Дело № 2-618/2021
УИД: 05RS0039-01-2021-002063-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 октября 2021 года с. Касумкент
Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Тагировой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Шайдабегове К.Э.,
с участием помощника прокурора <адрес> РД ФИО3, представителя администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан к МБОУ ДО «ДЮСШ № дзюдо и самбо» и администрации МР «<адрес>» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и противопожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
и.о. заместителя прокурора <адрес> РД, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ ДО «ДЮСШ № дзюдо и самбо» и администрации МР «<адрес>», в котором просит признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности образовательной организации и возложить на администрацию МР «<адрес>» обязанность выделить из бюджета денежные средства на указанные цели и обязать МБОУ ДО «ДЮСШ № дзюдо и самбо» по мере финансирования из бюджета устранить выявленные нарушения, ссылаясь на то, что прокуратурой района с привлечением специалистов МОВО по <адрес> - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по РД» и ОНД и ПР № по Хивскому, Курахскому, Агульскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД проведена проверка исполнения требований к антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности МБОУ ДО «ДЮСШ № дзюдо и самбо», в ходе которой установлено, что образовательным учреждением допускаются нарушения требований Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), а именно: не определено должностное лицо ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД Российской Федерации и территориальными органами ФСВНГ Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации»); не разработаны планы эвакуации работников, обучающихся и иных мин, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
не обеспечен пропускным и внутриобъектовым режимом; не установлена система передачи тревожных сообщений в Подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; не проводятся учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); не размещены наглядные пособия, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении ЧС, номеров телефонов аварийно спасительных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов ФСВНГ Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо (автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; не осуществляются мероприятия по взаимодействию с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД Российской Федерации и территориальными органами ФСВНГ Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Кроме того, в ходе проверки в образовательном учреждении выявлены нарушения требований противопожарной безопасности, установленныеФедеральным законом от 22.07.2008г. №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Ф3-№) и Правилами противопожарного режима утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020г. № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила), а именно: руководителем объекта защиты не соблюдены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности; имеющийся на территории объекта защиты источник наружного противопожарного водоснабжения не соответствует установленным требованиям нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности: не возможен забор воды пожарной автоцистерной и объём не соответствует нормативному значению;руководитель организации не обеспечил наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения; руководителем объекта защиты не разработан журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;руководителем объекта защиты не представлена декларация пожарной безопасности в органы государственного пожарного надзора; инструкция о мерах пожарной безопасности разработана не в соответствии с разделом XVIIIПостановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
Это способствует созданию негативных последствий в учреждении, несвоевременному принятию мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступлений и иных правонарушений, что ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц.
Учитывая, что ситуация в сфере противодействия терроризму и экстремизму на территории Республики Дагестан остается напряженной, соответственно, угроза возможного совершения террористических актов реальна и на территории образовательного учреждения. Данное обстоятельство противоречит действующему законодательству и способствует беспрепятственному проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
Помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям изложенным в иске, требования в части обязывания администрации выделить из бюджета денежные средства на расходы, связанные с антитеррористической защищенностью и противопожарной безопасностью учреждения, уточнил, просил с учетом объяснений представителя администрации МР «<адрес>» РД о том, что бюджете района средства для устранения требований антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности отсутствуют, новый бюджет будет заложен в декабре 2021 года, обязать исполнить указанный пункт требований до конца января 2022года и удовлетворить их требования в полном объеме.
Представитель администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО4 в судебном заседании требования прокурора признал частично, пояснил, что бездействие со стороны администрации района и МБОУ ДО «ДЮСШ №» не имеется, поскольку работа по устранению имеющихся нарушений требований законодательства проводится систематически, образовательным учреждениям выделяются финансовые средства, необходимые для устранения нарушений, связанных с противопожарной безопасностью и антитеррористической защищенностью, последние по мере выделения финансовых средств, имеющиеся нарушения устраняют. Кроме того, решением Собрания депутатов муниципального района шестого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете МР «<адрес>» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» муниципальным образовательным школам предусмотрены денежные средства по устранению имеющихся нарушений требований законодательства о противопожарной безопасности и в целях принятия мер по предупреждению при обеспечении антитеррористической безопасности объектов образования. Часть указанных в исковом заявлении прокурора нарушений устранены, для устранения остальных в бюджет МР «<адрес>» будут включены дополнительные денежные средства. Для обеспечения охраной объекта образования проводится работа по заключению муниципальных контрактов с соблюдением процедуры, предусмотренной федеральным законом « О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ. В связи с изложенным исполнение требований прокурора в части выделения из бюджета финансовых средств на расходы связанные с противопожарной безопасностью и антитеррористической защищенностью возможно только в начале 2022 года. В связи с изложенным просит удовлетворить требования прокурора частично.
Представитель МБОУ ДО «ДЮСШ № дзюдо и самбо» <адрес> РД в судебное будучи, надлежаще извещенным не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела не направил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Выслушав доводы сторон, проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее-Закон) к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу с п.2 ч.6 ст.28 Закона образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п.5.39 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения", утвержденных приказом Минрегиона от ДД.ММ.ГГГГ №, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы мну грен них дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3).
При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Технического регламента).
На основании п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч. 3 ст. 5 Закона N 35-ФЗ).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно ст. 5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе полномочие по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В силу п. п. 6.1, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.
Материалами дела установлено, что не оспаривается ответной стороной, в образовательном учреждении имеются выявленные нарушения требований пожарной безопасности, установленные нормами и правилами, а также установлено, что организация обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций не исполнила, тем самым не обеспечен контрольно-пропускной режим, направленный на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект.
Выявленные нарушения могут привести к угрозе жизни и здоровья воспитанников, состав которых меняется как с началом каждого учебного года, так и в течение года, преподавателей, других работников школы, иных лиц, посещающих школу, например, родителей учеников, должностных лиц.
Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
Тем самым, из системного толкования приведенных выше норм закона следует, что они содержат императивные предписания, в силу чего суд приходит к выводу о том, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений и органов местного самоуправления, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░ ░░░░ ░░ «░░░░ № ░░░░░ ░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░ № ░░░░░ ░ ░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░ № ░░░░░ ░ ░░░░░» ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: