Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 08 июня 2023г.
Магарамкентский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Арабова Г.Я., при секретаре судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы Администрации муниципального района «<адрес>» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Глава Администрации муниципального района «<адрес>» обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности МР «<адрес>» на бесхозяйный объект недвижимого имущества - сети газосетевого хозяйства, протяженностью 2266 м, расположенные по адресу: 368780, <адрес>, р-н Магарамкентский, <адрес>, кадастровый №.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГг. недвижимое имущество-сети газосетевого хозяйства протяженностью 2266м., расположенные по адресу: 368780, <адрес>, кадастровый №, принято Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество) на учет как бесхозяйное, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
В течение всего времени с момента постановки объекта на кадастровый
учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил.
В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской
Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или
собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской
Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ требования о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются судом общей юрисдикции в порядке особого производства.
Истец просит суд признать право муниципальной собственности МР «<адрес>» на бесхозяйный объект недвижимого имущества - сети газосетевого хозяйства, протяженностью 2266м., расположенныее по адресу: 368780, <адрес>, р-н Магарамкентский, <адрес>, кадастровый №.
Представитель заявителя Администрации муниципального района «<адрес>» ФИО2, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, направила в суд заявление, в котором просила удовлетворить заявленные требования и рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Заинтересованное лицо-ООО «Газпром газораспределение Дагестан», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направили, о причинах неявки в суд не сообщили, ходатайств об отложении дела на другой срок не заявили.
Суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Суд, исследовав письменные материалы дела, находит, что требования главы Администрации МР «<адрес>» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что МР «<адрес>» является органом, ответственным за организацию в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 06.01.2022г. №Пр-26, выданных по итогам пресс-конференции, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ, в целях организации мероприятий по ликвидации бесхозяйных газораспределительных и электрических сетей на территории Республики Дагестан, с республиканскими органами власти реализуются мероприятия по консолидации и оформлению права собственности на бесхозяйные энергетические объекты на территории Республики Дагестан, в судебном порядке.
По результатам проводимых мероприятий выявлены случаи отсутствия собственников газоснабжающих сетей газосетевого хозяйства, в лице физических лиц и/или юридических лиц. в том числе случаи строительства объектов без оформления правоустанавливающих документов.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 24.12.2022г. вышеуказанный бесхозяйный объект недвижимого имущества, принят на учет Администрацией МР «<адрес>», как бесхозный.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машиноместа), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
В силу своих технических характеристик вышеперечисленный объект сетевого газоснабжения являются недвижимым имуществом.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно которому принятие на учет недвижимых бесхозяйных объектов (далее - НБО) осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав - Росреестр и его территориальные управления.
Согласно пункту 30 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3- 13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение единого государственного реестра недвижимости» для постановки бесхозяйного имущества на учет в органы Росреестра к заявлению прилагаются следующие документы:
-документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;
-документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта РФ.
Таким образом, документы, подтверждающие отсутствие притязаний на НБО со стороны третьих лиц, предоставлены при постановке на учет в Управлении Росреестра по <адрес>.
Пунктами 4 и 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ, организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Признание имущества бесхозяйным возможно только тогда, когда сняты все сомнения в том, что вещь не имеет собственника или собственник неизвестен, либо собственник отказался от права собственности.
Поскольку в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи об отсутствии прав собственности на НБО и о принятии их на учет, а МР «<адрес>» является органом, ответственным за организацию в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, имеет право на признание прав собственности на указанное бесхозяйное имущество.
В соответствии с ч.1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. (п.3 ст. 225 ГК РФ).
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п.2 ст.8 ГК РФ права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав не него.
Поскольку в течение трех месяцев с момента постановки указанного линейного объекта недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, никто своих прав на них не заявил, собственник недвижимой вещи неизвестен, заявитель не имеет возможности зарегистрировать право собственности на бесхозяйное имущество во внесудебном порядке, суд считает возможным удовлетворить требования главы Администрации МР «<адрес>».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление главы Администрации муниципального района «<адрес>», удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального района «<адрес>» на бесхозяйный объект недвижимого имущества - сети газосетевого хозяйства, протяженностью 2266 м, расположенные по адресу: 368780, <адрес>, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РД через Магарамкентский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Магарамкентского районного суда РД Г.Я. Арабов
решение составлено и отпечатано
в совещательной комнате