Дело №33-2572/2022 Докладчик Денисова Е.В.
(I инстанция №2-424/2022) Судья Пруцкова Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Якушева П.А.
судей Белоглазовой М.А., Денисовой Е.В.
при секретаре Кашликовой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 12 июля 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ-ОПФР по Владимирской области на решение Фрунзенского районного суда города Владимира от 12 апреля 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Бочаровой Дарьи Александровны к ГУ-ОПФР по Владимирской области удовлетворить частично.
Обязать ГУ-ОПФР по Владимирской области начислить и выплатить социальную доплату к пенсии по потери кормильца с 28.09.2020.
В остальной части исковые требования Бочаровой Дарьи Александровны к ГУ-ОПФР по Владимирской области оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Денисовой Е.В., объяснения представителя ГУ-ОПФР по Владимирской области-Усачевой С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и просившей отменить решение суда в части, объяснения Бочаровой Д.А. и ее представителя Игнатьевой М.Б., возражавших против отмены решения суда в части по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бочарова Д.А. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР в г.Владимире Владимирской области об обязании начислить и выплатить пенсию по случаю потери кормильца за период с 10.08.2020 по 27.09.2020; об обязании начислить и выплатить социальную доплату к пенсии по случаю потери кормильца за предшествующий период со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, а именно, с 10.08.2020 (л.д.2-4).
В обоснование иска указала, что является получателем пенсии по потере кормильца после смерти в 2017 году отца – **** А.П. Отцовство **** А.П. в отношении Бочаровой Д.А., **** г/р установлено в судебном порядке в июле 2021 года. За назначением пенсии по потере кормильца она обратилась 10.08.2021 сразу после получения документов в органах ЗАГС. Обратиться ранее не имела возможности, поскольку у нее отсутствовали документы об отцовстве. На момент обращения за назначением пенсии по потере кормильца она была совершеннолетней, приказа о зачислении на очную форму обучения в ВУЗе не имела. Просила назначить пенсию по потере кормильца с даты на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за пенсией, то есть с 10.08.2020, в чем ей было отказано ввиду того, что на момент обращения за пенсией она была совершеннолетней и не представила документа об обучении на очном отделении ВУЗа. После повторного обращения в сентябре 2021 года при предоставлении документов о прохождении очного обучения в ВУЗе ей была назначена пенсия по потере кормильца с 01.09.2021, а также за прошедший период с 28.09.2020 по 30.06.2021. За период до 01.09.2021 не была начислена социальная доплата к пенсии. Полагала отказ в назначении пенсии при первоначальном обращении 10.08.2021, а также отказ в начислении социальной доплаты к пенсии за период, предшествующий обращению незаконным.
Определением суда от 16.02.2022 в связи с состоявшейся реорганизацией в форме присоединения произведена замена ответчика ГУ-УПФР в г.Владимире Владимирской области на ГУ-ОПФР по Владимирской области (л.д.54).
Истец Бочарова Д.А., извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась (л.д. 64). Ранее в судебном заседании просила удовлетворить иск по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика ГУ-ОПФР по Владимирской области Кузнецова А.С. в судебном заседании в удовлетворении иска просила отказать. Пояснила, что в назначении пенсии по потере кормильца с 10.08.2020 Бочаровой Д.А. было отказано, поскольку на момент первоначального обращения она являлась совершеннолетней, на очном отделении ВУЗа не обучалась, поэтому на основании действующего законодательства ей не могла быть назначена пенсия по потере кормильца за предыдущий период, равный 12 месяцев. Такая возможность предусмотрена только для лиц, являющихся на момент обращения несовершеннолетними. Назначение социальной доплаты к пенсии за период, предшествующий обращению за назначением пенсии по потере кормильца, законодательством не предусмотрено.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ-ОПФР по Владимирской области просит решение суда отменить в части возложения обязанности начислить и выплатить Бочаровой Д.А. социальную доплату к пенсии по потери кормильца с 28.09.2020. Ссылается на неправильное применение судом положений Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи", Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.100-103).
Истцом Бочаровой Д.А. принесены возражения на апелляционную жалобу, в удовлетворении которой просит отказать. Считает выводы суда о наличии оснований для возложения на ГУ-ОПФР по Владимирской области обязанности начислить и выплатить ей социальную доплату к пенсии по потери кормильца с 28.09.2020 законными и обоснованными. Также просит в интересах законности проверить решение суда в полном объеме и отменить в части отказа в возложении на ГУ-ОПФР по Владимирской области обязанности начислить и выплатить ей пенсию по случаю потери кормильца за период с 10.08.2020 по 27.09.2020, как постановленное с нарушением норм материального права и нарушающее ее права на пенсионное обеспечение.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, разъяснениями, данными в п.46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 №16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них. В то же время суд апелляционной инстанции вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме вне зависимости от доводов жалобы, представления.
