Дело № 3а-442/2021

52OS0000-01-2021-000379-95

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Нижний Новгород          5 июля 2021 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Беловой А.В.

при секретаре судебного заседания Ворониной О.Д.,

с участием: прокурора отдела прокуратуры Четайкина А.В., представителя административного истца Столярова П.С., представителя административного ответчика Терменевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коринской Альбины Геннадьевны о признании недействующими в части отдельных положений Генерального плана сельского поселения Каменский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, Правил землепользования и застройки сельского поселения Каменский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области,

УСТАНОВИЛ:

27 декабря 2013 года сельским Советом Каменского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области (далее также – сельский Совет Каменского сельсовета) принято решение № 48 «Об утверждении генерального плана Каменского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области» (далее также – решение Каменского сельсовета № 48, Генеральный план).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 1 декабря 2016 года № 864 «Об утверждении изменений в Генеральный план Каменского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденный решением сельского Совета Каменского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 27 декабря 2013 года № 48» в Генеральный план внесены изменения.

Решение Каменского сельсовета № 48 обнародовано в установленном порядке, а нормативный правовой акт Правительства Нижегородской области о внесении в него изменений опубликовано на Официальном Интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 2 декабря 2016 года, на официальном сайте Правительства Нижегородской области и администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На карте территориального планирования (карта 2. Карта планируемого размещения объектов капитального строительства), на карте материалов по обоснованию проекта Генерального плана (в действующей редакции) отображены границы зон с особыми условиями использования территорий и, в частности, зоны акустического дискомфорта аэропорта города Нижнего Новгорода (зона «Г»). При этом в зоне «Г» запрещено строительство жилых зданий, детских дошкольных учреждений, объектов здравоохранения, образовательных учреждений, гостиниц, общежитий.

11 октября 2017 года сельским Советом Каменского сельсовета принято решение № 37 «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения «Каменский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области» в новой редакции (далее также – решение Каменского сельсовета № 37, Правила землепользования и застройки).

Приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области № 07-01-06/5 от 28 марта 2018 года «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения «Каменский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области», утвержденные решением сельского Совета Каменского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 11 октября 2017 года № 37» (далее также - Приказ департамента), утверждены изменения в Правила землепользования и застройки.

Решение Каменского сельсовета № 37 обнародовано в установленном порядке, а нормативный правовой акт департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области о внесении в них изменений опубликован в издании «Нижегородская правда» http://www.pravda-nn.ru, 16 апреля 2018 года, на официальном сайте департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, а также включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 10 апреля 2018 года № 11326-406-007-01-06/22.

Решением Нижегородского областного суда от 22 октября 2018 года по делу № 3а-554/18, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации, приказ Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области № 07-01-06/5 от 28 марта 2018 г. «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения «Каменский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области», утв. Решением сельского Совета Каменский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области от 11 октября 2017 года № 37, признан недействующим со дня принятия.

Коринская А.Г., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 52:24:0110202:202, расположенного по адресу: Нижегородская область Богородский район пос. Комсомольский ул. Больничная уч. 13Б/4, имеющего вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими вышеназванных нормативных правовых актов в части установления зоны акустического дискомфорта аэропорта города Нижнего Новгорода (зоны «Г») в отношении данного земельного участка.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она обратилась в Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области» для составления градостроительного плана и выдачи разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном участке. Согласно Градостроительного плана земельный участок полностью расположен в границах зоны акустического дискомфорта аэропорта города Нижнего Новгорода (зоны «Г»), в которой запрещено строительство жилых домов. В связи с этим в выдаче разрешения на строительство Коринской А.Г. было отказано.

По мнению административного истца, в части установления зоны акустического дискомфорта в отношении земельного участка с кадастровым номером [номер] Генеральный план и Правила землепользования и застройки противоречат нормам Федерального закона от 30 марта 1999 года № 55-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», поскольку на момент утверждения оспариваемых нормативных правовых актов не был соблюден порядок установления границы зоны акустического дискомфорта аэропорта города Нижнего Новгорода (зоны «Г»).

Данные нормативные правовые акты в оспариваемой части нарушают права Коринской А.Г., так как препятствуют получению ей разрешения на строительство жилого дома.

Правительство Нижегородской области в письменных возражениях указывают, что постановление Правительства Нижегородской области от 1 декабря 2016 года № 824, которым внесены изменения в генеральный план Каменского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, принято в пределах полномочий. Изменения не касались санитарно-защитной зоны акустического дискомфорта (зоны «Г»), и, исходя из текста административного искового заявления, не оспариваются. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать.

