Дело № 3а-167/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
9 августа 2019 года Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А.
при секретаре Кулик А.К.,
с участием прокурора Егоровой А.В.,
рассмотрев административное исковое заявление Старикова А. В. об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года № 125-66-7 «О жалобе Орловой Н.В. на решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 226 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва и признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии № 29»,
У С Т А Н О В И Л:
Решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский от 19 июня 2019 года № 14 выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва назначены на 8 сентября 2019 года (л.д. 26).
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва от 9 июля 2019 года № 6/11 отказано в регистрации Орловой Н. В., выдвинутой избирательным объединением «Региональное отделение в Санкт-Петербурге Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ РОСТА», кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 226.
Санкт-Петербургской избирательной комиссией рассмотрена жалоба Орловой Н. В. и 31 июля 2019 года принято решение № 125-66-7, которым комиссия решила:
отменить решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва от 9 июля 2019 года № 6/11 «Об отказе в регистрации Орловой Н. В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 226» (пункт 1);
признать незаконным бездействие территориальной избирательной комиссии № 29, выразившееся в непринятии решения по жалобе Орловой Н.В., поступившей в Территориальную избирательную комиссию № 29, в порядке предусмотренном подпунктом «б» пункта 6 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в установленный пунктом 4 статьи 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок (пункт 2);
зарегистрировать выдвинутую избирательным объединением «Региональное отделение в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» Орлову Н. В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 226 31 июля 2019 года в 18 часов 24 минут (пункт 3);
выдать Орловой Н.В. удостоверение зарегистрированного кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 226 (пункт 4);
направить копию настоящего решения заявителю, в ТИК № 29 (пункт 5);
разместить настоящее решение на официальном сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовать в сетевом издании «Вестник Санкт-Петербургской избирательной комиссии» (пункт 6);
контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии <...> А.В. (пункт 7) (л.д. 5-11).
Стариков А.В., выдвинутый в избирательным объединением «Санкт-Петербургское городское отделение политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации», зарегистрированный кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 226 (л.д. 12-14), обратился в суд с административным иском об отмене вышеуказанного решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что законных оснований для отмены решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва от 9 июля 2019 года № 6/11 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Орловой Н.В. и принятия решения о её регистрации у Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имелось, поскольку Орловой Н.В. не представлена нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения «Региональное отделение в Санкт-Петербурге Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ РОСТА» совместно с заявлением о согласии баллотироваться.
Административный истец в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д. 19-20, 23), в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Представители административного ответчика Санкт-Петербургской избирательной комиссии, заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии № 29, заинтересованное лицо Орлова Н.В. возражали против удовлетворения административного искового заявления.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На основании подпункта «а» пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации отнесено осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.
Свои полномочия по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации избирательная комиссия субъекта Российской Федерации реализует в соответствии с пунктом 11 статьи 23 названного Федерального закона, которым она наделена компетенцией по рассмотрению жалоб на решения избирательных комиссий внутригородских территорий города федерального значения, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 данного Федерального закона, содержащим аналогичное предписание и возлагающим на избирательную комиссию, рассматривающую жалобы, обязанность принять решение в соответствии с пунктом 6 указанной статьи.
В силу пункта 6 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вышестоящая комиссия по итогам рассмотрения жалоб на решения нижестоящих комиссий, нарушающие избирательные права граждан, вправе рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Анализ приведенных норм федерального законодательства позволяет прийти к выводу о том, что, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия в рассматриваемом случае обладала компетенцией по рассмотрению жалобы Орловой Н.В.
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Основанием для отказа в регистрации кандидата в силу подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года №303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» установлены аналогичные основания для отказа в регистрации кандидатом.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 14.5 статьи 35 данного Федерального закона при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии, в том числе, нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа (подпункт «а»).
В случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 14.5 статьи 35, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 14.5 данной статьи в эту же избирательную комиссию могут не представлять (пункт 14.6 статьи 35 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Из материалов дела усматривается, что Орлова Н.В. обратилась в окружную избирательную комиссию по многомандатному избирательному округу № 226 на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Балканский шестого созыва 29 июня 2019 года с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 226 от избирательного объединения «Региональное отделение в Санкт-Петербурге Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ РОСТА» (л.д.54).
Заявление и документы для уведомления о выдвижении кандидта приняты избирательной комиссией 29 июня 2019 года в 13 часов 00 минут (л.д.73-74).
По данному избирательному округу от избирательного объединения «Региональное отделение в Санкт-Петербурге Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ РОСТА» выдвинут кандидатом в депутаты муниципального совета так же Андронов Е.Е., который обратился в окружную избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться 29 июня 2019 года в 11 часов 37 минут.
Совместно с заявлением Андронов Е.Е. представил нотариально удостоверенную копию свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения «Региональное отделение в Санкт-Петербурге Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ РОСТА» (л.д. 75-76, 79).
Поскольку нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения «Региональное отделение в Санкт-Петербурге Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ РОСТА» представлена Андроновым Е.Е. как первым кандидатом от данного избирательного объединения, то Орлова Н.В. освобождалась от повторного представления указанного свидетельства.
Исходя из принципа состязательности и равноправия сторон, закреплённого в статье 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в рассматриваемом случае требования заявлены одним кандидатом против другого кандидата, обладающего таким же объемом прав и обязанностей, в целях его исключения из избирательного процесса, суд связан основаниями и доводами заявленных требований.
На иные нарушения, допущенные при регистрации кандидата Орловой Н.В., административный истец не ссылается.
При таких обстоятельствах следует признать оспариваемое решение законным и обоснованным, в связи с чем, административный иск удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, с учётом отсутствия правовых оснований для отмены оспариваемого решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного искового заявления Старикова А. В. об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года № 125-66-7 «О жалобе Орловой Н.В. на решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 226 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва и признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии № 29» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья О.А.Павлова