Дело №2-127/2021
31RS0025-01-2020-001673-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2021 года г. Строитель
Яковлевский районный суд Белгородского области в составе:
председательствующего - Анисимова И.И.
при секретаре - Абросимовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельник И. В. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющей компании Жилищник-3» о признании незаконным применения увеличенного тарифа платы за содержание жилья в многоквартирном доме, о возложении обязанности пересчета платы за содержание жилья в многоквартирном доме,
с участием: истца Мельник И.В. и ее представителя Алтынниковой А.А. (ордер № 023870 от 12.01.2021), представителя ООО «УК Жилищник-3» (ответчика) Иванова А.В. (доверенность от 11.01.2021)
установил:
Мельник И.В. (далее-истец) является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, управление, содержание и текущий ремонт общего имущества которого осуществляет ООО «Управляющая компания Жилищник-3» (далее-ответчик).
06.07.2020 протоколом общего собрания 1 (6) собственников многоквартирного дома принято решение о принятии тарифов на содержание общедомового имущества с 01.08.2020 по 01.08.2022 в размере 10,93 руб./м2, включая: за техническое обслуживание общего имущества – 4,5 руб./м2, текущий ремонт – 2,94 руб./м2, уборка подъездов – 0,81 руб./м2, уборка придомовой территории-2,3 руб./м2, ОДН (электроэнергия)- 0,38 руб./м2, с учетом тарифа на электроэнергию с 01.07.2020 в размере 4,16 руб.(кВТ*ч).
За август и сентябрь 2020 ООО «УК Жилищник-3» в квитанциях об уплате коммунальных услуг тариф на содержание общедомового имущества составлял 10,93 руб./м2.
С 01.10.2020 ответчик в одностороннем порядке изменил тариф на содержание общедомового имущества с 10,93 руб./м2 на 13,71 руб./м2, установленный 27.08.2020 муниципальным советом Яковлевского городского округа в решении №3 на период с 01.10.2020 по 30.06.2021.
10.11.2020 на претензию собственников указанного МКД о незаконности повышения тарифов ответчиком дан ответ о том, что при утверждении тарифа собственниками МКД не учтены положения ч.1, 7, 12, 156 ЖК РФ, а также п. 16 постановления Пленума ВС РФ №22 от 27.06.2017, обязывающих согласовывать тариф с управляющей компанией и как следствие отсутствии полномочий собственников МКД самостоятельно определять тариф на ОДН в силу ч.9.2 ст. 156 ЖК РФ.
С 01.11.2020 ООО «Управляющая компания Жилищник-3» изменяет тариф на содержание общедомового имущества с 13,71 руб./м2 на 11,87 руб./м2.
Мельник И.В. обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным применение ООО «УК Жилищник-3» тарифа на содержание общедомового имущества МКД по адресу: <адрес> : с 01.10.2020 в размере 13,71 руб./м2, а с 01.11.2020 - в размере 11,87 руб./м2., а также возложить на ООО «УК Жилищник-3» обязанность производить начисление тарифа на содержание общедомового имущества МКД по адресу: <адрес>, исходя из тарифа 10.93 руб./м2, установленного решением общего собрания собственников помещений МКД от 06.07.2020 за период с 01.10.2020 до изменения Департаментом ЖКХ <адрес> норматива потребления электроэнергии для общедомовых нужд или <адрес> на электроэнергию, но не более чем до 01.08.2022.
В обоснование требований в указанной части сослалась на то, что ответчик игнорирует решение общего собрания МКД и начал производить начисление платы с 01.10.2020 по расценкам, установленным органом местного самоуправления, а с 01.11.2020, который не установлен ни муниципальным советом, ни решением собственников помещений от 06.07.2020.
В судебном заседании истец Мельник И.В. И ее представитель Алтынникова А.А. поддержали требования в полном объеме.
Иванов А.В., представляя интересы ООО «УК Жилищник-3» (ответчика), в суде иск не признал.
Исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 ст. 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Из материалов дела усматривается, что Мельник И.В. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, управление, содержание и текущий ремонт общего имущества которого осуществляет ООО «Управляющая компания Жилищник-3» согласно договору управления, заключенному в соответствии со ст. 161 ЖК РФ.