Под интересами законности с учетом положений ст.2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; защиты других прав и свобод человека и гражданина.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Бочарова Д.А., **** г/р. приходилась дочерью **** А.П. (л.д.58-59).
Отцовство **** А.П. в отношении Бочаровой Д.А. установлено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от **** по делу №**** (л.д.70).
**** **** А.П. умер (л.д.60).
В 2020-2021 учебном году Бочарова Д.А. обучалась в 11 «б» классе по очной форме обучения в МБОУ «****». Приказом от 16.06.2021 №167 Бочарова Д.А. отчислена из состава обучающихся (л.д.29).
10.08.2021 Бочарова Д.А. обратилась в ГУ-ОПФР в г.Владимире Владимирской области с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца (л.д.30-34).
Решением ГУ-ОПФР по Владимирской области от 05.10.2021 №172174/21 Бочаровой Д.А. отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца с 10.08.2021, а также за прошлое время с 10.08.2020 по 30.06.2021, поскольку по достижении возраста 18 лет Бочарова Д.А. приобрела трудоспособность и не являлась учащейся (л.д.71).
28.09.2021 Бочарова Д.А. повторно обратилась в ГУ-УПФР в г.Владимире Владимирской области с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца, представив справку ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» об обучении по очной форме обучения с 01.09.2021 (л.д.36-40,69).
Решениями ГУ-ОПФР по Владимирской области от 08.10.2021 Бочаровой Д.А. назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца с 01.09.2021 по 24.06.2026 в размере 3918 руб. 51 коп., установлена фиксированная выплата к страховой пенсии по случаю потери кормильца с 01.09.2021 в размере 3022 руб. 24 коп.(л.д.72), а также назначена пенсия по случаю потери кормильца с 28.09.2020 по 24.06.2026 (л.д.73).
Решением ГУ-ОПФР по Владимирской области от 11.11.2021 Бочаровой Д.А. установлена федеральная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в размере 2859 руб. 25 коп. с 01.10.2021 по 24.06.2026 (л.д.28).
В обоснование требования о возложении на ГУ-ОПФР по Владимирской области обязанности начислить и выплатить пенсию по случаю потери кормильца за период с 10.08.2020 по 27.09.2020, Бочарова Д.А. ссылается на то, с заявлением о назначении пенсии она первоначально обратилась 10.08.2021, в связи с чем пенсия должна быть ей назначена с указанной даты и за предшествующий год, то есть с 10.08.2020. Ранее 10.08.2021 она не могла обратиться, так как отцовство **** А.П. установлено 14.07.2021.
Разрешая требования Бочаровой Д.А. об обязании ГУ-ОПФР по Владимирской области начислить и выплатить пенсию по случаю потери кормильца за период с 10.08.2020 по 27.09.2020 и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», исходил из того, что на момент первоначального обращения за назначением пенсии по потере кормильца (10.08.2021) Бочарова Д.А. являлась трудоспособной, в связи с чем у нее право на пенсию по потери кормильца отсутствовало. Повторно Бочарова Д.А. обратилась 28.09.2021, приложив справку об обучении по очной форме, и пенсия была ей назначена с 01.09.2021 и на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией. Доводы стороны истца о том, что до достижения совершеннолетия 25.06.2021 Бочарова Д.А. являлась нетрудоспособной и находилась на иждивении отца, а период между окончанием школы и поступлением в институт является переходным периодом приостановления пенсионных выплат, и, следовательно, пенсия должна быть назначена с 10.08.2021 и за предшествующий год, отклонены судом. При этом суд исходил из того, что отцовство умершего Ежова А.П. в отношении Бочаровой Д.А. установлено только 14.07.2021, Бочарова Д.А. не являлась получателем пенсии по потери кормильца до даты обращения и нормы ст.24 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не могут быть применены.
Проверив в интересах законности решение суда в указанной части, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст.7 (ч.1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39, ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой согласно ст.39 (ч.2) Конституции РФ устанавливаются законом.
Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливая в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии, в том числе страховую пенсию по случаю потери кормильца, определяет круг лиц, имеющих право на эту пенсию, а также условия ее назначения.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
В ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее - в редакции, действующей на момент обращения за назначением пенсии и на момент назначения пенсии) установлено, что нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет; дети, умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами (п.1 ч.2).
