Дело № 2-724/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 26 октября 2017 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Малышева И.М., при секретаре судебного заседания Пиандяковой А.А., с участием истца Ефремова А.А. и его представителя Казукова С.А., представителя ответчика Рипановой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ефремова А.А. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное)
о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязании включить в специальный стаж периодов прохождения службы в Вооруженных Силах СССР и учебы в педагогическом институте и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 22 августа 2017 года,
у с т а н о в и л :
решением государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) № от 31.08.2017 Ефремову А.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия требуемого льготного стажа не менее 25 лет в связи с педагогической деятельностью.
Стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности на 22.08.2017 установлен в размере 22 года 11 месяцев 21 день.
В специальный стаж не включены периоды: 1) служба в армии по призыву с 22.05.1988 по 04.06.1990 (2 года 00 месяцев 13 дней), 2) учеба в Марийском ордена Почета государственном педагогическом институте им. Н.К.Крупской с 01.09.1990 по 21.06.1994 г.(3 года 9 месяцев 20 дней).
Ефремов А.А., не согласившись с указанным отказом, обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске (межрайонное), в обоснование своего иска указав, что он 22.08.2017 он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В его специальный стаж не включены периоды: служба в армии по призыву с 22.05.1988 по 04.06.1990 (2 года 00 месяцев 13 дней), 2) учеба в педагогическом институте с 01.09.1990 по 21.06.1994 г.(3 года 9 месяцев 20 дней).
В период прохождения военной службы действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Истец считает, что учеба в педагогическом институте с 01.09.1990 по 21.06.1994 г.(3 года 9 месяцев 20 дней) должна быть включена в специальный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности, так как в указанный институт он поступил сразу после окончания службы в Вооруженных Силах, в институте обучался до 21.06.1994 г., а с 01.091994 г. он был принят на работу учителем физического воспитания в Козьмодемьянскую гимназию.
В соответствии с п.п. "и" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, ст. 91 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" периоды обучения подлежали включению в общий трудовой стаж, а в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года, изменения в законодательстве не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение.
Истец Ефремов А.А. просит суд:
1) признать незаконным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) № от 31.08.2017 в части отказа во включении в специальный трудовой стаж периодов: 1) служба в армии по призыву с 22.05.1988 по 04.06.1990 (2 года 00месяцев 13 дней), 2) учеба в Марийском ордена Почета государственном педагогическом институте им. Н.К.Крупской с 01.09.1990 по 21.06.1994 г.(3 года 9 месяцев 20 дней),
2) обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельности периоды: 1) служба в армии по призыву с 22.05.1988 по 04.06.1990 (2 года 00 месяцев 13 дней), 2) учеба в Марийском ордена Почета государственном педагогическом институте им. Н.К.Крупской с 01.09.1990 по 21.06.1994 г.(3 года 9 месяцев 20 дней) и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 22.08.2017 г.
Истец и его представитель свои требования полностью поддержали в судебном заседании.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) Рипанова М.В.(доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании иск не признала, указав на то, что военная служба по призыву не предусмотрена для включения в специальный стаж постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002. Факт прохождения истцом военной службы по призыву в спорный период не оспаривает, также подтверждает, что истец действительно обратился с заявлением о назначении пенсии 22 августа 2017 года. Если зачесть спорный период в специальный стаж, то на 22.08.2017 размер спецстажа составил бы 25 лет, то есть возникло бы право истца на досрочную трудовую пенсию. Период учебы в педагогическом институте с 01.09.1990 по 21.06.1994 г. не подлежит включению в специальный стаж, так как истец не представил доказательств, свидетельствующих о том, что он до учебы осуществлял педагогическую деятельность.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В соответствии с пп. 3,4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (с изменениями и дополнениями) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (с изменениями и дополнениями).
Согласно частям 3 и 4 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии; периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
При исчислении стажа работы в части, не урегулированной данными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В силу п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Пунктом 12 приведенных выше Правил предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. N 8-П и Определение от 05.11.2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период службы истца по призыву с 22.05.1988 по 04.06.1990 (2 года 00 месяцев 13 дней) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "г").
При этом в силу п. 4 указанного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которые давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Таким образом, в рассматриваемом случае для включения периода военной службы истца в специальный стаж требовалось соблюдение одного условия - наличие на момент его обращения за назначением трудовой пенсии по старости не менее 2/3 стажа работы в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых дает работникам просвещения право на льготную пенсию.
Каких-либо иных условий, в том числе о соблюдении срока, в течение которого бывший военнослужащий должен устроиться на работу по специальности, пенсионное законодательство не содержало.
Принимая во внимание, что на момент обращения Ефремова А.А. с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, у ответчика не имелось оснований для отказа в зачете в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода службы истца в Советской Армии.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Ефремова А.А. в части включения в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву.
Специальных предписаний относительно включения в стаж, дающий право на назначение пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением педагогической деятельности, в том числе требования о том, что служба в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается к указанной работе при условии осуществления педагогической деятельности непосредственно до и после службы в армии, Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 г. N 590, не содержало.
Следовательно, по мотиву того, что непосредственно до и после службы в Советской Армии истец не осуществлял педагогическую деятельность, во включении спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отказано быть не может.
В спорный период вопросы назначения пенсий за выслугу лет педагогическим работникам в силу статьи 58 Закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" регулировало "Положение о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденное пунктом 7 Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Пунктом 2 данного Положения предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В соответствии с пунктами 2, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, при двух условиях: если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, и если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что время обучения в институте (а не его часть) подлежит включению в педагогический стаж при одновременном соблюдении следующих условий: если ему (времени обучения) непосредственно предшествовала педагогическая деятельность и если таковая следовала за ним. Временем обучения в учебном заведении является период с момента зачисления лица в учебное заведение и до момента отчисления из него.
То есть, в качестве основания для зачета периода обучения в педагогическом учебном заседании в стаж для досрочного назначения пенсии является работа непосредственно до начала обучения и непосредственно после окончания обучения, но не в период обучения, что имеет место при обучении по очной форме.
До начала обучения, как того требует абз. 5 п. 2 Положения о порядке исчисления стажа, Ефремов А.А. педагогическую деятельность не осуществлял, в этой связи период его обучения в специальный трудовой стаж зачету не подлежит.
Таким образом, оснований для включения периода обучения в педагогическом институте в педагогический стаж истца у суда не имеется.
Названное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена.
В абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учётом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Постановлением Верховного Совета СССР от 15 мая 1990 г. N 1481-I "О порядке введения в действие Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" сохранен действовавший до введения в действие Закона порядок назначения и выплаты пенсий космонавтам, пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, спортсменам (с учетом права выбора пенсии в соответствий со статьей 6 Закона).
Ответчиком указанные истцом обстоятельства о периоде прохождения военной службы по призыву с 22 мая 1988 года по 4 июня 1990 года (2 года 00 месяцев 13 дней), дате обращения с заявлением о назначении пенсии 22 августа 2017 года не оспариваются.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Судебные расходы (государственная пошлина, уплаченная истцом при обращении в суд) по делу составили 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, ст. 33319 Налогового кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Иск Ефремова А.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) № 238366/17 от 31.08.2017 в части отказа во включении в специальный трудовой стаж периода военной службы по призыву с 22.05.1988 по 04.06.1990 (2 года 00 месяцев 13 дней).
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельности периода военной службы по призыву с 22.05.1988 по 04.06.1990 (2 года 00 месяцев 13 дней) и назначить Ефремову А.А. досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 22 августа 2017 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины в пользу Ефремову А.А. в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.М. Малышев