06.07.2020 протоколом общего собрания 1 (6) собственников многоквартирного дома по второму вопросу повестки принято решение о включении работ в текущий ремонт на 2020-2021 и принятии тарифов на содержание общедомового имущества с 01.08.2020 по 01.08.2022 в размере 10,93 руб./м2, включая: за техническое обслуживание общего имущества – 4,5 руб./м2, текущий ремонт – 2,94 руб./м2, уборка подъездов – 0,81 руб./м2, уборка придомовой территории-2,3 руб./м2, ОДН (электроэнергия)- 0,38 руб./м2, с учетом тарифа на электроэнергию с 01.07.2020 в размере 4,16 руб.(кВТ*ч) до изменения Департаментом ЖКХ норматива потребления электроэнергии или Правительством Белгородской области тарифа электроэнергии. Тарифы приняты с учетом остатка денежных средств за 2019.
В силу ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно ч.9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела сторонами в суде не оспаривался тот факт, что на 01.07.2020, указанный в решении собственников МКД тариф ОДН устанавливался с учетом ставок, утвержденных Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 17.12.2019 № 33/1 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей по Белгородской области, на 2020 год».
Тариф на содержание общедомового имущества МКД в размере 13.71 руб./м2 муниципальным Советом Яковлевского городского округа Белгородской области был принят в решении №3 от 27.08.2020. Факт внесения изменений в указанное решение муниципалитета в части изменения тарифов с 13.71 на 11.87руб.м2 в установленном законом порядке не подтвержден.
За август и сентябрь 2020 в квитанциях об уплате коммунальных услуг тариф на содержание общедомового имущества абонента Мельник И.В. составлял 10,93 руб./м2.
С 01.10.2020 ответчик изменил тариф на содержание общедомового имущества с 10,93 руб./м2 на 13,71 руб./м2, установленный 27.08.2020 муниципальным советом Яковлевского городского округа в решении №3 на период с 01.10.2020 по 30.06.2021.
ООО «УК Жилищник-3» в ответе от 10.11.2020 на претензию собственников указанного МКД о незаконности повышения тарифов ответчиком
при утверждении тарифа собственниками МКД не учтены положения ч.1, 7, 12, 156 ЖК РФ, а также п. 16 постановления Пленума ВС РФ №22 от 27.06.2017, обязывающих согласовывать тариф с управляющей компанией и как следствие отсутствии полномочий собственников МКД самостоятельно определять тариф на ОДН в силу ч.9.2 ст. 156 ЖК РФ.
С 01.11.2020 ООО «Управляющая компания Жилищник-3» изменяет тариф на содержание общедомового имущества с 13,71 руб./м2 на 11,87 руб./м2, который не был установлен ни муниципальным советом, ни решением собственников помещение от 06.07.2020.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ и п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Так, частью 4 ст. 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение
об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
В пункте 4.2 типового договора управления ООО «Управляющая компания Жилищник-3» закреплено, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества дома для собственника устанавливается в соответствии со ст. 158 ЖК РФ, решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей компании или если решения общего собрания собственников нет, то по решению муниципального совета Яковлевского района.
Исходя из смысла названных норм и условий договора управления, полномочным органом по установлению тарифов на содержание жилья является общее собрание собственников и если последними не принято соответствующее решение, управляющая компания вправе руководствоваться тарифами установленными органом местного самоуправления. При этом тарифы не могут изменяться чаще одного раза в год.
В рамках рассмотрения дела установлено, что ответчик оказывает услуги по содержанию названного МКД на основании продолжительного промежутка времени. При оплате оказываемых услуг на протяжении всего периода в указанном доме применялись тарифы, которые устанавливались органом местного самоуправления.
Собственники, исходя из материалов дела, приняли решение об установлении тарифов, которое закреплено в протоколе общего собрания 06.07.2020.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что изменение ставки оплаты за содержание общедомового имущества произведено ответчиком незаконно, т.к. волеизъявление собственников помещений многоквартирного жилого дома по установлению данной платы с 01.10.2020 в размере 13,71 руб./м2, а в последствии (01.11.2020) и 11,87руб./м2 отсутствует.