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч.3).
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством РФ полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч.4).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, круг которых определен в ч.2 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях", если они состояли на иждивении умершего кормильца, то есть находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
При этом иждивение детей умершего кормильца, не достигших возраста 18 лет, предполагается и не требует доказательств. В то же время факт нахождения на иждивении после достижения ребенком возраста 18 лет в случае его обучения по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, специфика организации учебного процесса в рамках образовательной программы в очной форме получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по такой форме обучения, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства (Постановление от 27.11.2009 № 18-П, Определение от 17.12.2008 №1071-О-О).
Таким образом, дети умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеют право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, если они после достижения совершеннолетия продолжали находиться на иждивении родителей, то есть оставались на их полном содержании или получали от них такую помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно ст.24 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае достижения лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет и отсутствия документов, подтверждающих его обучение по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, - на 6 месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанному лицу исполнилось 18 лет (п.3 ч.1). При устранении указанных обстоятельств, производится возобновление выплаты страховой пенсии, неполученные суммы пенсии, выплачиваются за все время, в течение которого выплата указанной пенсии была приостановлена (ч.2, ч.3).
Из анализа вышеприведенных норм закона следует, что лица, достигшие возраста 18 лет, до достижения ими возраста 23 лет не обладают безусловным правом на получение пенсии по случаю потери кормильца. Такое право им предоставлено лишь в случае фактического обучения по очной форме в образовательных учреждениях, поскольку только в этом случае закон признает их нетрудоспособными.
По общему правилу, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.5, ч.6 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях", но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п.3 ч.5 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока- на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно (п.3 ч.10 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Бочарова Д.А. **** г/р, являлась дочерью **** А.П., умершего ****. До достижения 18 лет (25.06.2021) Бочарова Д.А. получателем пенсии по потере кормильца не являлась, поскольку отцовство было установлено судебным актом, вступившим в законную силу 14.07.2021. Первоначально за назначением пенсии по потере кормильца Бочарова Д.А. обратилась 10.08.2021. Поскольку на тот момент Бочарова Д.А. являлась трудоспособной (достигла 18 лет и не обучалась по очной форме обучения), право на назначение пенсии по потере кормильца у нее в силу ч.1-ч.4 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствовало. С 01.09.2021 Бочарова Д.А. обучается по очной форме в ВУЗе. 28.09.2021, приложив справку об обучении по очной форме, Бочарова Д.А. повторно обратилась за назначением пенсии по потере кормильца, которая в соответствии с п.3 ч.5 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" ей была назначена с 01.09.2021 и на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией (с 28.09.2020). Доводы Бочаровой Д.А. о том, что пенсия по потере кормильца подлежала назначению с 10.08.2020 (за 12 месяцев предшествующих первоначальному обращению) и действия пенсионного органа по не назначению пенсии за период с 10.08.2020 по 27.09.2020 неправомерны, были предметом исследования суда и мотивированно отклонены, как основанные на неправильном толковании норм материального права. Поскольку до достижения совершеннолетия Бочарова Д.А. не являлась получателем пенсии по потере кормильца, то положения п.3 ч.1 ст.24 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" к возникшим правоотношения применению не подлежат.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что действия ГУ-ОПФР по Владимирской области по назначению Бочаровой Д.А. пенсии по потери кормильца с 01.09.2021 (после повторного обращения с предоставлением документов, подтверждающих право на назначение пенсии по потере кормильца) и за предшествующие обращению 12 месяцев (с 28.09.2020) неправомерными не являются.
Согласно ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 01.05.2022 №136-ФЗ) нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются также дети умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение (п.1 ч.2).
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством РФ полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (кроме детей, достигших возраста 18 лет, указанных в ч.4.1 ст.10 указанного Федерального закона) (ч.4).
Предполагается и не требует доказательств иждивение детей умершего кормильца, достигших возраста 18 лет, обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, при условии, что на день смерти кормильца они не осуществляли работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (ч.4.1 введена Федеральным законом от 01.05.2022 №136-ФЗ).
Федеральным законом от 01.05.2022 №136-ФЗ также внесены соответствующие изменения в ст.24 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Изменения, внесенные Федеральным законом от 01.05.2022 №136-ФЗ, вступили в силу с 01.06.2022 и применению к спорным правоотношениям не подлежат.
Таким образом, оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований Бочаровой Д.А. о возложении на ГУ-ОПФР по Владимирской области обязанности начислить и выплатить пенсию по случаю потери кормильца за период с 10.08.2020 по 27.09.2020, не имеется.
