далее - Устав).
Согласно п. 1.8. Устава, учредителем школы является муниципальное образование Бирилюсский район, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя - Управление образования администрации Бирилюсского района Красноярского края. Школа имеет в оперативном управлении обособленное имущество и не несет ответственности по обязательствам учредителя и созданных им юридических лиц (п. 1.9 Устава).
В соответствии с п. 8.1 Устава, имущество школы является собственностью муниципального образования Бирилюсский район, учредителя - Управление образования администрации Бирилюсского района Красноярского края и закрепляется за школой на праве оперативного управления в установленном порядке.
С учетом уставной деятельности учреждение обязано соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму, а также соблюдать права граждан, в том числе, несовершеннолетних на безопасность, охрану жизни и здоровья. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Бирилюсского района Красноярского края в ходе проверки установлено, что в нарушение указанных положений закона в здании МБОУ «Рассветовская СОШ», расположенном по адресу: Красноярский край, Бирилюсский район, п. Рассвет, ул. 30 лет Победы, д. 31, отсутствует система внешнего видеонаблюдения, не оборудован канал передачи тревожных сообщений в подразделения вневедомственной охраны, отсутствует система оповещения, по результатам которой прокурором Бирилюсского района Красноярского края вынесено представление об устранении выявленных нарушений.
Из ответов Управления образования Администрации Бирилюсского района Красноярского края следует, что представление прокуратуры рассмотрено и признано обоснованным. В отношении объектов третьей группы категории опасности осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией). В настоящее время в МБОУ «Рассветовская СОШ» имеется кнопка тревожной сигнализации. На установку системы ручного оповещения требуются денежные средства. Численность учащихся в МБОУ «Рассветовская СОШ» по состоянию на 1 сентября 2021 г. составляет 301 человек, количество педагогического состава - 30 человек, количество работников - 22 человека.
Согласно информации МО МВД России «Большеулуйское», в период подготовки общеобразовательных школ к новому учебному году сотрудниками ОП МО МВД России «Большеулуйское» были проведены комиссионные обследования на антитеррористическую защищенность в девяти общеобразовательных учреждениях Бирилюсского района. В результате обследований выявлен ряд недостатков. При проверке было выявлено отсутствие: системы оповещения (громкоговорящие устройства) и видеонаблюдения; охранной сигнализации; автоматизированной системы контроля доступа в здание, что в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 г. №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ и объектов, и формы паспорта безопасности этих объектов», обязательны в этих образовательных учреждениях.
Указанные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения должностных обязанностей работниками МБОУ «Рассветовская СОШ», что непосредственно ведет к нарушению требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а также способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г.) «О противодействии терроризму».
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон о противодействии терроризму), противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ст. 2 Закона о противодействии терроризму, одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о противодействии терроризму, одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей. Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона России №635/10 от 29 декабря 2011 г., для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся на первом этаже следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ (вневедомственной охраны ) или ситуационные центры «Службы 112».
Указанный выше пункт СНиП 31-09-2009 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения, кнопок тревожной сигнализации, распространяются на дошкольные образовательные организации, общеобразовательные учреждения, учреждения профессионального образования (среднего, высшего, дополнительного).
Согласно п. 23 Постановления Правительства РФ от 25 марта 2015 г. №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения. В силу п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней. В соответствии с п. 31 Требований для передачи тревожных извещений объект (территория) оборудуется устройствами тревожной сигнализации (механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, педалями).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения.
Исходя из анализа положений действующего законодательства в области противодействия терроризму, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью, в том числе органов местного самоуправления.
Здание МБОУ «Рассветовская СОШ», расположенное по адресу: Красноярский край, Бирилюсский район, п. Рассвет, ул. 30 лет Победы, д. 31, отнесено к III категории опасности.
Согласно п. 25 Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 г. №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Таким образом, судом достоверно установлено, что в нарушение требований действующего законодательства об антитеррористической защищенности образовательных организаций, здание МБОУ «Рассветовская СОШ», расположенное по адресу: Красноярский край, Бирилюсский район, п. Рассвет, ул. 30 лет Победы, д. 31, не оснащено системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией, также здание школы не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией людей либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, основные входы в здание учреждения не оборудованы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), в результате чего нарушаются права обучающихся на безопасное пребывание в данном учреждении, создается угроза их жизни и здоровью.
При этом, суд исходит из того, что обеспечение охраны здания школы сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также необходимыми инженерно-техническими средствами и системами охраны - охранной сигнализацией с кнопкой экстренного вызова наряда полиции является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Бирилюсского района Красноярского края к МБОУ «Рассветовская СОШ», расположенной по адресу: Красноярский край, Бирилюсский район, п. Рассвет, ул. 30 лет Победы, д. 31, о возложении на ответчика обязанности: оборудовать здание школы системами оповещения и управления эвакуацией людей либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оборудовать основные входы в здание учреждения контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснастить здание школы системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковое заявление Прокурора Бирилюсского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Рассветовская СОШ», Администрации Бирилюсского района Красноярского края о возложении обязанности оборудовать здание школы системами оповещения и управления эвакуацией людей либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; основных входов в здание учреждения контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснастить здание школы системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией, - удовлетворить.
Обязать МБОУ «Рассветовская СОШ», расположенную по адресу: Красноярский край, Бирилюсский район, п. Рассвет, ул. 30 лет Победы, д. 31: оборудовать здание школы системами оповещения и управления эвакуацией людей либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оборудовать основные входы в здание учреждения контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснастить здание школы системами видеонаблюдения, охранной сигнализацией.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Бирилюсский районный суд.
Председательствующий Ю.И. Лайшева
Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2021 г.