Администрация Богородского муниципального округа Нижегородской области и Совет депутатов Богородского муниципального округа Нижегородской области в письменных отзывах просили в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказать, ввиду отсутствия оснований для их удовлетворения.

Министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области (в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 4 марта 2020 года № 16 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года N 6» - п. 1.1. Положения о министерстве градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области переименован в министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области) в письменном отзыве указали, что санитарно-защитная зона – зона «Г» определялась разработчиками генерального плана и была отображена в соответствии с частью 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом законодательством не установлено требований, что отображение в документах территориального планирования (градостроительного зонирования) санитарно-защитных зон допускается только после установления их уполномоченным органом. Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

АО «Международный аэропорт Нижний Новгород» предоставило в суд письменную позицию, согласно которой Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области 5 сентября 2013 года выдано Санитарно- эпидемиологическое заключение № 52.НЦ.04.000.Т.00103034.09.13, в соответствии с которым Проект обоснования санитарно-защитной зоны аэропорта Нижний Новгород ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород», расположенного на окраине Автозаводского района города Нижнего Новгорода, в 15 км к юго-западу от центра города и в 200 м к северу от пос. Гнилицы (подготовлен ЗАО «Центр экологической безопасности гражданской авиации», город Москва) признан соответствующим требованиям СанПиН (согласно перечню в СЭК). В настоящее время приаэродромная территория аэродрома Нижний Новгород (Стригино) не утверждена, в силу чего до момента ее утверждения продолжает действовать ранее установленная санитарно-защитная зона.

Представитель административного истца Столяров П.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Терменева Т.С. в судебном заседании поддержала позицию Министерства, изложенную в письменном отзыве, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административное исковое заявление, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела следует, что Коринской А.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес]

В выданном Коринской А.Г. градостроительном плане имеется ссылка на то, что указанный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки Каменского сельсовета полностью расположен в границах зоны акустического дискомфорта аэропорта города Нижнего Новгорода (зоны «Г»), в которой запрещено строительство жилых домов.

27 октября 2020 года Муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области» Коринской А.Г. был выдан отказ в выдаче разрешения на строительство дома на земельном участке по адресу: [адрес] по основанию нахождения земельного участка в границах зоны акустического дискомфорта аэропорта города Нижнего Новгорода, зона «Г».

Материалами дела подтверждается, что указанная санитарно-защитная зона отображена в материалах по обоснованию проекта Генерального плана, на карте территориального планирования (карта 2. Карта планируемого размещения объектов капитального строительства), на карте зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки.

Таким образом, Коринская А.Г. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, и при этом полагает, что этими актами нарушены ее права и законные интересы. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Коринская А.Г. является надлежащим административным истцом.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Согласно части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как установлено статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Законом Нижегородской области от 23 декабря 2014 года № 197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» (далее – Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года № 197-З) перераспределены отдельные полномочия городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Нижегородской области между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 2 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года № 197-З (в редакциях, действовавших на момент внесения изменений в Генеральный план) на Правительство Нижегородской области возложено осуществление полномочий органов местного самоуправления сельских поселений Нижегородской области по утверждению генеральных планов сельских поселений, утверждению изменений в генеральные планы сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

В соответствии со статьей 2? Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года № 197-З, введенной Законом Нижегородской области от 26 декабря 2017 года № 190-З, вступившим в силу с 1 января 2018 года, в целях обеспечения единых подходов и стандартов при осуществлении градостроительной деятельности, создания комфортной среды и благоприятных условий жизнедеятельности граждан, развития инвестиционно-промышленного потенциала Нижегородской агломерации, объединяющей территории городского округа город Нижний Новгород и территорий граничащих с ним городского округа город Дзержинск, Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области, Правительство Нижегородской области в области градостроительного зонирования осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, городского округа город Дзержинск, Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области, городских и сельских поселений, входящих в состав Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области: принятие решений о подготовке проектов правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, принятие решений о подготовке проектов о внесении изменений в правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, подготовка проектов правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, подготовка проектов о внесении изменений в правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, а также утверждение правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, утверждение изменений в правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

Полномочия, указанные в статьях 2 и 2? Нижегородской области от 23 декабря 2014 года № 197-З, осуществляются непосредственно Правительством Нижегородской области или уполномоченными им органами исполнительной власти Нижегородской области.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июля 2007 года № 248 утверждено Положение о департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области (далее – Департамент градостроительной деятельности).