В соответствии со ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи" (в редакции, действующей на момент обращения за назначением пенсии и на момент назначения пенсии), общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории РФ, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", пенсия (пенсии), которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством РФ, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в РФ" в субъекте РФ (ч.1).
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в случае, если общая сумма его материального обеспечения, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в РФ" в субъекте РФ, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ (ч.4).
По общему правилу, социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия (ч.6 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи").
Социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату (ч.7 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи").
Приказом Минтруда России от 07.04.2017 №339н утверждены Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты (утратили силу с 01.01.2022).
Граждане обращаются за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ путем подачи заявления (п.9).
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с заявлением, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату (п.19).
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину на срок, на который ему установлена пенсия в соответствии с законодательством РФ (п.20).
С заявлением о назначении пенсии по потере кормильца со всеми необходимыми документами Бочарова Д.А. обратилась 28.09.2021.
Решениями ГУ-ОПФР по Владимирской области от 08.10.2021 Бочаровой Д.А. назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца с 01.09.2021 по 24.06.2026 в размере 3918 руб. 51 коп., установлена фиксированная выплата к страховой пенсии по случаю потери кормильца с 01.09.2021 в размере 3022 руб. 24 коп. (л.д.72), а также пенсия по случаю потери кормильца с 28.09.2020 по 24.06.2026 (л.д.73).
При обращении 28.09.2021 с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца Бочарова Д.А. проставила в нем отметку об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии (л.д.37).
Решением ГУ-ОПФР по Владимирской области от 11.11.2021 Бочаровой Д.А. установлена федеральная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в размере 2859 руб. 25 коп. с 01.10.2021 (то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения) по 24.06.2026 (л.д.28).
С данным решением Бочарова Д.А. не согласна, полагая, что федеральная социальная доплата к пенсии подлежала назначению с даты, с которой подлежала назначению пенсия по потере кормильца, то есть с 10.08.2020 (за 12 месяцев, предшествующих первоначальному обращению за назначением пенсии).
Разрешая требования Бочаровой Д.А. об обязании ГУ-ОПФР по Владимирской области начислить и выплатить социальную доплату к пенсии по случаю потери кормильца за предшествующий период со дня, с которого подлежала назначению соответствующая пенсия, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку социальная доплата устанавливается на срок, на который установлена соответствующая пенсия, то в силу особых правил назначения страховой пенсии по потере кормильца, учитывая, что пенсия по потере кормильца назначена Бочаровой Д.А. на срок с 28.09.2020 по 24.06.2026, то соответственно и социальная доплата должна быть назначена на указанный срок. Иное, по мнению суда, приведет к нарушению прав Бочаровой Д.А. на достойное пенсионное обеспечение.
С решением суда в части удовлетворения требования Бочаровой Д.А. о возложении на ГУ-ОПФР по Владимирской области обязанности начислить и выплатить федеральную социальную доплату к пенсии по потери кормильца с 28.09.2020, судебная коллегия согласиться не может.
Правовое регулирование такого вида оказания государственной социальной помощи как социальные доплаты к пенсии, установлено в ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи", согласно которой по общему правилу, социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (ч.6).
Данное положение, предоставляя гражданам возможность обратиться за назначением социальных доплат к пенсии в любое время после возникновения права на них, а также определяя сроки, с которых назначаются указанные доплаты, и возлагая на граждан обязанность обратиться с заявлением об их назначении, направлено на обеспечение беспрепятственной реализации права на социальное обеспечение, наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) данного права, способствует своевременному обращению за назначением доплат и само по себе не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права граждан. (Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 №1103-О).
Возлагая на ГУ-ОПФР по Владимирской области обязанность начислить и выплатить Бочаровой Д.А. федеральную социальную доплату к пенсии по потери кормильца с 28.09.2020, суд первой инстанции руководствовался п.6 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи", п.20 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утв. приказом Минтруда России от 07.04.2017 №339н, п.3 ч.5 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», и исходил из того, что доплата устанавливается на срок, на который установлена соответствующая пенсия, и, учитывая, что пенсия по потере кормильца назначена Бочаровой Д.А. на срок с 28.09.2020 по 24.06.2026, то соответственно и социальная доплата должна быть назначена на указанный срок. Данные выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права.