Доводы ответчика о невозможности изменения собственниками помещений в одностороннем порядке обязательных платежей без согласования с управляющей компанией судом не принимаются во внимание в виду следующего.
Действительно, в соответствии с ч.3 ст. 181.4 ГК РФ управляющая компания не относится к лицам, имеющим право голоса на общем собрании собственников, как и не является лицом, в отношении которого решения общего собрания собственников являются обязательными ( ч.5 ст. 46 ЖК РФ), однако, ни правовые нормы Жилищного кодекса РФ, ни принятые в соответствии с ним Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (п. 31), регулирующие спорные правоотношения по установлению размера платы, не содержат указания на наличие у управляющей компании права в одностороннем порядке устанавливать (изменять) размер указанной платы, в том числе путем ее индексации с учетом инфляции, а лишь возлагают на управляющую компанию обязанность предоставить на утверждение общему собранию собственников многоквартирного дома свои обоснованные предложения по определению и установлению этого размера, порядок определения размера платы указывается в
договоре управления МКД и должен соответствовать требованиям законодательства.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений от 06.07.2020 №1 (6), на общем собрании присутствовали юрист ООО «УК «Жилищник-3» Иванов А.В. и начальник участка-Черныш А.С. ( л.д.10). На собрании была доведена позиция управляющей организации в части установления размеры платы на услуги по содержанию общедомового имущества - без электроэнергии для ОДН в размере 11,69 руб./м2 до сведения собственников.
Указанное выше решение общего собрания собственников помещений от 06.07.2020 в установленном законодательством порядке не обжаловалось, незаконным не признано.
Суд также приходит к выводу о несостоятельности доводов ответчика о неправомочности общего собрания собственников помещений МКД по изменению размера платы за содержание жилого помещения, поскольку по смыслу положений ст.ст.44 и 45 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в МКД в праве в частности решением общего собрания выбирать размер платы за работы и услуги по управлению домом.
Поскольку при проведении 06.07.2020 вышеназванного собрания, имелся кворум, а решением общего собрания собственников помещений МКД приняты решения по вопросам, относящимся к компетенции собрания, оспариваемое решение не может быть признано недействительным в силу ничтожности.
Более того, в августе и сентябре 2020 управляющей компанией были применены тарифы, установленные 06.07.2020 общедомовым собранием собственников МКД №5 по ул. Березовой в г. Строитель Белгородской области, а потому управляющая компания, не обоснованно применила с 01.10.2020 тарифы, установленные органом местного самоуправления в решении №73 от 27.08.2020 в размере 13.71 руб./м2, а с 01.11.2020 тариф 11,87 руб./м2, неустановленный ни муниципальным советом, ни решением собственников МКД от 06.07.2020.
При таких обстоятельствах, суд приходи к выводу о признании доводов истца Мельник И.В. обоснованными, а требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд-
решил:
иск Мельник И. В. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющей компании Жилищник-3» о признании незаконным применения увеличенного тарифа платы за содержание жилья в многоквартирном доме, о возложении обязанности пересчета платы за содержание жилья в многоквартирном доме- удовлетворить.
Признать незаконным применение обществом с ограниченной ответственностью «УК Жилищник-3» тарифа на содержание общедомового имущества многоквартирного дома по адресу: Белгородская область г. Строитель ул. Березовая, д.5: с 01.10.2020 в размере 13,71 руб./м2, а с 01.11.2020 - в размере 11,87 руб./м2.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «УК Жилищник-3» обязанность производить начисление тарифа на содержание общедомового имущества МКД по адресу: Белгородская область г. Строитель ул. Березовая д.5, исходя из тарифа 10.93 руб./м2, установленного решением общего собрания
собственников помещений многоквартирного дома от 06.07.2020 за период с 01.10.2020 до изменения Департаментом ЖКХ Белгородской области норматива потребления электроэнергии для общедомовых нужд или Правительством Белгородской области на электроэнергию, но не более чем до 01.08.2022.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Яковлевский районный суд Белгородской области.
Решение суда в окончательной форме принято 01.02.20210.
Судья И.И. Анисимов