Дело №2а-6538/2020
24RS0041-01-2020-004383-52
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2020 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска
в составе председательствующего судьи Кравченко О.Е.,
при секретаре Кельм Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска к Медведев Е.В. о взыскании задолженности по пени по страховым взносам, налога на доходы с физических лиц и пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска обратилась в суд с административным иском к Медведеву Е.В., в котором просит взыскать сумму недоимки по пени по страховым взносам, налога на доходы с физических лиц и пени в размере 3913,37 рублей, в том числе: пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017 в сумме 1525,09 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 в сумме 263,39 рублей, налог на доходы физических лиц за 2017 год в сумме 1906,00 рублей, пени за неуплату налога на доходы физических лиц в размере 218,89 рублей, мотивируя требования тем, что налоговые уведомления и требования были своевременно направлены налогоплательщику, при этом в установленные сроки обязательства по уплате не были исполнены.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска Лукьянова Т.Н. (по доверенности) не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее ходатайствовала о рассмотрении административного иска без их участия, дополнительных доводов и доказательств в суд не представил.
Административный ответчик Медведев Е.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, путем направления судебного извещения заказной почтой в соответствии с положениями ст.96,97 КАС РФ, по известным суду адресам, которое возвращено в суд за истечением срока хранения как невостребованное, ходатайств, в том числе об отложении судебного заседания по делу суду не представил, доводов об оплате задолженности по пени не приводил.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Таким образом, суд расценивает не явку сторон в суд как нежелание лично участвовать в судебном заседании и пользоваться своими процессуальными правами, и признает уведомление административного истца и ответчика о времени и месте судебного разбирательства надлежащим, в связи с чем, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с положениями ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административное исковое заявление было направлено до истечения шести месяцев с момента отмены судебных приказов.
В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как установлено в судебном Медведев Е.В. (ИНН У) был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Деятельность прекращена 00.00.0000 года в связи с принятием соответствующего решения.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно ч. 4.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.
В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч.2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ч.3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).
В силу ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ плательщик страховых взносов в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки должен выплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Медведнв Е.В. (ИНН У) был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 00.00.0000 года.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» уплата страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с 01.01.2017 года производится в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Функции по администрированию страховых взносов, в том числе, в части контроля за их уплатой и взыскания, переданы налоговым органам.
Таким образом, с 01.01.2017 года на налоговые органы возложены, в том числе, и функции по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшим до 01.01.2017 года.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела административному ответчику направлялись требование У по состоянию на 00.00.0000 года с указанием сумм страховых взносов и пени со сроком уплаты до 00.00.0000 года (пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС до 00.00.0000 года в сумме 544,76 рублей), У по состоянию на 00.00.0000 года со сроком уплаты до 00.00.0000 года (пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС до 00.00.0000 года в сумме 587,95 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС с 00.00.0000 года в сумме 147,30 рублей), У по состоянию на 00.00.0000 года со сроком уплаты до 00.00.0000 года (пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС до 00.00.0000 года в сумме 392,38 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС с 00.00.0000 года в сумме 116,09 рублей), всего на сумму 1529,09 рублей, которые в добровольном порядке не исполнены. Доказательств иного не представлено.
В силу ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (ч. 1).
Как следует из положения ст. 48 налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Разрешая административные исковые требования о взыскании с Медведева Е.В. пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017 в сумме 1525,09 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 в сумме 263,39 рублей., суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований, поскольку пени начислены на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за периоды до 01 января 2017, то есть, недоимка образовалась до 01 января 2017 года, при этом, поскольку начисленные пени на недоимку по страховым взносам имели место за расчетный период, истекший до 01 января 2017 года, пени на указанную недоимку начислены необоснованно, данная сумма является безнадежной ко взысканию и подлежит списанию, при указанных обстоятельствах суд полагает необходимым отказать в удовлетворения административных исковых требований о взыскании пени по страховым взносам.
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а так же физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.
Согласно 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации (налоговые агенты), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НКРФ.
В соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога. Такое сообщение передается в налоговый орган по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица».
Пунктом 7 статьи 228 Налогового Кодекса РФ установлено, что в отношении доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы за 2018 год в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 Кодекса, налогоплательщики, получившие такие доходы, уплачивают налог не позднее 2 декабря 2019 года на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 75 Кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, начисляется пеня, которая определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Вместе с тем, в адрес Медведева Е.В. направлялось налоговое уведомление У от 24.08.2018г. об уплате налога на доходы физических лиц, не уплаченного налоговым агентом на сумму 1906,00 рублей (л.д.21,22), которое не было добровольно исполнено, после чего направлено требование У от 11.12.2018г. со сроком уплаты до 29.12.2018г. (л.д.23,24), которое также не было в установленные сроки исполнено. Доказательств обратного суду со стороны административного ответчика не представлено.
Как следует из материалов дела, с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по налогу на доходы физических лиц, не о удержанных налоговым агентом, направлено налоговым органов в установленный ст. 48 НК РФ 6-ти месячный срок с момента истечения срока исполнения требования У (до 11.06.2019г.) - 00.00.0000 года, судебный приказ был отменен по заявлению налогоплательщика, однако до настоящего времени налог не уплачен, как не опровергнуто административным ответчиком, доказательств обратного суду на момент рассмотрения дела сторонами не представлено.
Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принимая во внимание, что оплата налогоплательщиком указанных сумм в полном объеме не была произведена, налоговым органом начислена пеня в соответствии с положениями ст.75 НК РФ, требование об оплате которой налогоплательщику было выставлено, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
До настоящего времени задолженность ответчиком в полном объеме не погашена, что следует из лицевой карточки представленной налоговым органом на дату судебного заседания, в связи с чем, с Медведева Е.В. подлежит взысканию задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 1906,00 рублей и пени за период с 29.01.2019г. п 15.06.2020г. в размере 218,89 рублей, согласно расчету (л.д.28), который не оспорен ответчиком и сомнений в правильности у суда не вызывает.
Факт направления уведомления и требований подтверждается списком почтовых отправлений, размер налога и инвентаризационная стоимость из которой исчислен налог не оспорены и не опровергались сторонами. Таким образом, процедура принудительного взыскания задолженности по налогу истцом соблюдена, установленный ст. 48 НК РФ срок для предъявления требований, не пропущен.
Согласно ст.104 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.
Таким образом, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400,00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска к Медведев Е.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, налогу на доходы физических лиц и пени – удовлетворить частично.
Взыскать с Медведев Е.В. ИНН У задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 1906,00 рублей, пени за неуплату налога на доходы физических лиц в размере 218,89 рублей, в остальной части - отказать.
Взыскать с Медведев Е.В. ИНН У государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Мотивированное решение изготовлено 28.12.2020г.
Копия верна.
Судья: О.Е. Кравченко