Действительно, Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрена возможность назначения пенсии по потере кормильца в особом порядке (п.3 ч.5 ст.22). При этом особый порядок назначения пенсии по потере кормильца (ранее даты обращения, за предшествующие 12 месяцев) не подлежит применению для случаев назначения федеральной социальной доплаты к пенсии, правила назначения и выплаты которой не аналогичны положениям закона о назначении и выплаты пенсии по потере кормильца и регулируются специальным законом - Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи". При этом Приказом Минтруда России от 07.04.2017 №339н утверждены Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты.
Указанными нормативно-правовыми актами не предусмотрена возможность назначения и выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии ранее 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения, то есть за прошедшее время. Исключением являются дети-инвалиды и дети, не достигшие возраста 18 лет, которые обратились за назначением пенсии по потере кормильца. На них распространяется правило о назначении федеральной социальной доплаты к пенсии в беззаявительном порядке, со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную доплату. Таким образом, для данной категории граждан законодатель прямо предусмотрел возможность назначения федеральной социальной доплаты к пенсии также в особом порядке, не с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения, а без подачи соответствующего заявления и со дня, с которого соответствующая пенсия назначена. Для остальных граждан предусмотрено назначение федеральной социальной доплаты к пенсии на общих основаниях, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения.
На момент обращения Бочарова Д.А. не являлась ребенком-инвалидом и уже достигла возраста 18 лет, следовательно, на нее особый порядок назначения федеральной социальной доплаты к пенсии (без подачи соответствующего заявления и со дня, с которого пенсия назначена) не распространяется. В случае если бы законодатель хотел наделить всех граждан возможностью установления федеральной социальной доплаты к пенсии в особом порядке, то в ч.6 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи", аналогично правовой норме, содержащейся в ч.7 ст.12.1 указанного Федерального закона, также содержались бы положения о назначении доплаты со дня, с которого назначена соответствующая пенсия.
Федеральным законом от 26.05.2021 №153-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2022, ч.6 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи" признана утратившей силу, а ч.7 ст.12.1 указанного Федерального закона изложена в новой редакции, согласно которой социальная доплата к пенсии устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.
Положения Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи" в редакции Федерального закона от 26.05.2021 №153-ФЗ к спорным правоотношениям не применяются.
Не состоятельна и ссылка суда на положения ч.6 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи" при обосновании вывода о том, что поскольку социальная доплата к пенсии устанавливается на срок, на который установлена соответствующая пенсия, то поскольку Бочаровой Д.А. назначена пенсия по потере кормильца с 28.09.2020, то и федеральная социальная доплата к пенсии должна быть назначена именно с указанной даты. Используемая в ч.6 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи" формулировка о том, что социальная доплата устанавливается на срок, на который установлена соответствующая пенсия, предполагает лишь то, что в случае прекращения выплаты пенсии, социальная доплата к пенсии также должна быть прекращена, так как социальная доплата осуществляется именно к пенсии, и не может производиться при прекращении выплаты пенсии.
С учетом изложенного, решение суда в части удовлетворения требования Бочаровой Д.А. об обязании ГУ-ОПФР по Владимирской области начислить и выплатить социальную доплату к пенсии по потери кормильца с 28.09.2020, подлежит отмене с принятием нового решение об отказе в удовлетворении данного требования.
Доводы Бочаровой Д.А. о том, что отцовство **** П.А. было установлено в судебном порядке только 14.07.2021 (после достижения ей совершеннолетия), о том, что она была лишена возможности обращения за назначением пенсии по потере кормильца ранее указанной даты, и о том, что в результате она поставлена в неравное положением с иными лицами, являющимися получателями пенсии по потере кормильца, о неправомерности решений ГУ-УПФР по Владимирской области по вопросу назначения пенсии по потере кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии не свидетельствуют.
Неполучение Бочаровой Д.А. пенсии по потере кормильца с 10.08.2020 по 27.09.2020 и федеральной социальной доплаты к пенсии с 10.08.2020 не находится в причинно-следственной связи с виновными действиями ГУ-УПФР по Владимирской области. Назначение пенсии по потере кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии произведено ГУ-ОПФР по Владимирской области в установленном законом порядке после обращения Бочаровой Д.А. с соответствующим заявлением и приложением необходимых документов.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда города Владимира от 12 апреля 2022 года отменить в части возложения на ГУ-ОПФР по Владимирской области обязанности начислить и выплатить социальную доплату к пенсии по потери кормильца с 28.09.2020. Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Бочаровой Дарии Александровны к ГУ-ОПФР по Владимирской области в данной части отказать.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда города Владимира от 12 апреля 2022 года оставить без изменения.
Председательствующий П.А.Якушев
Судьи М.А.Белоглазова
Е.В.Денисова
****