В соответствии с пунктом 3.6? Департамент градостроительной деятельности утверждает правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, изменения в правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений в случаях, предусмотренных законодательством.

В соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 04 марта 2020 года № 16 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года № 6» - п. 1.1. Положения о министерстве градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области переименован в министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области.

Законом Нижегородской области от 29 апреля 2020 года № 32-З «О преобразовании муниципальных образований Богородского муниципального района Нижегородской области» муниципальные образования – городское поселение город Богородск, сельские поселения Алешковский сельсовет, Доскинский сельсовет, Дуденевский сельсовет, Каменский сельсовет, Хвощевский сельсовет, Шапкинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и Богородского муниципального района Нижегородской области и наделено вновь образованное в результате объединения муниципальных образований, муниципальное образование статусом муниципального округа с наименованием – Богородский муниципальный округ Нижегородской области.

В связи с принятием Закона Нижегородской области от 29 апреля 2020 года № 32-З «О преобразовании муниципальных образований Богородского муниципального района Нижегородской области» решением Совета депутатов Богородского муниципального округа Нижегородской области от 09 октября 2020 года № 10 прекращены с 09 октября 2020 года полномочия Земского собрания Богородского муниципального района Нижегородской области, городской Думы города Богородска, сельского совета Алешковского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, сельского совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, сельского совета Дуденевского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, сельского совета Каменского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, сельского совета Хвощевского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, сельского совета Шапкинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области.

Проанализировав указанные и иные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года № 197-З, Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», Положения о департаменте, Устава Нижегородской области, Устава Каменского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки, а равно нормативные правовые акты о внесении в них изменений приняты в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов (на дату их принятия), с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия, включая предусмотренной статьями 24 – 25, 31 – 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуре, и правилам введения их в действие.

По данным основаниям Генеральный план и Правила землепользования и застройки административным истцом не оспариваются.

Соблюдение процедуры принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов и полномочия административных ответчиков по их изданию ранее были предметом проверки Нижегородского областного суда, о чем имеется вступившее в законную силу решение от 23 января 2020 года по делу № 3а-5/2020.

Проверив Генеральный план и Правила землепользования и застройки в оспариваемой части на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Санитарно-защитные зоны и приаэродромная территория, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (пункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее также – Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждается Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее также - постановление Правительства № 222, Правила СЗЗ), вступившим в силу с 15 марта 2018 года (по истечении 7 дней со дня официального опубликования - официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07 марта 2018 года).

Ранее требования к установлению санитарно-защитных зон были регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 (далее также – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), которые с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 действуют в части, не противоречащей Правилам.

Согласно пункту 1 указанных Правил СЗЗ санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.

Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы в зависимости от класса опасности объекта (пункт 3 Правил) по результатам рассмотрения заявления, поданного лицами, указанными в пунктах 6, 7, 9 и 10 Правил.

Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения (пункт 2.9. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Пунктом 2.6 указанных санитарных правил предусмотрено, что вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (санитарные разрывы); величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

Согласно пункту 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров санитарно-защитной зоны для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. При этом санитарно-эпидемиологическое заключение на проект обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны и санитарных разрывов является лишь предварительным этапом для утверждения санитарно-защитной зоны Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

В силу положений пункта 25 Правил СЗЗ санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно пункту 3 (1) Правил СЗЗ в случае, если в отношении аэродрома принято решение об установлении приаэродромной территории с выделенной на ней седьмой подзоной, предусмотренной подпунктом 7 пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, принятие решения об установлении санитарно-защитной зоны в отношении этого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, не требуется. Указанное решение об установлении приаэродромной территории является основанием для принятия в соответствии с настоящими Правилами решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении такого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, принятого до установления этой приаэродромной территории.

В соответствии со статьей 46 Воздушного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта (Генерального плана), и утратившей силу с 1 июля 2017 года, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Пунктом 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138, приаэродромная территория определена как прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

Согласно абзацам 1 и 2 пункта 58 (пункт утратил силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1460) названных Федеральных правил, для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции до 1 июля 2017 года) размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации либо уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 1 июля 2017 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (далее – Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 135-ФЗ) в статью 47 Воздушного кодекса Российской Федерации и в пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в указанных нормативных правовых актах закреплен статус приаэродромной территории как зоны с особыми условиями использования территорий.

На приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами (подпункт 7 пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Аналогичные положения содержатся в подпункте «ж» пункта 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1460, которым, в соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, также утверждены Правила установления приаэродромной территории и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.

Согласно подпункту «в» пункта 2 Правил установления приаэродромной территории решение об установлении приаэродромной территории (далее - решение) принимается в отношении аэродромов гражданской авиации - Федеральным агентством воздушного транспорта.

Проект решения, подготавливаемый оператором аэродрома, согласовывается с соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункты 4,7 Правил установления приаэродромной территории).

Исходя из анализа вышеприведенных норм, суд отмечает, что отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат только те зоны с особыми условиями использования территории, которые установлены с соблюдением требований действующего законодательства.

Из материалов дела следует и судом установлено, что в соответствии с Генеральным планом (карты территориального планирования (карта 2. Карта планируемого размещения объектов капитального строительства)), Правилами землепользования и застройки (карта зон с особыми условиями использования территории) принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером [номер], с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» находится в границах зоны акустического дискомфорта аэропорта города Нижнего Новгорода (зоны «Г»).

В указанной    зоне «Г» запрещено строительство жилых зданий, детских дошкольных учреждений, объектов здравоохранения, образовательных учреждений, гостиниц, общежитий; разрешено строительство административных зданий, проектных и научно-исследовательских организаций при условии повышенной звукоизоляции.

Согласно ответа на судебный запрос Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 мая 2021 года № 52-00-04/04-7899-2021, санитарно-защитная зона акустического дискомфорта аэропорта города Нижнего Новгорода (зона «Г») не устанавливалась; решение об установлении не выдавалось; сведения о санитарно-защитной зоне в ЕГРН не вносились.

В соответствии с ответом на запрос филиала ФГБУ «ФКП по Нижегородской области» от 21 июня 2021 года № 37-11926/21, в ЕГРН сведения о границах зоны акустического дискомфорта аэропорта города Нижнего Новгорода (зона «Г»), в том числе распространяющиеся на земельный участок с кадастровым номером [номер], отсутствуют.

При рассмотрении дела судом также установлено, что 5 сентября 2013 года было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение на проект обоснования расчетной санитарно-защитной зоны аэропорта города Нижнего Новгород ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород», расположенного на окраине Автозаводского района города Нижнего Новгорода, в 15 км к юго-западу от центра города и в 200 м к северу от пос. Гнилицы о соответствии указанного проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. При этом окончательный размер санитарно-защитной зоны в соответствии с положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации не устанавливался, информация о поступлении соответствующего заявления суду не представлена.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в нарушение приведенных нормативных правовых актов как действовавших на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов и внесения в них изменений, так и действующих на момент разрешения настоящего спора, санитарно-защитная зона, равно как и приаэродромная территория аэропорта Нижний Новгород ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» не устанавливались. Документов, на основании которых установлена санитарно-защитная зона, с обоснованием ее размеров в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах отображение на картах в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки границы зоны с особыми условиями использования территорий - зоны акустического дискомфорта аэропорта города Нижнего Новгорода, и в частности, зоны «Г», не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и является основанием для признания их недействующими в той части, в которой эта граница, нанесенная на картах Генерального плана, Правил землепользования и застройки, охватывает принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером [номер].

По указанным основаниям судом отклоняются и доводы министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, поскольку отсутствие документа об утверждении границ санитарно-защитной зоны (приаэродромной территории) исключает возможность отображения ее в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки.

Определяя момент, с которого Генеральный план и Правила землепользования и застройки в соответствующей части должны быть признаны недействующими, суд полагает, что поскольку они до вынесения решения суда применялись и на их основании реализовывались права граждан и организаций, они подлежат признанию не действующими с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:

Правительством Нижегородской области – на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

Министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области – на официальном сайте Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

Советом депутатов Богородского муниципального округа Нижегородской области и Администрацией Богородского муниципального округа Нижегородской области – на официальном сайте администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ № 48 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ № 864), ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░ «░») ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ [░░░░░], ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: [░░░░░], ░ ░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░».

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ № 37 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░ «░») ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ [░░░░░], ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: [░░░░░], ░ ░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░».

░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░»;

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░»;

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 16 ░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

3а-442/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Коринская Альбина Геннадьевна
Ответчики
Сельский Совет Каменского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области
Правительство Нижегородской области
Администрация Богородского муниципального района Нижегородской области
Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области
Другие
Столяров Павел Сергеевич
АО "Международный Аэропорт Нижний Новгород"
Прокуратура Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Белова Анна Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
17.05.2021Регистрация административного искового заявления
18.05.2021Передача материалов судье
19.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.06.2021Предварительное судебное заседание
05.07.2021Судебное заседание
16.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2021Дело оформлено
05.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее